Рыбаков В. М. Преломление морали в праве: механизм «сянжунъинь» // Петербургское востоковедение. Выпуск 9. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1997. С. 162—204.
Современная философия дефинирует мораль как «явление общественной
культуры, происхождение которого определяется потребностями
социальной жизни, необходимостью регуляции совместной деятельности
людей... Мораль выделяется из первоначально не расчлененной
совокупности других форм общественной регуляции (обычай,
ритуал) в эпоху разложения общинно-родового строя... Нравственные
требования и оценки вырабатываются непосредственно массовым сознанием
(в отличие от правовых норм), санкционируются в конечном
итоге волей всего общества и претендуют на общечеловеческое значение...». «Основой такой оценки являются сложившиеся в обществе...
представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести
и бесчестье»... Право же определяется как «совокупность устанавливаемых
или санкционируемых государством общеобязательных правил
поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами
государственного воздействия, включая принуждение... Неразрывная
связь с государством является одним из специфических признаков,
отличающих право от правил поведения в бесклассовом, безгосударственном обществе, а также от всех иных социальных норм (моральных,
этических и т. д.) классового общества»...
22–24 апреля 2024 г. в ИВР РАН пройдет Третья Международная научная конференция «Рукописное наследие Востока», посвященная 140-летию со дня рождения Б.Я. Владимирцова (1884–1931).