Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Mongolica. Том XXVI, 2023, №3. Посвящается 95-летию со дня рождения Сергея Григорьевича Кляшторного (1928–2014) / Главный редактор И. В. Кульганек. Секретарь Д. А. Носов, помощник секретаря М. А. Козинцев. СПб., 2023. 118 с. ISSN 2311-5939.


СОДЕРЖАНИЕ

С. Г. Кляшторный (1928–2014) — жизнь в науке (От Редколлегии) — 5

ИСТОРИОГРАФИЯ. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ

Л. Ф. Абзалов, М. С. Гатин, И. А. Мустакимов, Р. Ю. Почекаев. К вопросу о «военном праве» и ответственности за воинские преступления в тюрко-монгольских государствах XIII–XIV вв. — 12
В статье предпринимается попытка анализа системы источников «военного права» тюрко-монгольских государств XIII–XIV вв., а также особенностей привлечения к ответственности за воинские преступления. Авторы приходят к выводу, что базовые принципы организации военного дела, военной службы и ведения боевых действий были закреплены еще в распоряжениях Чингис-хана (Великая Яса и др.). Однако конкретные вопросы, связанные с принятием решений в рамках той или иной военной кампании, находили выражение в специальных указах ханов — ярлыках (фирманах), которые отличались лаконичностью, исключающей двоякое толкование. Образец такого ярлыка из средневекового персидского трактата «Дастур ал-катиб» («Руководство для писцов»), составленного персидским чиновников Мухаммедом б. Хиндушахом Нахчивани в 1360-х гг., впервые публикуется авторами статьи в русском переводе. Что касается воинских преступлений, то монгольское имперское право достаточно четко регламентировало привлечение к ответственности и наказания со стороны командования за проступки подчиненных, однако не предусматривало ответственности самих военачальников в случае неудачных боевых действий. В таких обстоятельствах они привлекались к имперскому суду — дзаргу (йаргу), и степень наказания зависела от усмотрения самих судей и одобрения их решений лично ханами. Вопрос об ответственности военачальников исследуется на примере нескольких дел о воинских преступлениях в монгольском Иране конца XIII — начала XIV в.
Ключевые слова: Монгольская империя, государство Хулагуидов, Чагатайский улус, традиционное право, военное дело, военное право, воинские преступления, средневековые восточные источники

И. А. Алимов. Бюрократия в движении: китайские путевые дневники X–XIII вв. (III) — 25
Настоящая статья продолжает тему изучения путевых дневников китайских чиновников X–XIII вв. и посвящена «Ши цзинь лу» — дневнику, который Чэн Чжо вел, будучи членом посольской миссии в государство Цзинь в 1211–1212 гг. Это один из четырех наиболее значительных дневников подобного рода, являющийся кладезем разнообразной уникальной информации о чжурчжэньском государстве, его нравах и обычаях, государственном и территориальном устройстве, а также особенностях дипломатического этикета между Сун и Цзинь.
Ключевые слова: Китай X–XIII вв., эпоха Сун, путевые дневники, традиционное китайское чиновничество, посольство, империя Цзинь, Чэн Чжо

Р. М. Валеев, Р. З. Валеева. Востоковед-энциклопедист И. Н. Березин и его вклад в изучение тюрко-монгольского мира: к 205-летию со дня рождения — 33
Статья посвящена важным рубежам и периодам творческой биографии и наследия в области изучения тюрко-монгольского мира выпускника восточного разряда Казанского университета (1837 г.), тюрколога, ираниста и путешественника, просветителя профессора Казанского (1846–1855 гг.) и Петербургского университетов (с 1855 г.) И. Н. Березина (1818–1896). Он оставил заметный след в истории арабо-мусульманских и центральноазиатских исследований. Творчество И. Н. Березина — это воплощение одаренности, широты исследовательских интере- сов и научных открытий в сфере письменных и материальных памятников народов Востока. Лингвист, историк, публицист, популяризатор научных знаний о восточных народах, сформировавший классические основы науки о Востоке в России. Он продемонстрировал тип ученого-востоковеда, в котором сочетались научный и просветительский интерес к истории и культуре народов зарубежного и российского Востока и признания значимости восточных источников для истории российского государства и общества. Профессор И. Н. Березин — один из востоковедов-энциклопедистов и основоположников российского университетского востоковедения, в том числе тюркологии, иранистики и монголоведения ХIХ в., редактор и издатель «Русского энциклопедического словаря».
Ключевые слова: Восток, востоковедение, тюркология, И. Н. Березин, наследие

С. В. Красниенко. Древние тюрки у северных окраин Кузнецкого Алатау (археологические данные) — 43
Статья посвящена немногочисленным, но очень важным находкам артефактов раннего средневековья Южной Сибири. Находки были сделаны на севере Минусинской котловины, в части называемой Назаровская котловина. Это северная граница расселения тюркских племен в долине Енисея и прилегающих территориях. Находки представлены изделиями из железа (наконечники стрел, топор-тесло, кинжал, удила, ременные пряжки др.), а также фрагментами орнаментированной керамики эпохи Уйгурского каганата. Находки представляют собой сборы на территориях древних поселений, а также случайно найденные предметы. Кроме того, на данной территории известны несколько укрепленных сооружений. По аналогиям, известным на сопредельных территориях — Алтай, юг Минусинской котловины, Тува, комплекс находок датируется 2-й половиной I тыс. н. э.
Ключевые слова: Минусинская котловина, ранние тюрки, предметы вооружения, кыргызы, карлуки, кыштымы

Д. Шомфаи Кара. По стопам В. Диосеги в Монголии в 2022 году — 52
Статья посвящена 50-летию со дня смерти выдающегося исследователя сибирского шаманского фольклора венгерского этнолога Вильмоша Диосеги (1923–1972). В 2022 г. автор и двое его венгерских коллег (Иштван Шанта и Жольт Силадьи) провели полевые исследования среди хотогойтов Северной Монголии (Хувсгел). Диосеги посетил Монголию в 1960 г. и провел полевые исследования среди бурят, хамниган, урянхайцев, дархатов, тофаларов и хотогойтов. В статье рассматриваются политический и культурный контекст проведенных Диошеги полевых исследований в Монголии и изменения, произошедшие после распада советской системы в 1990 г.
Ключевые слова: шаманский фольклор, Южная Сибирь, Северная Монголия, хотогойты, дархаты, Тува, межэтнический, полевые исследования

В. Ю. Климов. Адмирал Иван Федорович Лихачев (1826–1907) (полузабытые имена) — 59
Тема настоящей статьи — жизнь-служение Отечеству адмирала Ивана Федоровича Лихачева (1826–1907). С детских лет он был приучен к повседневному труду, умственному и физическому. Закончил морское училище. Во время Крымской войны (1853–1856) в возрасте 27–28 лет И. Ф. Лихачев состоял флаг-офицером при самом В. А. Корнилове (1806–1854). Первое появление значительных русских морских сил в Тихом океане связано с его именем. 2 ноября 1860 г. в немалой степени благодаря усилиям Ивана Федоровича был заключен Пекинский договор, по которому за Россией признавалось право владения Амурского и Уссурийского края. 21 мая 1860 г. И. Ф. Лихачев посылает докладную записку генерал-адмиралу, в которой указывает на стратегическое значение острова Цусима. Он предложил опередить англичан, стремившихся создать там базу. Иван Федорович — яркий представитель славного рода Лихачевых, который оставил глубокий след в науке и в ратном труде.
Ключевые слова: адмирал Иван Федорович Лихачев, эскадра российских кораблей под командованием Лихачева в Тихом океане, стратегическое положение острова Цусима, Цусимский инцидент, российско-японские отношения

А. М. Мокеев, К. Белек, Н. Абдимиталип уулу. Распространение буддизма среди кыргызов Южной Сибири и Средней Азии в Средневековье — 74
В статье на основе сопоставительного изучения сведений письменных источников с данными археологии, эпиграфики, этнографии, материалов кыргызского языка, и фольклора рассматриваются основные этапы распространения буддизма в Кыргызстане в эпоху средневековья. Особое внимание уделяется доисламским верованиям кыргызов, среди которых определенное место занимали пережитки буддизма. Показаны основные формы распространения буддизма в Кыргызстане, где наряду с миссионерской деятельности проявлялись насильственные методы, в особенности, в период кратковременного правления найманского принца Кучлука, а также в эпоху Джунгарского ханства. Впервые уделяется внимание вопросам отражения отдельных положений буддизма и некоторых терминов из санскрита в кыргызском языке, а также в фольклоре кыргызского народа.
Ключевые слова: Кыргызстан, буддизм, ламаизм, манас, кут, монах (лама), религия

ФИЛОЛОГИЯ. ФОЛЬКЛОРИСТИКА

Ю. А. Иоаннесян. «Четвертый столп» в учении шейхизма — 92
В статье освещается шейхитская концепция «четвертого столпа» и опровергается мнение некоторых исследователей о том, что она была впервые ясно сформулирована, введена в оборот и превращена в один из четырех столпов учения шейхизма Хаджжи Мухаммадом Карим-ханом Кирмани и не была присуща основоположникам школы — Шайху Ахмаду Ахса’и и Сайиду Казиму Рашти. На базе первичных источников — рукописных и литографских материалов, в том числе представленных в собрании ИВР РАН, автор статьи доказывает, что независимо от того, в какой формулировке данная концепция окончательно утвердилась в указанной шиитской религиозно-правовой школе, она по своей сути восходит к учению Шайха Ахмада Ахса’и и Сайида Казима Рашти, свидетельством чему выступают многочисленные цитаты из их трудов, приводимые автором в статье.
Ключевые слова: шиизм, шейхизм, совершенный шиит

М. С. Фомкин. Китайское культурное влияние в поэме «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагуни — 100
В статье рассматриваются литературные особенности образного мира поэмы Юсуфа улуг хасс-хаджиба (Юсуфа Баласагуни) «Кутадгу билиг». В сочинении Юсуфа Баласагуни с очевидностью запечатлелся целый комплекс культурных влияний и связей. В нем можно отметить явные следы влияния культуры Китая, которые на уровне конкретного текста, его образной структуры, носят интересный характер. Обращаясь к китайской тематике, поэт, используя образы, наполненные глубоким психоэмоциональным содержанием, целенаправленно формирует специальное дискурсивное поле, которое имеет своей задачей особое воздействие на слушателя или читателя: на его мысли, эмоции, психологический настрой. После текстологического анализа становится ясной цель взаимодействия поэта с китайскими реалиями: при помощи словесных образов с возвышенной семантикой, содержащих широкий круг непререкаемых для поэта и его читателей авторитетов, он обозначает востребованность поэмы и ее популярность в высших кругах общества, доказывает ее право на существование в придворном обществе и таким образом пытается ввести поэму «Кутадгу билиг» в контекст высокой придворной литературы.
Ключевые слова: Кутадгу билиг, Благодатное знание, Юсуф Баласагуни, тюркоязычная поэзия

Б. Л. Митруев. О печатях Агвана Доржиева и Данзана Норбоева — 104
В данной статье представлены сфрагистические данные о печатях Агвана Доржиева и Данзана Норбоева, а также титулах, данных им Далай-ламой XIII Тубтен Гьяцо. В статье вводятся в научный оборот ранее неизвестные легенды на печатях Агвана Доржиева и Данзана Норбоева. Материалами для исследования являются тибетский и монгольский тексты Договора между Монголией и Тибетом 1913 г., отложившиеся в архиве ФСБ РФ по Республике Калмыкия, командировочное удостоверение Балдана Бодиева, направленного в Калмобласть для сбора трав, необходимых для тибетской медицины, опубликованное Г. Ш. Дорджиевой в книге «Репрессированное буддийское духовенство Калмыкии», и тибетская биография Далай-ламы XIII Тубтен Гьяцо «Ожерелье из удивительных драгоценностей», написанная Пхурбучок Тубтен Джампа Цультим Тендзином. Для изучения печати использованы специальные методы, используемые в лингвистике и текстологии. Исследование предоставляет прочтение легенд на печатях А. Доржиева и Д. Норбоева, а также исторические данные о выдаче этих печатей и титулов. Автор приходит к выводу, что печати и титулы А. Доржиева и Д. Норбоева были даны Далай-ламой XIII. Анализ Биографии Далай-ламы XIII позволяет сделать вывод, что подобные печати и титулы, данные А. Доржиеву и Д. Норбоеву, даровались и другим религиозным деятелям Монголии и Тибета.
Ключевые слова: Агван Доржиев, Данзан Норбоев, Ганджурва-гэгэн, сфрагистика, Бурятия

РЕЦЕНЗИИ

Т. Д. Скрынникова. Новые книги по востоковедению — 115

PDF-файлы

Полный текст выпуска

Ключевые слова



На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095
Случайная новость: Объявления
7 февраля 2024 г. (в среду) в 17.30 Лекторий ИВР РАН приглашает на лекцию А.Э. Терехова «Образ дракона в культуре Китая».
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type