Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
ППВ 1(22), 2015 Версия для печати Отправить на E-mail
06.11.2015

ПИСЬМЕННЫЕ
ПАМЯТНИКИ
ВОСТОКА
1 (22)
весна — лето 2015

Журнал основан в 2004 году
Выходит 2 раза в год

Полный текст выпуска в формате PDF

ПУБЛИКАЦИИ

Рукопись монгольской сказки «О старике Боронтае» из собрания ИВР РАН. Предисловие, транскрипция, перевод с монгольского языка, примечания Д. А. Носова5
Исследователи монгольского фольклора в последнее время все чаще обращаются к архивным и рукописным материалам по устному народному творчеству. Приведенная рукопись является одной из ранних записей кумулятивной сказки «О старике Боронтае». Это широко распространенное среди монгольских народов произведение много раз фиксировалось фольклористами в ходе полевой работы. Транскрипция и перевод текста, записанного старомонгольской графикой на базе уйгурского алфавита, публикуются впервые.
Ключевые слова: монгольские рукописи, фольклор, сказки, кумулятивные сказки.

ИССЛЕДОВАНИЯ

А. Л. Хосроев. Еще раз об апофатическом богословии гностиков (материалы и комментарий) — 12
В статье на основе многочисленных примеров автор показывает, что первыми выразителями так называемого апофатического (или отрицательного) богословия в христианском мире были гностические христиане, по-своему толковавшие платоническое учение о Боге.
Ключевые слова: раннее христианство, гностицизм, платонизм, апофатическое богословие, коптские переводы.

Л. В. Горяева. Две рукописи «Повести о раджах Пасея» (к истории текста) — 37
«Повесть о раджах Пасея» (XV в.) . самая ранняя малайская хроника (и возможно, самое раннее из написанных по-малайски сочинений), которая повествует об истории северосуматранского княжества Самудра-Пасей и охватывает события с середины XIII до середины XIV в. Хроника сохранилась лишь в двух рукописях, хранящихся ныне в Британской библиотеке и собрании Королевского Азиатского общества (Лондон). В статье анализируются существующие версии истории текста хроники и предложен ряд дополнений и корректив к ним.
Ключевые слова: малайская хроника, Пасей, рукописи, колофон, Маджапахит, Суматра, Центральная Ява.

И. С. Гуревич. О двух буддийских текстах как источниках китайского разговорного языка III—IX вв. — 47
Грамматическая структура китайского языка III—V вв. представлена в статье текстом перевода на китайский язык «Сутры о царевиче Судане», репрезентативность которого для языка указанного периода выявляется при сопоставлении с текстами оригинальных китайских сочинений «Записки о поисках духов» Гань Бао и «Новая книга рассказов о современниках» Лю И-цина. Значимость «Сутры Шестого Патриарха» (ее дуньхуанской версии) определяется тем, что это самый ранний текст жанра юйлу, который зафиксировал переход грамматической структуры языка III—V вв. к явно выраженным грамматическим явлениям языка IX—X вв., полностью проявившимся в текстах юйлу эпохи Тан.
Ключевые слова: переводы буддийских сочинений, Сутра о царевиче Судане, Сутра Шестого Патриарха, оригинальные китайские тексты, разговорный язык III—IX вв., репрезентативный текст, грамматическая структура языка.

К. Г. Маранджян. Конфуцианский трактат Накаэ Тодзю «Беседы со старцем» как достоверный исторический источник, или Были ли неграмотными самураи в начале XVII в.? — 57
В статье рассматривается вопрос о том, насколько сетования конфуцианского ученого Накаэ Тодзю (1608—1648) о неграмотности и невежестве самураев отражали реальную ситуацию, а не были необходимой преамбулой для изложения нового учения, когда под «неграмотностью» подразумевалась духовная слепота аудитории, которой предлагалось новое альтернативное миропонимание. Ключевые слова: конфуцианский трактат, жанр «вопрос.ответ», Накаэ Тодзю, неграмотность и невежество самураев, достоверный исторический источник.

З. А. Юсупова. К истории изучения лурских диалектов — 67
Статья содержит краткий обзор источников и литературы (на русском, западноевропейских и курдском языках) по лурам и лурским диалектам. В ней излагаются выявленные автором мнения (нередко взаимоисключающие) по вопросу о месте лурских диалектов среди других иранских языков.
Ключевые слова: диалектология, лурские диалекты, территория распространения, классификация, определение места в семье иранских языков.

ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

М. М. Юнусов. Из истории дешифровки западносемитского письма: события и люди. III. Пальмирские тексты в Европе: С. Пети и Н.-К. де Пейреск — 75
Это третья статья из серии очерков, посвященных основным этапам становления в Европе западносемитской эпиграфики. В первой трети XVII в. греческо-пальмирская билингва, высеченная на мраморном барельефе и опубликованная в сборнике Ю. Липсия и М. Сметия «Inscriptionum antiquarum» в 1588 г. (Pl. XXXII), привлекла внимание С. Пети. Он пытался сделать перевод пальмирского текста билингвы. Эта попытка не увенчалась успехом. Об этом известно из сообщения Я. Спона (1679), который приводит отрывок из личного письма С. Пети Н.-К. де Пейреску (1632) с переводом пальмирского текста надписи. Этот перевод вырван из контекста рассуждений автора, поэтому оценивать его как перевод в полном смысле слова представляется неправомерным. Скорее это реконструкция устного заклинания, сопровождавшего жертвоприношение перед барельефом.
Ключевые слова: Пети, Пейреск, Спон, Roma I, Roma II, Гелиодор, Грутер, Липсий, Сметий, Галлан, Бартелеми, Гартман.

Ю. А. Иоаннесян. Троичная духовная природа человека в учении шейхитов — 98
В статье освещается учение шейхитской школы в шиизме о том, из каких частей состоит духовное начало человека. Автор ставит перед собой задачу показать, как это учение предстает в первоисточниках, т. е. в трудах основателя школы — Шайха Ахмада Ахса’и и его преемника Сайида Казима Рашти. Основу исследования составили рукописные и литографские тексты этих мыслителей на арабском и персидском языках из коллекции ИВР РАН. В статье широко представлены выдержки из указанных текстов в переводе автора.
Ключевые слова: шейхизм, шиизм, шиитские школы, ислам, философия, мистика, эзотерика.

А. И. Колесников. Топография христианских епархий Восточного Ирана и Хорасана при Сасанидах (III—VII вв.) — 118
В статье проводится анализ информации средневековых сирийских, арабских и среднеперсидских источников, содержащих ценные сведения об ареале распространения христианства на восточных окраинах иранской ойкумены. Автор приходит к заключению, что при всем различии первоисточников в жанрах и идеологической ориентации они фиксируют одни и те же главные центры восточного христианства, рассредоточенные вдоль южной ветви Великого шелкового пути.
Ключевые слова: Церковь Востока, соборы, несториане, монофизиты, Селевкия, Абаршахр, Мерв, Герат, Сакастан, Центральная Азия.

В. М. Рыбаков. «Незаконное присвоение» в уголовных законах китайской династии Тан — 128
Традиционное китайское уголовное право предусматривало шесть видов имущественных преступлений. В данной статье на основе уголовного кодекса династии Тан «Тан люй шу и» описывается шестой из них . незаконное присвоение. Определение, данное в соответствующей статье кодекса, устанавливает, что по нормам «незаконного присвоения» надлежало наказывать чиновников, которые не являлись начальниками и при этом получили от кого-либо какое-то имущество в связи с ведением своих служебных дел. Однако это понятие трактовалось танскими законодателями более широко. Во-первых, нормы незаконного присвоения могли применяться и к нечиновным простолюдинам, когда от них ожидалось исполнение того или иного строго предписанного для данной ситуации закона. Во-вторых, под присвоением чаще всего понималось не столько незаконное получение имущества, сколько его незаконное, неправомерное перемещение. Поэтому тот, кто обогатился, мог оказаться не виноват. А вот тот, чьи действия вызвали перераспределение ценностей, как раз и нес ответственность по нормам «незаконного присвоения». Для империи, претендующей на способность тотальной организации социального движения, более недопустимым представлялось не присвоение имущества, но присвоение права на его перемещение.
Ключевые слова: традиционные общества, государство и право, уголовные законы, идеология.

С. Л. Бурмистров. Даттатрея и его место в индуистской мифологии — 141
Даттатрея — синкретическое божество (предположительно — реальное историческое лицо, впоследствии обожествленное), считающееся воплощением Вишну. Тем не менее его образ совмещает в себе черты Вишну и Шивы и несет следы влияния тантрических индуистских культов. Философские аспекты учения, связанного с именем Даттатреи, представляют собой синтез санкхьи, йоги и двайта-веданты. В одном из гимнов это божество понимается как «Атман Брахмы, Вишну и Шивы» и само создает иллюзорную Вселенную, чтобы вечные души, наделенные способностью к деятельности, могли ее полностью реализовать.
Ключевые слова: Даттатрея, маханубхавы, индуистский тантризм, двайта-веданта, Трипура.

КОЛЛЕКЦИИ И АРХИВЫ

Е. П. Островская. Вклад Н. Д. Миронова в изучение буддийской коллекции собрания индийских рукописей Азиатского музея — ИВР РАН — 153
В истории Индийского фонда Азиатского музея — ИВР РАН два первых десятилетия ХХ в. неразрывно связаны с именем Николая Дмитриевича Миронова (1880—1936), занимавшегося в то время исследованием этого многоязыкого и разнописьменного собрания. В статье рассматриваются подходы ученого к проблеме описания индийских манускриптов и итоги проделанной им работы. Показано, что санскритские рукописные памятники буддизма, отложившиеся в Индийском фонде до 1913 г., были впервые систематизированы Н. Д. Мироновым как единая коллекция, экспонирующая важнейшие жанры литературы Махаяны — гимнографию, сутры (гомилетические тексты), шастры (трактаты), а также различные списки терминологического словаря «Махавьютпатти».
Ключевые слова: Азиатский музей, буддийская коллекция Индийского фонда ИВР РАН, Н. Д. Миронов, рукописи, санскритские рукописные памятники буддизма.

С. И. Марахонова. Российский японист С. Г. Елисеев в Гарварде в 1932—1957 гг. (на англ. яз.) — 169
Статья посвящена жизни и научно-педагогической деятельности япониста С. Г. Елисеева в США, где в течение 23 лет он был первым директором Института Гарвард-Яньцзинь и профессором отделения дальневосточных языков в Гарвардском университете. Автор основывается на документальных материалах, обнаруженных им в архивах и библиотеках Гарвардского университета и Института Гарвард-Яньцзинь. Также использованы опубликованные и неопубликованные письма С. Г. Елисеева его русским коллегам. Рассмотрена деятельность С. Г. Елисеева как организатора науки и преподавания восточных дисциплин в США.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Т. А. Пан. 57-я ежегодная встреча Постоянной международной алтаистической конференции (Владивосток, 9—14 сентября 2014 г.) — 177

С. Л. Бурмистров. 31-я конференция по философской компаративистике «Философская компаративистика и компаративная философия образования». Центр философской компаративистики Института философии СПбГУ (Санкт-Петербург, 21 ноября 2014 г.) — 181

Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. Восьмые Всероссийские востоковедные чтения памяти О. О. Розенберга (Санкт-Петербург, 24—25 ноября 2014 г.) — 184

М. М. Юнусов. Международная конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Игоря Михайловича Дьяконова (Санкт-Петербург, 13—15 января 2015 г.) — 189

С. Х. Шомахмадов. Х Открытый теоретический семинар сектора Южной Азии Отдела Центральной и Южной Азии ИВР РАН (Санкт-Петербург, 11 февраля 2015 г.) — 200

Ю. А. Иоаннесян. Иранистическая конференция «Философия, религия, история и культура Ирана» (Санкт-Петербург, 18 февраля 2015 г.) — 204

РЕЦЕНЗИИ

Kritzer Robert. Garbhāvakrāntisūtra: The Sūtra on Entry into the Womb. — Tokio: The International Institute for Buddhist Studies of The International College for Postgraduate Buddhist Studies, 2014 (Studia Philologica Buddhica, Monograph Series XXXI). — 438 pp. (В. П. Иванов) — 208

Боркин Л. Я. Извара, Н. К. Рерих, Гималаи. — СПб.: Издательство «Европейский дом», 2014. — 256 с., 270 илл. (Т. В. Ермакова) — 211

Васильков Я. В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». — СПб.: Издательство «Европейский дом», 2010. — 397 с. (Е. В. Танонова) — 213

Руденко М. Б. Очерки средневековой курдской литературы. Подготовка рукописи к изданию, предисловие, примечания, указатели Ж. С. Мусаэлян; Приложение: Руденко М. Б. Материалы и наброски для лекции «Курды: Быт, нравы, обычаи и культура». — СПб.: Контраст, 2014 (Азиатика). — 280 с. (З. А. Юсупова) — 216

IN MEMORIAM

Владимир Аронович Якобсон (1930—2015) (Н. О. Чехович) — 219

Валерий Вячеславович Полосин (1939—2014) (С. М. Якерсон) — 221

Последнее обновление ( 01.04.2019 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10959
Монографий1590
Статей9111
b_diakonoff_co_nd.jpg
c_miklukhomaklai_i_1998(196.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type