Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
К 80-летию Победы
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
Противодействие коррупции
IOM (eng)

Елена Дмитриевна
Огнева

кандидат исторических наук
Огнева Елена Дмитриевна [род. 24.07.1944, пос. Гульрипш, Абхаз. АССР], специалист по буддийскому искусству Тибета и Монголии, тибетской культуре. В 1966 г. окончила Восточный факультет ЛГУ, отделение тибетской филологии на кафедре Китайской филологии. Изучала тибетский язык под руководством Б. И. Кузнецова, параллельно изучала тибетскую иконографию под руководством Б. И. Панкратова. В течение двух лет стажировалась в ЛО ИВ АН СССР под руководством Л. Н. Меньшикова, затем работала старшим научно-техническим сотрудником в тибетском фонде рукописного отдела ЛО ИВ АН, участвовала в его инвентаризации. В 1975 г. уехала в г. Луцк, Украина. Затем поступила в аспирантуру ИВ АН СССР (Отдел Древнего Востока, руководитель Г. М. Бонгард-Левин), в 1980 г. защитила диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук по теме «Тибетский средневековый трактат по теории изобразительного искусства». До 1984 г. работала в г. Душанбе в Институте рукописей, в дальнейшем — сотрудник украинских научных учреждений: доцент Национального Восточно-Европейского университета им. Леси Украинки; старший научный сотрудник Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАНУ (Киев). Лауреат премии имени А. Е. Крымского НАН Украины за цикл работ «Философско-религиозные и научные традиции Востока в европейской культуре» (2013).

Принимала участие в масштабной работе по инвентаризации тибетского фонда ЛО ИВ АН СССР в 1960-е – 1970-е гг., благодаря которой он стал доступен для исследователей. Во многом на этом уникальном опыте основана статья по книжной культуре Тибета (1983). Одновременно О. изучала буддийскую иконографию по трактатам на тибетском языке, в результате чего была написана диссертация и несколько статей (1973, 1975 и др.). Ее наставником в этой области был Б.И. Панкратов, выдающийся знаток тибетско-монгольской иконографии. Впоследствии О. подготовила к изданию стенограмму его речи на обсуждении работы Л. Н. Гумилева «Старобурятская живопись» (1975 г.) для сборника работ Панкратова, сохранившихся в его личном фонде в АВ СПбФ ИВ РАН (1998).

Из публикаций сер. 1980-х – нач. 1990-х гг. следует отметить обширные статьи по культуре празднования тибетского нового года (1985) и по другим праздникам годового цикла (1989), а также серии статей по буддийской и тибетской тематике для таких значимых изданий, как «Мифы народов мира» (1980), «Мифологический словарь» (1990), «Буддизм: словарь» (1992), Православная энциклопедия (2002, 2003, 2005, 2012, 2013).

Дальнейшие тибетологические исследования Е. Д. Огневой связаны главным образом с изучением коллекций книг и предметов буддийского культа в украинских музеях: киевском музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, одесских музеях западного и восточного искусства, Доме-Музее им. Н. К. Рериха и Муниципальном музее личных коллекций имени А. В. Блещунова, музее восточных культур в Золочеве и картинных галереях во Львове, Луганске, Сумах. Эти исследования отражены в ряде публикаций (2000, 2008, 2010, 2011, 2014 и др.).

Е. Д. Огнева поддерживает связь и с российскими коллегами. Она приняла участие в написании коллективной монографии по буддийской металлической пластике из собрания Музея Востока в Москве (2004), в издании каталога одной частной российской коллекции (2005), написала одну из исследовательских статей для каталога коллекции буддийской пластики из собрания Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН (2014).

Помимо востоковедения, занимается изучением украинской кириллической книги, литературы и культуры, в частности творчества Леси Украинки. Она является создателем единственного в мире мемориального музея-усадьбы И. Ф. Стравинского в г. Устилуге и одним из организаторов регулярного международного фестиваля классической музыки «Стравинский и Украина» на Волыни.

Основные работы по востоковедению: Структура тибетской иконы (на примере цокшина Цзонхавы) // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, ГРВЛ, 1973. С. 103–112; «Защитный круг» из Хара-Хото // Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока. Л.: Аврора, 1975. С. 61–69; Книга в тибетской культуре // Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. Материалы Первого Всесоюзного координационного совещания. Душанбе: Дониш, 1983. С. 202–211; Тибетцы // Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Новый год. М.: Наука, ГРВЛ, 1985. С. 190–224; Тибетцы // Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии: Годовой цикл. М.: Наука, ГРВЛ, 1989. С. 264–305; Тибетоязычные письменные источники в Украине // Цырендоржиевские чтения — 2000. Киев, 2000. С. 76–82; Пять семей Будды (металлическая скульптура северного буддизма IX–IX вв. из собрания ГМИНВ). М., 2004. Совм. с Э. В. Ганевской, А. Ф. Дубровиным; Живопись Тибета. Русская частная коллекция. Альбом-каталог / Н. В. Сазонова (науч. ред.), Е. Д. Огнева (текст), Е. И. Желтов (фот.), И. И. Шептунова (науч. ред.). М.: ГМВ, 2005; Боги снежных гор: музеи Украины // Сакральное искусство в традиции тибетского буддизма [Сб. науч. ст.]. Одесса: Астропринт, 2008; Боги снежных гор, огненно-жарких пустынь и прохладных лесов. Изобразительное искусство тибетской традиции в музеях Одессы. Путеводитель. Одесса: Одесский Дом-музей им. Н. К. Рериха, 2010; Памятники тибетской книжности в Украине // Память мира: историко-документальное наследие буддизма. Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Москва, 25–26 ноября 2010 г.). М.: Изд. центр РГГУ, 2011. С. 211–220; Буддийские коллекции в тибетской традиции на юге Украины (история собраний в музеях Одессы) // СНВ. Вып. XXXV: коллекции, тексты и их «биографии». М.: Вост. лит., 2014. С. 226–246; О надписях и письменных вложениях, связанных с буддийской сакральной пластикой // 108 образов Будды. Исследование коллекции № 5942 из собрания МАЭ (Кунсткамера) РАН. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 24–31.

А. В. Зорин

Публикации ( cписок всех публикаций)

[2021]

Огнева Е. Д. Танка как текст: опыт чтения сюжета «Восемь ступ» // Mongolica. Том XXIV, 2021, №2. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2021. С. 33—41.

[2014]

Огнева Е.Д. Буддийские коллекции в тибетской традиции на юге Украины (история собраний в музеях Одессы) // Страны и народы Востока. Вып. XXXV: коллекции, тексты и их «биографии». М.: Наука — Восточная литература, 2014. С. 226—246.

[2010]

Огнева Е.Д. Боги снежных гор, огненно-жарких пустынь и прохладных лесов. Изобразительное искусство тибетской традиции в музеях Одессы. путеводитель / Отв. за выпуск Е.Г.Петренко. Одесса: Одесский Дом-музей им. Н.К.Рериха, 2010. 72 с. (Seria Buddhica, III.)

[2008]

Огнева Е.Д. Боги снежных гор : музеи Украины : сакральное искусство в традиции тибетского буддизма [Сб. науч. ст.] / Cост. Е.Д.Огнева, Е.Г.Петренко; вступ. слово, оформл. и перевод с укр. Е.Г.Петренко; Одесский Дом-Музей им. Н. К. Рериха. Одесса: «Астропринт», 2008. 208 с.: 9 л. ил. (Seria Buddhika.)

[2007]

Огнєва О.Д. Східні стежини Лесі Українки. Луцьк, 2007. 236 с.

[1998]

Панкратов Б.И. Иконография тибетского буддизма (В связи с публикацией книги Л. Н. Гумилева «Старобурятская живопись». Москва, «Искусство», 1975) / Публикация Е. Д. Огневой // Страны и народы Востока. Выпуск XXIX. Борис Иванович Панкратов. Монголистика. Синология. Буддология. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998. С. 289—301.

[1983]

Огнева Е.Д. Книга в тибетской культуре // Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. Материалы Первого Всесоюзного координационного совещания. Душанбе: «Дониш», 1983. С. 202-211.

[1979]

Огнева Е. Д. Структура тибетского научного текста (1409 г.) (метод цитирования) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Декабрь 1978 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1979. С. 43—47.

[1975]

Огнева Е.Д. Роль хвалы в тибетском тексте // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XI годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (краткие сообщения и автоаннотации). Часть 1. М.: ГРВЛ, 1975. С. 118—121.

[1968]

Огнева Е. Д. Связь географических названий с именами горных божеств в тексте пятой главы тибетского эпоса о царе Гэсаре // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Тезисы докладов IV годичной научной сессии ЛО ИНА. Май 1968 года. Ленинград, 1968. C. 32—34.


На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций11008
Монографий1598
Статей9148
Случайная новость: Объявления
27–28 ноября 2023 г. в ИВР РАН пройдут ХVII Всероссийские востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov