|
|
|
|
Страны и народы Востока. Вып. XXXVII: Государство на Востоке / Под ред. И.Ф. Поповой, И.В. Богданова. М.: Наука — Восточная литература, 2017. 327 с. ISBN 978-5-02-039782-8 (в пер.).
Издание имеется в продаже
СОДЕРЖАНИЕ
Древний Восток
И. В. Богданов. Коронация и экономика: аспекты бюрократического сознания в Египте эпохи Древнего царства — 5
Статья посвящена исследованию ряда титулов и эпитетов дворцовых камергеров Древнего царства, связанных с церемонией коронации и коронами
как символами экономической и политической власти царя. В основе первой
части работы — исследование титулов и эпитетов чиновников в контексте
надписей на цилиндрических печатях Древнего царства. Отдельное внимание
уделено эпитетам sḫkr(w) ḥ3t nṯr.f «украшающий чело своего бога» и m33 nfrw
nb.f «созерцающий красоту своего господина» (с вариантами). Большую часть
статьи занимает исследование уникального эпитета m3ṯ bjt nswt «водружающий Красную корону царя». На материале источников от времен Древнего
царства до эпохи Птолемеев исследуются бюрократические и теологические
аспекты употребления глагола m3ṯ в значениях «утверждать, вносить в реестр,
придумывать». В ходе работы предпринят подробный анализ фрагмента коронационного отчета царицы h3ṯ-špswt (Urk. IV, 261,2–262,1), в котором содержится ряд терминов, обозначавших царскую именную титулатуру. Заключительная часть статьи посвящена словоупотреблению m3ṯ в значении «прославлять» и «водружать» корону, по данным текстов Древнего–Нового царств.
Главный теоретический вывод статьи следующий. Дворцовый камергер,
в соответствии со своими обязанностями имеющий дело с короной, воспринимал ее как символ экономической власти царя. Поэтому благодаря участию
в каком-либо экономическом мероприятии чиновник мог включить в свою
титулатуру эпитет, характеризующий его функцию на дворцовой службе, как
универсальное понятие, в котором подчеркивалась его важная роль во всем
процессе управления промышленностью.
Ключевые слова: древнеегипетская эпиграфика, Древнее царство,
древнеегипетская лексикография, административная история Древнего Египта.
М. А. Редина-Томас. К вопросу о системе административного управления Ниппура как провинциального центра касситской Вавилонии — 121
В статье рассматривается система административного управления города
Ниппура, крупного религиозного центра Вавилонии. Письменные источники
из этого города составляют около 90% всех сведений по истории касситского
периода (ок. 1595 — 1155 г. до н.э.), что делает Ниппур приоритетным объектом исследования в рамках социально-экономической истории региона. Ниппур, главный культовый город бога Энлиля, был центром одноименной провинции и провинции-сателлита Пан-цери, по-видимому, располагавшейся сразу за ее границами. Во главе города Ниппура стоял управитель (“governor”)
шандабакку (акк. šandabakku, шум. GÁ.DUB.BA(.A) / GÚ.EN.NA), который
также, вероятно, был ответственным за политические и экономические вопросы, связанные с этими провинциями. Шандабакку Ниппура подчинялся напрямую царю Вавилонии и контролировал ряд чиновников, ответственных за
работу дворцового и храмового хозяйства города.
Ключевые слова: древний Восток, древняя Месопотамия, Вавилония,
средневавилонский период, касситы, Ниппур, городская администрация, провинциальный центр
С. А. Французов. Основные категории должностных лиц в государствах Южной Аравии в I тысячелетии до н.э. — 136
В настоящей статье на обширном материале древнейеменской эпиграфики,
датируемой I тысячелетием до н.э. и происходящей как из городов-государств
области ал-Джауф, так и из территориальных государств (Сабы, Катабана,
Хадрамаута), рассмотрено употребление титулов кабир и кайн, носители которых являлись основными должностными лицами в доисламской Южной Аравии данного периода. В итоге удалось установить, что термин кабир обозначал
любого администратора, власть которого основывалась на принципе единоначалия, тогда как кайном именовали члена коллегиального органа («советника»).
Ключевые слова: доисламский Йемен, цивилизация древней Южной
Аравии, южноаравийская эпиграфика, города-государства, территориальные
государства, древневосточная бюрократия, должностные титулы кабир и кайн
Китай и Вьетнам
В. А. Ветюков. Система военного обучения и экзаменов во Вьетнаме в период Поздних Ле (1428–1789). По трактату Фан Хюи Чу «Бинь че чи» («Записи о военном деле») — 157
Трактат выдающегося вьетнамского историка-неоконфуцианца Фан Хюи
Чу (1782–1840) «Записи о военном деле» (1819) является ценным источником
по вопросам военного строительства в государстве Дайвьет в правление династии Поздних Ле (1428–1789). Труд содержит богатую информацию о военном
обучении и экзаменах в данную историческую эпоху.
Первыми монархами династии Поздних Ле практиковались инспекции и
маневры регулярной армии, а также военные экзамены для отбора кандидатов
на офицерский чин. В правление Ле Тхань-тонга (1459/60–1497) был разработан устав вооруженных сил, регламентировавший боевые построения и способы действия в бою всех родов войск и флота.
Вслед за периодом упадка, вызванного чередой феодальных смут, система
военного обучения возродилась стараниями правителей из клана Чинь в северо-
вьетнамском княжестве Дангнгоай в XVII–XVIII вв. В первой половине XVIII в.
на провинциальном и на столичном уровне проводились экзамены, целью которых был отбор кандидатов на офицерскую степень, а также проверка навыков наличного командного состава. К испытаниям допускались и добровольцы
из числа рядовых. Порядок мероприятий ориентировался как на китайские
образцы, так и на местные традиции. В первую очередь проводились испытания по боевым искусствам (владение оружием ближнего и дальнего боя в пешем и конном строю). Затем следовала теоретическая часть.
Ключевые слова: военное обучение, военные экзамены, «Записи о военном деле», династия Поздние Ле, боевые искусства
В. М. Рыбаков. Уголовно-правовое обеспечение чистоты рядов чиновничества в Китае при династии Тан — 179
Традиционный Китай можно назвать бюрократической империей. Успешность и благосостояние бюрократической империи целиком зависят от эффективности управленческого аппарата, которая, в свою очередь, зависит от преданности чиновников делу, от их профессионализма и оптимальности их организации. Именно на этих трех узловых проблемах были сосредоточены законы
танского Китая, обеспечивавшие уголовно-правовую защиту кадровой политики его правительства.
Ключевые слова: традиционный Китай, государственная организация,
эффективность чиновничества, уголовное право Китая
П. А. Лапин. Цинская палата по делам вассальных территорий (лифаньюань) и практика приема российских посольских миссий при китайском дворе: споры вокруг дипломатического церемониала (начало XVIII — первая половина XIX в.) — 209
Российско-китайские отношения с момента их зарождения в начале ХVII в.
и вплоть до второй половины ХIХ в. развивались в рамках существовавшей
в Китайской империи в течение более тысячи лет традиционной внешнеполитической доктрины, делившей мир на две неравные части — Срединное государство и варварскую периферию. Приезд официальных представителей российского двора в китайскую столицу рассматривался местными дипломатами,
ответственными за контакты с нашим государством, исключительно как визит
очередного «вассала» восточной империи, прибывшего для засвидетельствования своего признания китайскому монарху.
«Даннический» статус российского посла предполагал исполнение им в Пекине серии унизительных, с точки зрения европейцев, церемониалов, противоречивших общепринятым нормам международных отношений и порочивших
независимый статус миссии. В связи с тем, что инициатором контактов с Китаем были россияне, главам наших посольств приходилось предпринимать
значительные усилия, чтобы продемонстрировать китайским чиновникам признаки якобы зависимого положения Российской империи и одновременно добиться желаемых для россиян итогов визита.
Ключевые слова: империя Цин, российско-китайские политические
связи, дипломатический этикет, споры вокруг придворного церемониала в Китае
Центральная Азия
Б. З. Нанзатов. Степные думы — административные образования у бурят Российской империи в XIX в. — 226
Бурятские степные думы представляют собой один из вариантов имперского управления национальными окраинами на восточных рубежах Российской
империи. Бурятские степные думы стали преемницами первых национальных
органов самоуправления бурят — «мирских сборных изб», степных контор,
которые возглавили ведомства, созданные на основе бурятских «поколений»
(родовых и племенных образований). Административное устройство степных
дум, особенности их функционирования отражают этапы адаптации и дальнейшей интеграции бурят в российское общество, опыт выстраивания системы
отношений центра и периферии, региональные особенности управления национальными территориями. Специфика имперского управления в Забайкалье
определялась также и приграничным положением бурятских территорий.
Ключевые слова: буряты, Азиатская Россия, адаптация, интеграция,
административная система, самоуправление
Р. Ю. Почекаев. Местные особенности правовой политики Российской империи на Западном Памире (конец XIX — начало XX в.) — 241
В статье дается историко-правовой анализ деятельности российской военной администрации на Западном Памире на рубеже XIX–XX вв. Российские
офицеры, пребывавшие в этом регионе, собрали немало ценных материалов
о местном политико-правовом устройстве. До сих пор данная информация
представляла интерес преимущественно для историков и этнографов, а сами
записки русских военных выглядели не более чем отражением их высокой
образованности и разносторонних личных интересов. Автор статьи пытается
показать, что сбор сведений о политических и правовых традициях памирцев
составлял целенаправленную деятельность российских военных властей в регионе и в значительной степени учитывался при выстраивании контактов как
с местным населением, так и с властями Бухарского эмирата, в состав которого входил Западный Памир в конце XIX — начале ХХ в.
Ключевые слова: Российская империя, Бухарский эмират, Западный
Памир, обычное право, судебная система, налоговые льготы, Большая игра,
«Памирское разграничение»
В. В. Трепавлов. Казахская правящая элита в Российской империи. Церемониальное отображение подданства — 263
На протяжении XVII–XIX вв. российское подданство казахов облекалось в
различные церемониальные и символические формы. Верховная власть и администрации на местах устанавливали процедуру интронизации ханов, определяли критерии награждения и ассортимент наград кочевых аристократов,
регулировали отправление и прием казахских депутаций в столицах и региональных центрах. Во время поездок царственных особ по империи происходила репрезентация культуры и образа жизни казахского народа, выражавшаяся,
помимо обязательных изъявлений в преданности монархам, в подношениях
этнографических артефактов и знакомстве высоких гостей с кочевым бытом.
Ключевые слова: жузы, Букеевская Орда, интронизация, инсигнии,
депутации, награждения, репрезентация
Д. Д. Селюнина, Т. Д. Скрынникова. Социально-политические практики Халхи XVII в. (по материалам монгольской летописи «Шара туджи») — 298
Статья посвящена анализу основных концептов монгольской политической
культуры в их конкретном выражении, характерном для исторического памятника XVII в.: ulus — социально-политическое пространство монгольского
социума; ejen — обозначение правителя, облеченного высшей властью; suu,
sülde — обозначение харизмы правителя, связанного с törö — универсальным
законом Вселенной; küčün и erke — концепты, обозначавшие типы силы, легитимировавшие власть. Сравнительный анализ концептов в «Тайной истории
монголов» (XIII в.) и «Шара туджи» (XVII в.) позволяет проследить изменения
в политической культуре монголов.
Ключевые слова: монгольская политическая культура, ulus, ejen, jarliγ,
törö, suu, sülde, küčün, erke, власть
Авторы выпуска — 324
PDF-файлы Аннотация, Содержание
Ключевые слова
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
21-23 ноября 2024 г. в ИВР РАН пройдет вторая всероссийская научная конференция молодых востоковедов «Армия и военные традиции на Ближнем Востоке». |
Подробнее...
|
|
|
|
|