Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)

Иосиф Давидович
Амусин

доктор исторических наук
(29.11.1910 — 12.06.1984)
Амусин Иосиф Давидович [16(29).11.1910, Витебск — 12.06.1984, Ленинград], историк древнего Ближнего Востока. Стоял у истоков кумрановедения, занимался социально-экономической историей, заложил основы современного изучения социальной структуры обществ доэллинистического и раннеэллинистического Ближнего Востока. В 1925–1927 обучался в Ленинградском промышленном экономическом техникуме. В 1927 арестован за участие в молодежном сионистском кружке, 28.09.1928 осужден, находился в тюрьмах и лагерях Западной Сибири. В 1932 получил разрешение жить в Казани, где работал в должности бухгалтера и экономиста. При поддержке Красного Креста переехал в Ленинград к родителям, работал глав. бух. на заводе весоизмерительных приборов. В 1935 поступил на исторический факультет ЛГУ, 15.01.1938 был вновь арестован «за участие в групповой террористической организации», осужден на 8 лет, сослан в Нарымский край на лесоповал в Уссольлаг. Через год реабилитирован за отсутствием состава преступления и восстановлен на прежнем месте учебы, в 1941 окончил исторический факультет ЛГУ. В 1941–1945 участник ВОВ. После демобилизации работал в ЛГУ и ЛГПИ им. Покровского, читал курс древней истории. С 01.01.1946 по 01.05.1949 аспирант ИВ АН СССР (специальность «всеобщая история», рук. В. В. Струве). Сотрудник ЛО ИВ АН СССР (01.01.1960–12.06.1984): м. н. с. ЛО ИВ АН (01.01.1960), с.н.с. (08.12.1961), с 17.03.1979 консультант. Канд. ист. наук (13.05.1949), тема диссертации «Послание императора Клавдия александрийцам (41 г. н. э.) как источник по социально-экономической истории I в. н.э.», доктор ист. наук (30.12.1966) по совокупности работ по кумрановедению.

Главные работы посвящены исследованию соц. и экон. истории важнейшего экономического и культурного центра эллинистического Востока — Александрии, в основе которого лежали преимущественно греко-римские источники и эллинистические папирусы. Занимался А. и вопросами древнееврейской истории и библеистики, много внимания уделяя изучению социальной терминологии в Библии. С 1957 сосредоточился на исследовании рукописей кумранской общины (II в. до н. э. — I в. н. э.). Согласно А., оппозиционная государству и официальному культу община обнаруживает многие черты сходства с ранним христианством, но радикальные различия позволили А. предостеречь от прямого отождествления этих двух явлений.

Награжден медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

Основные работы: Рукописи Мертвого моря. М.: Изд-во АН СССР, 1960 (2-е изд.: 1961); Находки у Мертвого моря. М.: Наука, 1964 (2-е изд.: 1965); Тексты Кумрана. Вып. 1. М.: Наука, 1971; Кумранская община. М.: Наука, 1983; то же: Будапешт, 1986 (на венгерск. яз.); Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока (I тыс. до н.э.) по библейским источникам: сб. ст. М.: ИФВЛ, 1993.

Лит-ра о жизни и трудах: Милибанд 2008, кн. I, с. 48–49; Иосиф Давидович Амусин (1910–1984) // ВДИ. 1984, № 4. С. 220; Алмойни А. (Иоффе Д. В.). И. Д. Амусин — человек и ученый // Ленинград. еврейский альманах. 1987, вып.15 (дек.). С. 8–18; Вейнберг И.П. Иосиф Давидович Амусин и его исследования в области библеистики // Амусин И. Д. Проблемы социальной структуры (см. выше Основные работы); Амусин Иосиф Давидович. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. Т. I. М.; СПб.: ВЛАДОС, 2002. С. 72; Амусин Иосиф Давидович // Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917–1991). СПб.: ПВ, 2003. С. 30–31; Медведская И. Н. Иосиф Давидович Амусин (1910–1984). История в лицах // ППВ. 2008, № 2 (9). С. 297–299; Amusin J. D. (Necrolog) // Israil Exploration Journal. Tel Aviv, 1986, vol. 35. Р. 76; Amuszin J. D. A holt-tengeri tekercsek és a qumráni közösség. Budapest, 1986. Р. 402–406.

И. Н. Медведская

____________________________

Иосиф Давидович Амусин родился 29 ноября 1910 г. в Витебске в многодетной семье сортировщика мехов. Еще в раннем возрасте отец отдал старшего сына Иосифа учиться в хедер, к опытному педагогу Звереву, который не только научил его ивриту, но и привил интерес и любовь к еврейской литературе. Речь на иврите, которую 13-летний Иосиф произнес на бар-мицву, произвела большое впечатление как своей формой, так и глубоким содержанием. Русским же языком в юности И.Д. владел несвободно, классическую русскую литературу начал читать в переводах на иврит.

В 1925/26 г. в 15-летнем возрасте И.Д.Амусин один, без родителей, переехал в Ленинград, где работал чернорабочим и учился в экономическом техникуме. Одновременно с учебой и работой он посещал еврейскую библиотеку на Стремянной улице. Здесь он познакомился с некоторыми еврейскими деятелями. По-видимому, с этими знакомствами и связан последовавший в 1927 г. арест. Точные сведения о причинах этого ареста отсутствуют. В том же году он был выслан из Ленинграда, и в течение пяти последующих лет находился в тюрьмах и ссыльных лагерях Западной Сибири. Эти годы – с 17 до 22 лет – явились очень важными в становлении И.Д. Амусина. Он сам называл их “Мои университеты”. В тюрьме и в ссылке он столкнулся и близко сошелся с большой группой русской интеллигенции, в том числе с Д.С.Лихачевым, и через них приобщился к русской культуре.

В 1932 г. И.Д.Амусин получил разрешение поселиться в Казани, но прожил там недолго. После неудачной попытки обосноваться в Ленинграде у родителей, которые к тому времени переехали туда, он поехал в Москву, где обратился в Красный Крест за содействием. Добившись поддержки этой организации, И.Д. смог устроиться работать счетоводом на Весово-кассовый завод, а в 1935 г. поступил на исторический факультет ЛГУ. При поступлении он скрыл свое прошлое, и это его мучило. Он пошел на прием к ректору ЛГУ Лазуркину и рассказал свою эпопею. Тот ответил, что вынужден отчислить бывшего ссыльного, но посоветовал сдать первую сессию и уволиться по собственному желанию. “Времена меняются, – добавил он, – в любом случае, Вы - бывший студент”. И.Д. послушался доброго совета. Действительно, после известной фразы Сталина – “сын за отца не в ответе”, И.Д. вскоре восстановился в университете.

И.Д.Амусина равно привлекали две области: античность и русская культура. В кружке античной истории под руководством проф. И.И.Толстого он сделал свой первый доклад – “Пушкин и Тацит”, начал работать над темой “Гоголь и античность”, но учеба резко оборвалась. 15 января 1938 г. он был вновь арестован по ложному доносу провокатора, “за участие в групповой террористической Организации”. Вся “группа” была осуждена на 8 лет лагерей и отправлена на лесоповал в Уссольлаг, в Нарымский край. Условия заключения и труда были крайне тяжелыми.

Через год после ареста, вследствие перестановок в политической верхушке страны, вся группа была освобождена и реабилитирована за отсутствием состава преступления. Университет принял вернувшихся хорошо, их восстановили на прежнем месте учебы. И.Д. быстро сдал экзамены за два курса и к 1940 г. был уже на 4-м курсе. Осенью 1940 г. он сделал научный доклад “Пушкин и Тацит”. Его текст был принят в Пушкинский сборник, но авторство “ссыльного” не понравилось руководству, поэтому доклад был опубликован только после войны.

И.Д.Амусин пошел на фронт добровольцем, но по состоянию здоровья стал санинструктором и даже окончил 2 курса мединститута. Часть, где служил И.Д., принимала участие в боях под Гатчиной. Затем он попал обратно в Ленинград и прослужил всю блокаду фельдшером в Госпитале, находившемся в здании истфака. Позднее он находился на третьем Белорусском фронте и закончил войну в Восточной Пруссии в звании лейтенанта мед. службы.

После демобилизации осенью 1945 г. И.Д.Амусин вернулся в Ленинград и поступил работать в Педагогический институт им. Покровского, где читал курс древней истории. Как фронтовик он поступил в аспирантуру в Институт востоковедения АН СССР /ИВАН/ к академику В.В.Струве. В 1946-49 гг. он работал над диссертацией, которая первоначально называлась “Антисемитизм в Древнем Риме”, но по требованию Москвы была изменена на “Послание императора Клавдия александрийцам”; одновременно он читал курс лекций в университете. Диссертация готова была в 1949 г., но, по общему мнению, защищать ее в разгар антисемитской кампании против “космополитов”, да еще еврею было нельзя. По совету Д.С.Лихачева И.Д.Амусин все же решил защищать диссертацию. Ученый совет присудил ему степень, но именно в это время, очевидно вследствие этой защиты, И.Д. остался без работы.

В 1951 г. его взяли, после долгих поисков, наконец, в Ульяновский педагогический институт, и до 1965 г. он работал в Ульяновске. Несмотря на тяжелые бытовые условия, эти годы были для И.Д.Амусина годами окончательного становления его как ученого и как личности.

Все эти годы он продолжал работать над библейской тематикой, за что подвергался постоянной “критике”.

После тяжелой болезни в 1953-54 гг. И.Д.Амусин находит себе “тихую пристань” – место референта у академика Тюменева в Институте археологии в Ленинграде. После смерти Тюменева в 1959 г. Амусин был принят, по ходатайству В.В.Струве, в отдел Древнего Востока Института востоковедения АН СССР, где и проработал до конца своих дней (12 июня 1984 г.). В ИВ АН И.Д. защитил докторскую диссертацию, написал главные свои работы, свои книги, стал маститым ученым.

Со второй половины 50-х гг. И.Д.Амусин основное внимание уделял рукописям из окрестностей Мертвого моря, находки которых положили начало новому направлению в исследовании истории древнего мира – кумрановедению. По вполне понятным причинам он не мог участвовать в археологических раскопках в Палестине и не работал с оригиналами кумранских находок. Он был лишен непосредственного контакта с большинством своих европейских коллег, хотя со многими из них вел научную переписку. Несмотря на все эти ограничения, И.Д. смог внести значительный вклад в кумранистику. Помимо многочисленных статей, посвященных общим и частным проблемам, его перу принадлежат основополагающие монографии: “Рукописи Мертвого моря”, “Тексты Кумрана”, “Кумранская община”. В его трудах на широком историческом фоне показано место кумранской секты в идеологической жизни Ближнего Востока и общественно-политической борьбе конца I тысячелетия до н.э. И.Д.Амусин глубоко и обстоятельно проанализировал идейное содержание кумранских документов, обращая особое внимание на соотношение и взаимосвязь ессейства и раннего христианства. Поистине ювелирная работа над текстами позволила И.Д.Амусину убедительно расшифровать реальное историческое содержание многочисленных иносказаний в кумранских комментариях на книги библейских пророков. Для людей, просто интересующихся историей и религией, очень важны его “научно-популярные” книги, написанные для широкого круга читателей.

Иосиф Давидовыч Амусин был не только большим ученым, внесшим громадный вклад в науку о древнем мире, он был замечательным человеком. Его доброта, деликатность, чуткость, отзывчивость и щедрость, с которой он делился своими знаниями и идеями с окружающими, неразрывно сочетались с непреклонной принципиальностью и гражданским мужеством.

(По воспоминаниям А. Алмойни)

Публикации ( cписок всех публикаций)

[2008]

История в лицах: Амусин И.Д.; Дунаевская И.М; Еланская А.И.; Кононов А.Н.; Кепинг К.Б.; Миклухо-Маклай Н.Д.; Никитина М.И.; Перепелкин Ю.Я.; Струве В.В.; Салахетдинова М.А.; Туманович Н.Н.; Терентьев-Катанский А.П. // Письменные памятники Востока. № 2(9), осень-зима, 2008. С. 297-317.

[1981]

Амусин И. Д. К вопросу о свободных на древнем Востоке // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Декабрь 1979. Часть 1(1). М.: Наука, ГРВЛ, 1981. С. 71—76.

[1979]

Амусин И. Д. Новые данные о семейных отношениях в кумранской общине // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Декабрь 1978 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1979. С. 76—79.

Амусин И. Д. Śāḵīr. К вопросу о наемном труде на древнем Ближнем Востоке (1-я половина I тысячелетия до н. э.) // Переднеазиатский сборник. III. История и филология стран Древнего Востока. М.: Наука, ГРВЛ, 1979. С. 15—25.

[1977]

Амусин И. Д. Кумранский учитель праведности и апокриф «Завет Левия» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (краткие сообщения). Октябрь 1977 г. М.: Наука, ГРВЛ, 1977. С. 79—82.

[1976]

Амусин И. Д. Śāḵîr — наемный работник в древней Палестине (1-я половина I тысячелетия до н.э.) (Тезисы) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XI годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (краткие сообщения). История и фиолология Древнего Востока. М.: ГРВЛ, 1976. С. 73.

[1973]

Амусин И. Д. Исторический фон кумранского комментария на Исайю // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. IX годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (автоаннотации и краткие сообщения). М.: Наука, ГРВЛ, 1973. С. 51—55.

[1972]

Елизарова М.М. Община терапевтов (из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н.э.). Ответственный редактор И.Д.Амусин. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. 1972.

[1971]

Амусин И. Д. Об одном кумранском разночтении: «Любящие йахве» вместо «Враги йахве» // [Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока]. VII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (краткие сообщения). Москва: ГРВЛ, 1971. С. 3—5.

[1970]

Амусин И.Д. К 4Q Testimonia // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. VI годичная научная сессия ЛО ИВ АН, посвященная 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Апрель 1970 года. М.: ГРВЛ, 1970. C. 36—39.

[1969]

Амусин И. Д. К датировке Кумранского Комментария на Осию // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Краткое содержание докладов V годичной научной сессии ЛО ИВ АН. Май 1969 года. Л., 1969. C. 3—6.

[1967]

Амусин И. Д. Новый текст из Кумрана (IIQ Melch) и древнерусская апокрифическая традиция // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Тезисы докладов III годичной научной сессии ЛО ИНА. Май 1967 года. Ленинград, 1967. C. 37—39.

[1964]

Амусин И.Д. Находки у Мертвого моря. Ответственный редактор В.В.Струве. М.: Издательство «Наука». 1964.

[1960]

Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. Ответственный редактор С.И.Ковалев. М.: Издательство академии наук СССР. 1960.

[0]

Тексты Кумрана. Вып. I / Перевод с древнееврейского и арамейского, введение и комментарий И. Д. Амусина. М.: Наука, ГРВЛ, 1971. 496 с. (Памятники письменности Востока, XXXIII.)


На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10557
Монографий1547
Статей8822
b_akimushkin_co_1984.jpg
Случайная новость: Объявления
На сайте ИВР РАН размещен приказ Директора ИВР РАН чл.-корр. РАН И. Ф. Поповой об утверждении стоимости обучения в аспирантуре на 2021/2022 учебный год для обучающихся на условиях договора.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type