Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XVIII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения по Танскому Китаю). Часть III / Ответственные редакторы В.Н.Горегляд, Е.И.Кычанов. М.: Наука, ГРВЛ, 1985.


ПРЕДИСЛОВИЕ


Публикуемый сборник в значительной мере отражает содержание докладов, прочитанных на научной конференции «Танский Китай и соседи», проведенной сектором Дальнего Востока Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР в декабре 1982 г.

Китай VII-Х вв., времени правления династии Тан (618-906), был мощным политическим, экономическим и культурным центром Дальнего Востока. После падения династии Хань в начале III в. н.э. Китай при Тан вновь был объединен. Это было не простое объединение страны в пределах одной территории. Социальные и политические институты Китая, его культура синтезировали все то лучшее, что было достигнуто на севере и на юге страны в период ее четырехвековой раздробленности. Танские социальные формы стратификации общества, правосознание, естественные науки, идеология Тан, танская литература оказали большое воздействие на молодые государства Дальнего Востока – Японию и Корею.

Изучать Дальний восток периода Тан это во многом изучать те явления в культуре, литературе, идеологии, социальной и политической сфере, которые определили облик Китая и стран Дальнего Востока на многие столетия вперед.

Сборник открывается статьями Г.Я.Смолина, Э.С.Стуловой и Л.К. Павловской, связанными по содержанию с восстанием Хуан Чао (875-884 гг.). Статья Г.Я.Смолина характеризует внутриполитическую обстановку в стране, позицию ряда цзедуши в период восстания. Статьи Э.С.Стуловой и Л.К.Павловской раскрывают трактовку образа предводителя восстания – Хуан Чао в китайской литературе жанров бао-цзюань и пинхуа. Это оригинальные материалы, мало использовавшиеся исследователями.

Весьма любопытны статьи И.Т.Зограф и И.С.Гуревич, посвященные литературе жанра бяньвэнь, ставшей известной из дуньхуанских материалов. Анализируя язык бяньвэнь и китайской прозы династий Сун и Юань, И.Т.Зограф приходит к выводу, что бяньвэнь представляли собой периферийную линию развития китайской литературы, прервавшуюся в начале XI в. И.С.Гуревич в своей статье развивает положение о том, что произведения жанра бяньвэнь, связанные с буддийскими сюжетами, характеризуются языком более близким к разговорному языку той эпохи, чем бяньвэнь на светские сюжеты.

Статьями В.М.Рыбакова, Е.М.Козиной и Е.И.Кычанова представлено в сборнике танское право. Все авторы основывают свои наблюдения о положении личности, семьи и должностного лица в Китае на материалах «Тан люй шу и», «Кодекса династии Тан с комментариями и разъяснениями» (653 г.), первого средневекового китайского кодекса, сохранившегося полностью до наших дней.

А.С.Мартынов на примере доклада известного танского поэта Юань Чжэня императору Сянь-пзуну рассматривает в своей статье отношения концепции сакральной китайской монархии с конфуцианской доктриной. Это одна из проблем традиционной политической идеологии Китая, исследованию которой А.С.Мартынов посвятил многие годы.

Помимо уже упоминавшихся статей Э.С.Стуловой и Л.К.Павловской, литература стран Дальнего Востока представлена статьями В.Н.Горегляда и Л.В.Ждановой о японской и корейской поэзии на китайском языке и статьей М.И.Никитиной об интерпретации буддийской легенды из «Самгук юса». Исследование литератур соседних с танским Китаем народов показывает не только усвоение ими элементов китайской культуры, но и приспособление этой культуры к местным условиям, ее постоянную трансформацию на местной почве. В.Н.Горегляд устанавливает, что каноны, выработанные в Японии для сложения стихов на китайском языке (канси) были перенесены на чисто японскую поэзию (вака), обладавшую собственной спецификой. В статьях Л.В.Ждановой исследуется реализация индивидуальности двух китайских поэтов и одного поэта корейского, писавшего по-китайски, при разработке одинакового сюжета, и взаимодействие представлений о мире, принадлежащих к разным идеологическим системам, в рамках одного текста. М.И.Никитина, долгие годы работающая над реконструкцией категорий и интерпретацией древнекорейской культуры, на примере легенды об основании буддийского храма Пэнвольсан показывает взаимоотношения местной корейской мифологии с буддизмом.

А.В.Масловым для сборника подготовлена публикация переводов акад. В.М.Алексеева из антологии танской поэзии «Тан ши сюань», сделанных им в годы Великой Отечественной войны.

Статьи Т.Г.Комиссаровой «Буддийские каталоги династии Тан» и И.Э.Циперович «Китайская новелла “чуаньци” периода Тан (VII-IX вв.). Библиография советских исследований и переводов» представляют труды по библиографии Тан.

Уже один этот краткий перечень показывает, сколь многообразны проблемы, связанные с исследованием периода Тан и Дальнего Востока VII-IX вв. вообще. Хотелось бы, чтобы и прошедшая конференция, и данная публикация стали началом претворения в жизнь некоего «Танского проекта» в Ленинграде, проекта, который бы объединил специалистов, чьи научные интересы так или иначе связаны с Дальним Востоком VII-Х вв. Регулярные конференции и публикация их материалов содействовали бы решению многих кардинальных проблем средневековой истории и культуры стран Дальнего Востока.

В. Н. ГОРЕГЛЯД, Е. И. КЫЧАНОВ


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие (В. Н. Горегляд, Е. И. Кычанов) — 3

Г. Я. Смолин. Крестьянская война 874–901 гг. и танские генерал-губернаторы (цзедуши) — 5

Э. С. Стулова. Восстание Хуан Чао 875–884 гг. в «Баоцзюань о Муляне» (предварительные наблюдения) — 11

Л. К. Павловская. О создании художественного персонажа в китайском народном историческом романе-пинхуа (изображение Хуан Чао в «Заново составленном пинхуа по истории Пяти династий») — 21

А. С. Мартынов. Доклад Юань Чжэня императору Сянь-цзуну о воспитании наследника — 29

А. В. Маслов. Опыт формального анализа иероглифики девизов царствования периода Тан (618–907 гг. н. э.) — 34

Е. М. Козина. Семья и государство в средневековом Китае (по материалам кодекса династии Тан) — 42

Е. И. Кычанов. Закон Тан о борьбе с хищениями людей — 48

В. М. Рыбаков. Функция, статус и персона в танском правовом мышлении — 53

В. М. Алексеев. Антология мастеров китайской классической поэзии и прозы (Извлечения. Публикация текста, вступительная часть и комментарии А. Маслова) — 60

В. Н. Горегляд. Ранняя японская поэзия на китайском языке — 67

М. И. Никитина. Об интерпретации одной буддийской легенды из «Самгук юса» — 70

Л. В. Жданова. Четверостишие корейского поэта Чхве Чхивона и «Банановая притча» Ле-цзы — 80

Л. В. Жданова. Стихотворения Гу Юня, Чхве Чхивона и Гао Пяня на сюжет «Путь Тяньвэй» («Небесная гроза») — 85

И. Т. Зограф. О месте дуньхуанских бяньвэней в истории китайского языка и литературы — 90

И. С. Гуревич. Ещё раз о бяньвэнь… (заметки) — 96

Т. Г. Комиссарова. Буддийские каталоги династии Тан — 101

И. Э. Циперович. Китайская новелла «чуаньци» периода Тан (VII–IX вв.). Библиография советских исследований и переводов — 109

Содержание — 117

PDF-файлы

Полный текст сборника

Ключевые слова



На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций8589
Монографий1407
Статей7112
Случайная новость: Объявления
Государственную итоговую аттестацию проходит аспирантка III курса очной формы обучения Д. В. Зайцева (направление подготовки 46.06.01 — исторические науки и археология, специальность 07.00.09 - историография, источниковедение и методы исторического исследования).
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type