|
|
|
|
Ars Islamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова / Cост. и отв.
ред. М.Б.Пиотровский, А.К.Аликберов. М.:
Наука — Восточная литература, 2016. 871 с.: ил. ISBN 978-5-02-039776-7.
В научный сборник, посвященный выдающемуся российскому исламоведу, одному
из основоположников Ленинградской / Санкт-Петербургской школы российского
академического исламоведения Станиславу Михайловичу Прозорову, включены статьи
российских и зарубежных исследователей, подавляющее большинство которых
являются единомышленниками, коллегами и учениками С.М. Прозорова. В центре
внимания авторов статей — различные области академического исламоведения: историография
и источниковедение ислама, суфизм, методы и методики исламоведческих
исследований, текстология, переводы исламских источников, впервые публикуемые
на русском языке, исламское образование в России, изучение выдающихся проявлений
исламской культуры в мусульманском мире, включая территории бывшей Российской
империи и СССР (Центральная Азия, Северный Кавказ, Урал и Поволжье).
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие — 11
Preface — 14
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
М. Б. Пиотровский. Единство в многообразии— 18
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
Станислав Михайлович Прозоров. Автобиография. Список научных трудов — 24
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
М. Б. Пиотровский. О некоторых принципах концепции преподавания истории
и культуры ислама в России — 43
А. К. Аликберов. Российское исламоведение, его предмет и место в системе гуманитарных знаний (по следам одной научной дискуссии) — 51
Р. И. Беккин. Кафедра исламоведения петроградского университета (о малоизвестной странице из биографии А.Э.Шмидта) — 77
Р. М. Мухаметшин. Исламоведение в Татарстане — 96
A. D. Knysh. Islamic studies in the American classroom: between pedagogy and scholarship — 105
МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИСЛАМОВЕДЕНИЯ
M. G. Romanov. Digital age, digital methods — 129
Д. В. Микульский. Биографии мусульманских ученых в ал-манхал ал-‘азб фи та’рих тарабулус ал-гарб — 157
А. Г. Маргарян. Методика генерирования «анкет» передатчиков хадисов на основе материалов раннешиитской историко-биографической литературы — 223
M. G. Romanov. After the classical world: the social geography of islam (661–1300 ce) — 247
ИСТОЧНИКИ РАННЕЙ ИСЛАМСКОЙ ТРАДИЦИИ
А. К. Аликберов. К источникам и историческим основаниям коранического рассказа о йа’джудже, ма’джудже и зу-л-карнайне — 279
В. В. Наумкин, Л. Е. Коган. Корова-призрак сто лет спустя (об одном примечательном сюжете сокотрийского фольклора) — 357
ТЕКСТОЛОГИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕВОДА
В. В. Наумкин. Еще раз к вопросу о точном переводе сакральной благопожелательной формулы Ṣallā allāhu ‘alayhi wa-sallama на русский язык — 371
Н. И. Пригарина. Отблеск нетленного лика (в глубинах интертекста персидской суфийской поэзии) — 382
А. А. Хисматулин. Средневековый та‘лиф: текстологический анализ и перевод рисалай-и абдалийа Йа‘куба Чархи — 392
ПЕРЕВОДЫ ИСЛАМСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Ибн Сина. «Исцеление» (аш-Шифа’). Глава о бытии бога и его атрибутах из книги «теология». Перевод с арабского, предисловие и примечания Т. К. Ибрагима — 438
Ибн Рушд. «Большой комментарий к “метафизике” Аристотеля» (Тафсир ма-ба‘д ат-таби‘а). Раздел об обосновании бытия бога и его атрибутов. Перевод, предисловие и примечания Н. В. Ефремовой — 482
Садр ад-дин ал-Кунави. «Путеводительное послание» (ар-Рисала ал-хадийа). Перевод с арабского и комментарии Я. Эшотса — 523
Фарид ад-дин ‘Аттар. «Поминание друзей божиих» (Тазкират ал-аулийа’). Жизнеописание Абу Бакра Шибли. Перевод с персидского и комментарии Т. А. Заглубоцкой — 544
Шуʻайб ал-Багини. «“Разряды” хваджаган-накшбандийа и шайхов халидийа-махмудийа»
(Табакат ал-хваджаган ан-накшбандийа ва-садат машаʼих ал-халидийа
ал-махмудийа). Жизнеописание шайха Ахмад-афанди ат-Талали. Перевод с арабского Ш. Ш. Шихалиева и М. А. Мусаева — 573
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО И ОБЫЧАИ
Л. Р. Сюкияйнен. Шариат, фикх, исламское право: проблема соотношения — 604
V. O. Bobrovnikov. Crime or custom between Islamic and imperial laws: demystifying ishkil
in 17th–19th centuries Dagestan — 620
ИСЛАМСКИЕ ТРАДИЦИИ И ИНСТИТУТЫ
А. К. Муминов. Шиитские культурные влияния на Центральную Азию (на примере деятельности ‘алидов) — 647
A. K. Бустанов, М. Кемпер. Мирасизм в татарской среде: трансформация исламского наследия в татарское просветительство — 729
А. С. Эркинов. Исламский институт маддахов-проповедников в туркестанском крае:
идеологизация русской администрацией репертуара их проповедей — 746
МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭПИГРАФИКА, АРХИТЕКТУРА, РУКОПИСИ
М. С. Гаджиев, А. Р. Шихсаидов, А. К. Аликберов. Арабские эпиграфические тексты XI—XII вв. На ограде новооткрытого мемориального комплекса исторического Баб ал-абваба — 798
Б. М. Бабаджанов. Эпиграфика самаркандского медресе Улугбека (XV в.) — 819
Е. Г. Некрасова. Главный архитектурный ансамбль и хазира «Великих» некрополя Чор-Бакр в Сумитане (Бухара) — 829
И. В. Зайцев. К истории собрания арабских, персидских и турецких рукописей
Института мировой литературы — 853
Приложения — 866
PDF-файлы Аннотация, Содержание, Предисловие, Preface, М.Б.Пиотровский: Вступительное слово, Вместо введения: Автобиография и список научных трудов С.М.Прозорова, Приложения
Цветная вкладка
Ключевые слова ислам в России исламоведение академическое Прозоров, Станислав Михайлович суфизм
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
22–24 апреля 2024 г. в ИВР РАН пройдет Третья Международная научная конференция «Рукописное наследие Востока», посвященная 140-летию со дня рождения Б.Я. Владимирцова (1884–1931). |
Подробнее...
|
|
|
|
|