Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)

Владимир Семенович
Спирин

кандидат философских наук
(05.05.1929 — 17.05.2002)

Спирин Владимир Семенович [05.05.1929, Байкалово, Байкаловский р-н, Свердловская обл. — 17.05.2002, Санкт-Петербург], китаевед-философ. В 1947–1952 студент восточного факультета ЛГУ, в 1952–1955 аспирант философского факультета ЛГУ. Науч. сотр. ЛО ИВ АН СССР / СПбФ ИВ РАН: м. н. с. (16.12.1956), с. н. с. (01.03.1978). С октября 1965 по июнь 1966 находился на стажировке в КНР. Канд. филос. наук (29.09.1970), тема диссертации «Некоторые методологические проблемы изучения древнекитайской философии (в связи с анализом структуры текстов)».

В первое время работы в ЛО ИВ АН вместе с Л. И. Чугуевским занимался выделением печатных книг из Фонда китайских ксилографов. В марте 1957 был включен в Дуньхуанскую группу, выявлял рукописи философского содержания.

Издано более 30 работ.

Основные работы: Описание китайских рукописей Дуньхуанского фонда ИНА. Вып. I. М.: Наука, ГРВЛ, 1963. Совм. с М. И. Воробьевой-Десятовской, И. С. Гуревич, Л. Н. Меньшиковым, С. А. Школяром; Системно-структурный подход к древнекитайским памятникам идеологии // НАА. 1969, № 4. С. 117–126; Построение древнекитайских текстов. М.: Наука, ГРВЛ, 1976; Формальное строение «Сицы чжуани» // ППВ. Ежегодник 1975. М.: Наука, ГРВЛ, 1982. С. 212–242; Построение древнекитайских текстов / Ред.-сост. Р. Н. Демин. СПб.: ПВ, 2006; Проблема тождества (тун 同) в древнем Китае (по материалам «И-цзина» и «Мо-цзы») // Архив российской китаистики. Т. II. М.: Вост. лит., 2013. С. 3–33; Рационализм в классической китайской философии // Там же. С. 34–101.

Литература о жизни и трудах: Милибанд 2008, кн. II, с. 401; Меньшиков Л. Н. Памяти Владимира Семеновича Спирина (05.V.1929–17.V.2002) // Петербургское востоковедение. Вып. 10. СПб.: ПВ, 2002. С. 559–562; Основные научные труды Владимира Семеновича Спирина / Сост. Л. Н. Меньшиков // Там же. С. 562–564; Дёмин Р. Н. Фрагмент текста «Хуанди нэй цзин тай су», схематизированный В. С. Спириным (страничка из архива В. С. Спирина) // Там же. С. 565–567; Дёмин Р. Н., Кобзев А. И. Китайская текстология как строгая наука (к 80-летию со дня рождения В. С. Спирина) // XXXIX НК ОГК. М.: ИВ РАН, 2009. С. 472–476.

И. Ф. Попова

_________________________

Владимир Семенович родился 5 мая 1929 года в селе Байналово Краснополянского района Свердловской области, в семье крестьянина и работницы. После окончания средней школы он в 1947 году поступил на Восточный факультет Ленинградского (ныне – Санкт-Петербургского) государственного университета и был зачислен на маньчжурское отделение. В 1949 году, когда по указанию свыше было почти прекращено преподавание древних языков, он, вместе с другими студентами-маньчжуристами, был переведен на китайское отделение, которое и закончил в 1952 году. Ему, как и другим «перемещенным лицам», пришлось нелегко по двум причинам. Во-первых, на маньчжурском отделении китайский язык, который теперь стал для него основным, считался «вторым восточным языком», а эти «вторые» преподавались не в пример хуже «основных». Во-вторых, он по складу своего ума увлекся древнекитайской философией первого тысячелетия до нашей эры, а эти тексты всегда относились к числу наитруднейших. В них множество недоговоренностей, так называемых «темных мест», далеко не всегда ясна связь между частями, многое уже в древние времена требовало комментария, но такой комментарий есть далеко не ко всем сочинениям – и это не говоря уже о том, что грамматический строй древнекитайского языка труден для наших современников, а логическая система, которой пользовались древнекитайские мыслители, вообще не была исследована. Вследствие всего этого некоторые ученые конца XIX – начала XX вв. (и среди них такой авторитетный как Лян Ци-чао) объявили многие памятники древнекитайской словесности полностью позднейшими подделками («Дэнси-цзы», «Иньвэнь-цзы»), а в наиболее авторитетных (вроде «Дао-Дэ цзина» или «Чжуан-цзы») находили позднейшие интерполяции. В иных (например, в «Мо-цзы») полагали нарушенным первоначальное расположение частей текста. В. С. Спирин, начавший с «Фаньфэй-цзы» (памятника, к изучению которого в начале XX в. приступал А. И. Иванов), обнаружил в этом тексте множество непонятного, разрешить которое не помогали ни имеющиеся комментарии, ни европейские исследования. Не имея привычки отступать перед трудностями, В. С. Спирин был настолько поглощен разбором доставшихся ему текстов, что, по свидетельству его сожителей в университетском студенческом общежитии, не находил подчас времени для приготовления обеда, но, купив макароны, съедал их сухими.

После женитьбы супружеская чета по окончании университета снимала комнату в чердачном помещении. Окончив аспирантуру на философском факультете ЛГУ, В. С. Спирин диссертации не представил, сочтя свои изыскания по «Ханьфэй-цзы» для этого недостаточными. Семья была в бедственном положении, и родившегося сына Васю пришлось отправит в Краснодар к родителям жены, где тот и пребывал до достижения школьного возраста.

В 1956 г. в Ленинграде Сектор восточных рукописей Института востоковедения РАН был преобразован в Ленинградское отделение ИВ, и ставший во главе его академик И. А. Орбели энергично взялся за восстановление былой славы петербургского-ленинградского востоковедения. Он добился значительного увеличения числа штатных единиц, и в числе принятых в отделение сотрудников оказался и В. С. Спирин. Вскоре его семье удалось получить однокомнатную квартиру. Она на долгое время стала местом его постоянной работы и встреч с друзьями – тогда В. С. Спирин отнюдь еще не был анахоретом.

Первая же его статья, представленная на обсуждение Китайского кабинета, «О “третьих” и “пятых” понятиях в логике Древнего Китая» вызвала весьма противоречивые суждения – от полного одобрения до такого же полного неприятия – но руководитель кабинета В. М. Штейн высказался так: «Мы имеем дело с выдающимся научным открытием, и я предвижу целый ряд последователей Владимира Семеновича». Эта статья явилась как ыб заявкой на исследование логических структур в древнекитайской философии, завершившемся к середине 60-х годов монографией, получившей в печати название «Построение древнекитайских текстов», на основе которой в 1970 г. В. С. Спирин защитили кандидатскую диссертацию по философии. И тут нужно отметить, что диссертация заслужила весьма похвальные отзывы в Институте философии АН, а оппоненты отмечали нестандартный подход, приближающий методы автора к положениям современной математической логики. Важно было также мнение Ю. В. Рождественского, крупного специалиста в области семиотики, что построения В. С. Спирина напоминают новейшие семиотические модели. И все это при том, что В. С. Спирин везде строго придерживался исследуемых текстов, не позволяя себе что-либо в них исправлять и изменять в угоду пусть самым красивым новейшим теориям.

В начале 60-х годов В. С. Спирин в составе небольшой группы был направлен в Китай на стажировку. Там он увидел воочию начало так называемой «великой культурной революции» и надолго сохранил гнетущее впечатление, которое она произвела на всех видевших ее. Стойкое чувство справедливости, которое В. С. Спирин обнаруживал и ранее, здесь еще более в нем обострилось. Нужно думать, что именно это чувство, невозможность для него отречения от прежних идеалов, заставило В. С. Спирина остаться и при «перестройке» и позднее, до самой смерти, в коммунистической партии, хотя грехи созданной ею системы он отлично сознавал.

Параллельно с прославившей его имя книгой «Построение древнекитайских текстов» В. С. Спирин занимался изучением – одного за другим – древнекитайских идеологических текстов. Два из них, «Дэнси-цзы» и «Иньвэнь-цзы», сочтенные прежними исследователями поддельными (ввиду их «темноты»), В. С. Спирин исследовал специально, представив сначала доказательства, что «темные главы» в них – краткое изложение двух глав из «Чжуан-цзы», а потом, поскольку эти тексты (и в первую очередь «Дэнси-цзы») представали в истории китайской философии в новом свете, предпринял полный перевод, комментарий и исследование этого трактата. Об «Иньвэнь-цзы» у В. С. Спирина тоже есть исследование.

В последующий период В. С. Спирин много писал, но публиковал мало — лишь тексты докладов по разным частным вопросам, входящим как кубики в общую большую тему. Эта тема – «Книга перемен» («И цзин») и ее традиция, легшая в основу всей древнекитайской мысли. Исследование истории китайской философии оказалось невозможным буз освоения системы этой книги и ее «крыльев», то есть первоначального комментария к «И цзин», упорядочение которого приписывается самому Конфуцию. Тему эту он назвал «Вопросы структурного анализа древнекитайских произведений». Начатая после завершения кандидатской диссертации, эта тема заняла последние тридцать лет его жизни и составила ко дню кончины ученого не менее семидесяти авторских листов. По публикациям В. С. Спирина можно видеть, что в сферу его изысканий входили и сам «И цзин», его основной корпус (триграммы и гексаграммы), и десять «крыльев» – в докладах зафиксированы «Сицы чжуань» и «Шо гуа». Из последующей философии – «Мо-цзы», «Дао-Дэ цзин», «Ханьфэй-цзы», «Чжун юн» и «Лунь юй» и некоторые другие памятники древнекитайской мысли. Справедливо будет сказать, что в докладах В. С. Спирина, как правило, присутствует нетрадиционный подход и нетрадиционные выводы, и это почти всегда вызывало ожесточенные споры. В частности В. С. Спирин зачастую предлагал пересмотреть ставшие давно общепринятыми переводы и истолкования привычных терминов, сближая их с понятиями математической логики, в частности с нумерологией. И тут он нашел последователей (А. М. Карапетьян, А. И. Кобзев и другие), которые в своих построениях идут дальше своего образца.

Нельзя не упомянуть еще об одной стороне научной деятельности В. С. Спирина. В 1957 году в отделении была организована группа по описанию китайских рукописей Дуньхуанского фонда, в начале из трех человек (Л. Н. Меньшиков, В. С. Спирин, С. А. Школяр). Потом число участников возросло и в 1963 году появились первые публикации, награжденные премией Станислава Жюльена французской Академии надписей и изящной словесности за 1964 год. В числе лауреатов был и В. С. Спирин. Об этом вспомнилось еще раз, когда издательство «Древняя книга» в Шанхае напечатало в 1999 году перевод двух томов «Описания китайских рукописей Дуньхуанского фонда».

Надо сказать, что подавляющее большинство написанного В. С. Спириным осталось в рукописях в его домашнем архиве – и частично в Архиве востоковедов. Среди вполне законченных работ наиболее значительны «Дэнси-цзы», «Иньвэнь-цзы», «Рационализм в Древнем Китае», «Понятие но в Древнем Китае» и некоторые другие. Их объем много превосходит опубликованное ученым, чему было несколько причин. Главная – высочайшая требовательность В. С. Спирина к самому себе. Он не считал изучение проблемы завершенной, если в исследовании не учтены все тексты, имеющие отношение к теме, и все исследования, этой темы касающиеся. А поскольку в современных Китае и Японии число исследований по любой тематике с каждым днем возрастает в математической прогрессии, В. С. Спирин каждый раз откладывал сдачу в печать уже готовых работ в надежде полного учета литературы. Так, незадолго до смерти он в очередной раз отложил передачу в издательство главного труда своей жизни – исследования традиции «Книги перемен». Другая причина – неприятие его метода и его выводов многими коллегами ученого. В. С. Спирин полагал, что исчерпал свою аргументацию, и не мог понять, почему коллеги не могут ее принять. Но работы, отвергнутые ими, как правило, в печать не отдавал. Наш долг и долг его последователей довести до печатного станка все важное, что сделал этот выдающийся ученый.

И еще одно. В. С. Спирин, давно ставши петербуржцем, сохранил любовь к родным местам в Челябинской ныне области и велел прах свой развеять над рекой Миас.

Л. Н. Меньшиков

Публикации

[2006]

Спирин В.С. Построение древнекитайских текстов / Редактор-составитель Р.Н.Дёмин. Ответственный редактор И.А.Алимов. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2006. 276 с.

[1999]

Воробьева-Десятовская М.И., Гуревич И.С., Меньшиков Л.Н., Спирин В.С., Школяр С.А. Эцзан Дуньхуан ханьвэнь сецзюань сюйлу (Описание китайских рукописей Дуньхуанского фонда Института народов Азии). В 2 выпусках / Ответственный редактор Л.Н.Меньшиков. Шанхай, 1999. Вып. 1.

[1991]

Спирин В. С. Четыре вида «тождества» в «Мо цзы» и типы гексаграмм «И цзина» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1989 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. С. 199—204.

[1990]

Спирин В. С. Система категорий в «Шо гуа» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXIII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1990. С. 252—257.

[1989]

Спирин В. С. «Слава» и «позор» в § 28 «Дао дэ цзина» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1989. С. 176—181.

[1987]

Спирин В. С. Об одной семиотической системе в древнем Китае // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXI годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1987 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1987. С. 145—150.

[1986]

Спирин В. С. Об «основном тексте письма [реки] Ло» (Лошу бэнь вэнь) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIX годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1985 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1986. С. 131—137.

Спирин В. С. Строй, семантика, контекст 14-го параграфа «Дао дэ цзина» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XX годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1985 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1986. С. 74—78.

[1983]

Спирин В.С. Геометрические образы в древнекитайской философии // Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. Материалы Первого Всесоюзного координационного совещания. Душанбе: «Дониш», 1983. С. 189-196.

[1982]

Спирин В. С. Формальное построение «Сицы чжуани» // Письменные памятники Востока / Историко-филологические исследования. Ежегодник 1975. М.: Наука, ГРВЛ, 1982. С. 212—242.

[1981]

Спирин В. С. «Гармония лука и лиры» глазами Лао-цзы (историко-философская гипотеза) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Декабрь 1979. Часть 1(1). М.: Наука, ГРВЛ, 1981. С. 158—163.

[1979]

Спирин В. С. Геометрический образ «правильного поведения» (ли 禮) в «Сюнь-цзы» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Декабрь 1978 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1979. С. 150—157.

[1977]

Спирин В. С. Психологическая сторона понятия «прямая вертикаль» (чжи) в «Луньюе» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XIII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (краткие сообщения). Октябрь 1977 г. М.: Наука, ГРВЛ, 1977. С. 61—64.

Спирин В. С. Теоретический аспект древнекитайского учения о «трех материалах» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (краткие сообщения). Часть 1. М.: ГРВЛ, 1977. С. 90—95.

[1975]

Спирин В.C. К предыстории понятия «График (дао)» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XI годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (краткие сообщения и автоаннотации). Часть 1. М.: ГРВЛ, 1975. С. 63—67.

[1974]

Спирин В. С. «Любовь» и математика в «Мо-цзы» // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. X годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (автоаннотации и краткие сообщения). М.: ГРВЛ, 1974. С. 40—44.

Спирин В. С. Слово «хоу» (толщина) в идеологии Древнего Китая // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. X годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (автоаннотации и краткие сообщения). М.: ГРВЛ, 1974. С. 36—39.

[1963]

Воробьева-Десятовская М.И., Гуревич И.С., Меньшиков Л.Н., Спирин В.С., Школяр С.А. Описание китайских рукописей Дуньхуанского фонда Института народов Азии. В 2 выпусках / Ответственный редактор Л.Н.Меньшиков. М.: ИВЛ, 1963. Вып. 1. 778 с.


На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций9753
Монографий1506
Статей8077
b_amusin_1971.jpg
Случайная новость: Объявления
Директор ИВР РАН чл.-корр. РАН д. и. н. И. Ф. Попова подписала приказы о режиме работы Института с 6 по 30 апреля 2020 г. и о предоставлении обучающимся в аспирантуре каникул с 28 марта по 5 апреля 2020 г.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type