|
Родилась в Евпатории в 1923 г. в семье караимов — Тамары Богдановны и Измаила Моисеевича Ходжаш. Мать рано умерла, после расстрела отца фашистами в 1941 г. Светлана Измайловна перебралась в Москву, поступила на искусствоведческое отделение филологического факультета МГУ и уже с 1944 г. стала работать в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, который не покидала вплоть до своей кончины.
Всю жизнь она проработала в Отделе древнего Востока, прославившем музей приобретением (в 1909 г., ещё при жизни его основателя, И.В.Цветаева) выдающейся коллекции B.C.Голенищева. Этот Отдел и поныне остается хранилищем одной из лучших мировых коллекций древнеегипетского искусства. До Великой Отечественной войны здесь трудились такие столпы востоковедения, как Б.А.Тураев, А.С.Стрелков, В.К.Шилейко. Ученица историка искусства В.В.Павлова Светлана Измайловна в 1945 г. окончила с отличием МГУ и новооткрытую при ГМИИ аспирантуру (1946—1949), после чего успешно защитила кандидатскую диссертацию «Художественное ремесло древнего Египта периода XVIII династии» (1949). Непосредственным её наставником в Отделе вплоть до конца 1950-х годов оставалась Ирина Михайловна Лосева, урождённая Голицына (1908—1959), супруга известного военного инженера Сергея Михайловича Лосева, унаследовавшего талант изобретателя от своего отца М.Л.Лосева, химика по основной специальности. Благодаря И.М. Лосевой, инициировавшей раскопки древних поселений на территории бывшей Армянской ССР, в частности в Али-Берде («Кровавая крепость»), С.И.Ходжаш приобщилась к археологии и с 1952 г. почти два десятка лет регулярно участвовала в раскопках Эребуни, с 1959 г. как начальник экспедиции.
После безвременной кончины И.М.Лосевой С.И.Ходжаш вышла замуж за овдовевшего С.М.Лосева; родился сын Сергей. В 1964 г. она возглавила Отдел древнего Востока.
1960-е годы — время бурных перемен в музее. Экспонировавшиеся в нём ранее на правах с оригиналами слепки удаляются, залы обновляются и подвергаются внутренней перестройке, заказывается новое оборудование. В Отделе древнего Востока идет тщательный отбор вещей — из 8000 экспонатов голенищевской коллекции и прибавившихся к ним позднее приобретений выделяется всё самое лучшее. С.И.Ходжаш совместно с дизайнером В.Ф.Деулем организует принципиально новую экспозицию в трех залах.
Новая экспозиция, стоившая С.И.Ходжаш огромного труда, и особенно Египетский зал, остающийся в прежнем виде и по сей день, вызвала резкое неприятие в музее. Она была открыта 2 января 1969 г. только благодаря одобрению тогдашнего министра культуры СССР Е.А.Фурцевой.
В конце 1960-x—1970-х годов начался настоящий выставочный бум древнего искусства, в котором С.И.Ходжаш играла активнейшую роль. В ГМИИ демонстрировались «Сокровища Ирака из Иракского музея в Багдаде» (1968), где можно было видеть и знаменитый шлем Мескаламдуга, «Сокровища гробницы Тутанхамона» (1973), «Золото доколумбовой Америки» (1976), «Амударьинский клад» (1979). Вся Москва стояла в очередях, стремясь увидеть эти ценности.
Самой С.И.Ходжаш в стенах музея были организованы несколько замечательных выставок. Среди них, включивших 2097 экспонатов, первейшее место занимает грандиозный «Путь к бессмертию» (2002; дизайнер Д.К. Бернштейн). Практически впервые за всю историю музея были экспонированы экземпляры Книги мертвых и Книги Амдуат, отразившие представления древних египтян о потустороннем мире и заупокойной участи человека. Затем «Изображения древнеегипетского бога Беса» (2004) — небольшая, но хорошо выстроенная и содержательная выставка. И наконец, «Маски» (2006). У Светланы Измаиловны возник оригинальный замысел показать этнографические маски наряду с древними, чтобы выявить особый образ и смысл этих ритуальных вещей. Почти четыре года длилась сумасшедшая работа — поездки по музеям, составление реестра экспонатов, предварительный отбор, затем поездки в сопровождении фотографа, объёмистая переписка. При подготовке к экспонированию тема в музее разрослась, и материал С.И.Ходжаш был сильно сокращён. Но каждый, кто видел собранные ею экспонаты, может засвидетельствовать широту понимания проблемы и тонкость вкуса: на сиренево-розовых фонах Б.А.Мессерера этнографические и древневосточные маски, включая и богатейшую дальневосточную коллекцию «перемещённых ценностей» музея, сверкали празднично, как драгоценные камни.
За каждой выставкой стоит научный каталог, за каталогом — детальное знание вещей, их истории, реставрационного состояния, их научной значимости. Как музейный хранитель С.И.Ходжаш досконально знала свои экспонаты. Она писала вступительные статьи к наборам диафильмов и слайдов, сочиняла сценарии научных фильмов, выпускала альбомы и, конечно же, составляла каталоги, формировала научные картотеки с собственными рисунками. Она знакомила специалистов и широкую публику с коллекцией, стремилась не пропускать египтологических конгрессов. В 1990 г. С.И.Ходжаш защитила в Тбилиси докторскую диссертацию «Древнеегипетская глиптика», посвящённую в основном скарабеям, исследованием которых она занималась практически всю жизнь. Впоследствии вышла ее мгновенно разошедшаяся книга «Древнеегипетские скарабеи» (1999).
Еще одно сложнейшее дело ее жизни — составление свода древнеегипетских памятников из музеев Советского Союза. Это начинание, предпринятое в своё время еще Б.А.Тураевым, собравшим 1640 экспонатов, было доведено С.И.Ходжаш почти до 3000 памятников. Результаты огромной работы были продемонстрированы на выставке 1991 г. «Древнеегипетские памятники из музеев СССР» (565 экспонатов), которой была посвящена Международная конференция египтологов «История египетских коллекций». К сожалению, материалы последней остались не опубликованными.
Светлана Измайловна часто сотрудничала с другими учёными — И.М.Лосевой (в отчётах о раскопках в Армении), В.В.Павловым, с которым были изданы «Художественное ремесло древнего Египта» (1959) и «Египетская пластика малых форм» (1985), В.Я.Гельманом (книга о А.В.Живаго, 1998).
Последние три десятилетия особое место в её жизни играло соавторство и личная дружба с выдающимся петербургским египтологом О.Д.Берлевым (1933—2002). Совместно они издали три замечательных каталога древнеегипетских древностей из отечественных коллекций: «Monuments of Ancient Egypt. From the Museums of Russian Federation, Ukraine, Bielorussia, Caucasus, Middle Asia and Baltic States» (Fribourg, 1998), «The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin of Fine Arts, Moscow» (1982; на английском языке, в переводе О.Д.Берлева), «Скульптура древнего Египта в собрании ГМИИ (2004, перевод древнеегипетских текстов на русский и английский О.Д.Берлева). Две последние работы — блестящие труды, намного превосходящие обычные музейные каталоги. Глубина и оригинальность взглядов на древнеегипетские искусство и религию, отразившиеся в комментариях к переводам надписей, осознаются только с годами. Обе книги, сугубо научные, были очень быстро раскуплены и давно стали библиографической редкостью. В Отделе рукописей Музея сохранилась также обширная переписка Светланы Измайловны со многими виднейшими отечественными и зарубежными учёными-востоковедами.
Л. И. Акимова
Полный текст статьи...
Публикации
[1982]
Hodjash S., Berlev O. The Egyptian Reliefs and Stelae in the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow. Aurora Art Publishers. Leningrad, 1982.
[1976]
Ходжаш С. И. Оттиски урартских печатей на керамике из Эребуни // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XI годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (краткие сообщения). История и фиолология Древнего Востока. М.: ГРВЛ, 1976. С. 63—68.
[1960]
Коростовцев М. А., Ходжаш С. И. Владимир Георгиевич Бок (1850–1899) // Очерки по истории русского востоковедения. Сборник III. М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. С. 119—125.
Коростовцев М. А., Xоджаш С. И. Адриан Викторович Прахов (1846–1916) // Очерки по истории русского востоковедения. Сборник III. М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. С. 111—118.
|