С 13 по 15 января 2013 г. в поселении Сарнатх, административно относящемся к г. Варанаси (Индия), состоялась Вторая международная конференция Азиатского буддийского форума, организованная Центральным тибетологическим университетом (основан в 1967 г. с целью обучения молодых людей из тибетоязычных регионов и из диаспоры тибетских беженцев в Индии, также из некоторых сопредельных стран; ныне пользуется государственной поддержкой правительства Индии). Первая конференция форума состоялась на Тайване в 2011 г. Основная тема конференции была сформулирована как «Буддизм и общество» и внутри нее выделены три подтемы: 1) вклад буддизма в общественную жизнь; 2) взаимодействие буддизма с различными обществами; 3) социальный буддизм: идеология и практика. Организационный комитет конференции возглавил проф. д-р Прадип Гокхале, известный своими трудами в области истории индийской философии; также в комитет вошли дост. Лосанг Норбу Шастри, возглавляющий проект по обратному переводу на санскрит буддийских текстов, имеющихся в тибетском переводе, и д-р Пэнпа Дорчже (все представляют Центральный тибетологический университет). В конференции приняли участие ученые и религиозные деятели из Индии, Южной Кореи, Тайваня, Шри-Ланки, Вьетнама, Таиланда. Россия как страна, занимающая промежуточное место между Европой и Азией и органично сочетающая черты различных культур, в том числе традиционной буддийской культуры, уходящей корнями в тибетский буддизм, была представлена тремя докладами: «Буддийская литература в жизни простых бурят» д.филос.н., вед.н.с. ИМБТ СО РАН А.А.Базарова, «Тексты о яростных ритуалах в древнем тибетском свитке из коллекции ИВР РАН» к.ф.н., н.с. ИВР РАН А.В.Зорина и «Реальность: соединение буддийского и научного подходов» к.и.н. А.А.Терентьева. Из других докладов особо стоит отметить сообщения П. Гокхале «Можно ли быть буддистом и не верить в перерождения? Проблема, стоящая перед идеологом социального буддизма», Ш.Бахулькара «Буддизм и индуистское общество: некоторые замечания в связи со средневековой литературой на маратхи», Пэнпа Дорчже «Колесница в буддизме: изучение различий в подходах», бхиккхуни Дхаммананды «Последние изменения в порядке принятия в бхиккхуни в буддизме тхеравады», Лосанг Норбу Шастри «Восстановление санскритских текстов по тибетским переводам: анализ проблемы». Прозвучало и немало других интересных сообщений о роли и месте буддизма в обществе как в былые времена, так и в XXI в. Хотя рабочими языками конференции были английский и хинди, подавляющее большинство докладов было сделано на английском языке. Организаторы подготовили не только трехъязычную карточку-приглашение, цветную брошюру с программой конференции и резюме каждого из докладов, но и опубликовали сборник полных текстов некоторых из них (в него вошли, в том числе, все три доклада российских участников; статья А.В.Зорина доступна в формате PDF). Нельзя не упомянуть, что торжественное открытие конференции прошло при участии Его Святейшества Далай-ламы XIV, который совершил ритуальное зажжение светильника (традиционный индийский ритуал, знаменующий открытие тех или иных событий), а также прочитал небольшую лекцию о месте буддизма в современном обществе. Всего в работе конференции приняло участие около 60 докладчиков, большое количество гостей и студентов. Место проведения третьей конференции Азиатского буддийского форума пока не определено. ФОТООТЧЕТ Открытие конференции. Группа тибетских монахов исполняет «мангала-шлоки»(благопожелательные строфы) перед лицом Его Святейшества Далай-ламы Его Святейшество Далай-лама читает лекцию о месте буддизма в современном обществе Участники конференции читают доклады: А. А. Терентьев Лосанг Норбу Шастри А. А. Базаров П. Гокхале Ш. Бахулькар А. В. Зорин Во время финального пленарного заседания Внутренний двор главного здания Центрального тибетологического университета А. А. Базаров и А. В. Зорин по окончании конференции у дверей отеля «Индостан» (г. Варанаси) Текст и фотографии А. В. Зорина |