Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках (курс лекций). Ответственный редактор В.И.Беляев. Л., 1966


Книга ставит целью ознакомить читателей с источниками и историей ислама, развитием исламского вероучения, мусульманского права, суфизма, сект и народных оппозиционных движений в исламе, главным образом шиизма.

Книга рассчитана на студентов восточных факультетов, а также на всех интересующихся историей религий.

«Предисловие»

В основу настоящей книги легли лекции, читанные автором на восточном факультете Ленинградского государственного университета (спецкурс). Книга задумана как учебное пособие по истории ислама, истории Ирана и сопредельных стран, их культуры и идеологических учений. Книга рассчитана прежде всего на студентов восточного, исторического, филологического, философского и юридического факультетов университетов и педагогических институтов, а также на аспирантов и преподавателей исторических и других гуманитарных дисциплин и на читателей широкого круга, интересующихся историей и культурой стран Передней и Средней Азии.

Автор ставил своей целью дать в сравнительно кратком изложении выводы науки наших дней и ознакомить читателя с современным состоянием изучения проблемы. Книга, таким образом, основана на результатах исследований исламоведов, частью (в основном гл. XIII) непосредственно на источниках (см. библиографию). Недостаток пособий и научно-популярной литературы на русском языке побудил автора дать в книге освещение и общих вопросов исламоведения, каковы возникновение ислама, происхождение Корана и хадисов и т. д.; ознакомление с этими общими моментами истории ислама необходимо для понимания исторической роли ислама на почве иранской культуры. Книга освещает историю обеих главных ветвей ислама — как суннитской, так и ши‘итской: обе эти ветви были представлены в средневековом Иране. До создания ши‘итского Сефевидского государства население Ирана было по крайней мере наполовину (если еще не более) суннитским и суннизм был государственным исповеданием почти всех феодальных государств Ирана; ши‘изм же служил идеологической формой многих народных и оппозиционных движений, начиная со второй половины VII и до начала XVI вв., когда при Сефевидах стал государственным исповеданием. Исламизация Ирана после арабского завоевания и победа ши‘итского сефевидско-кызыл-башского движения являются начальной и конечной вехами описываемого в настоящей книге периода.

Конечно, развитие как суннитской, так и ши‘итской ветвей ислама и отдельных их течений происходило в условиях широкого международного общения стран, в которых господствовал ислам; течения, зародившиеся на арабской почве (например, пантеизм Ибн ал-‘Араби), оказывали сильнейшее влияние на иранцев, и, напротив, идеи деятелей иранского происхождения (например, доктрины ал-Матуриди и ал-Газали) распространялись среди арабов. Рассматривая разные течения ислама в аспекте международных связей, автор, однако, останавливается только на явлениях, которые так или иначе отразились в истории Ирана. Поэтому в книге не освещаются такие движения, как альморавидское или альмохадское, целиком происходившие вне Ирана. Равным образом не упоминаются здесь секты и движения немусульманского происхождения (хуррамиты, йезиды), а также течения и движения, относящиеся ко времени позднее начала XVI в., каковы шейхитское, бабидское и др.

Учитывая общее назначение книги как вузовского пособия, автор дал облегченный аппарат ссылок на источники и пособия. Полные библиографические данные приведены в библиографии. При ссылках на источники имеются в виду подлинники, ссылки на переводы специально оговорены. По техническим причинам оказалось невозможным дать точную транслитерацию арабских и персидских имен и терминов в тексте книги. Точная транслитерация дана лишь в указателе терминов. Названия этнические и племенные даны со строчной буквы, а имена родовые и династийные и нисбы (прозвания по месту происхождения и т. д.), — с заглавной. Отступления от принятой системы транслитерации допущены в некоторых именах и терминах, для которых сохранена укоренившаяся в русской литературе форма (Ахмед, ‘Омар, ‘Осман, эмир, казий, дервиши, медресэ и др.). Хронологические даты всюду даны по нашей эре (н. э.), лишь особо важные даты — также и по хиджре. Коран в основном цитируется по новейшему переводу акад. И.Ю.Крачковского (см. библиографию).

Автор считает своим приятным долгом выразить благодарность ответственному редактору книги проф. В.И.Беляеву, а также проф. А.Н.Болдыреву, А.М.Голдобину, Л.Е.Куббелю, А.Г.Лундину, проф. А.Д.Новичеву, Л.В.Строевой, участвовавшим в обсуждении настоящей книги, своими критическими замечаниями и советами помогшими улучшить ее, и Н.А.Петровой, помогавшей автору при составлении библиографии и указателя терминов.

PDF-файлы

Аннотация, Предисловие, Введение. Возникновение ислама, Оглавление

Ключевые слова


Иран
ислам

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций7243
Монографий1320
Статей5856
p_ts_1976(turcologica).jpg
Случайная новость: Объявления
9 апреля 2018 г. (понедельник) в 15:00 состоится заседание Ученого Совета, на котором будет заслушан доклад д. и. н., доц. Восточного ф-та СПбГУ И. В. Герасимова «Исламская культура на родине тангутов».
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type