Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Отчет о совместном заседании отделов Дальнего Востока и Центральной и Южной Азии ИВР РАН Версия для печати Отправить на E-mail
16.05.2011

28 марта 2011 г. состоялось совместное заседание отделов Дальнего Востока и Центральной и Южной Азии ИВР РАН, посвященное сообщениям сотрудников Института и коллег-востоковедов, работающих в других учреждениях Петербурга, о командировках, предпринятых ими в прошлом году в изучаемые восточные регионы.

Подобное заседание, названное организаторами «Путешествия на Восток — 2010», проводится во второй раз. Оно привлекает внимание коллег из других отделов и смежных научных учреждений. Гостями его стали ученые из Российского этнографического музея, Музея истории религии, Бурятского и Монгольского землячеств. Акцент докладов делался на аудио- и видеоматериалах, привезенных из поездок авторами сообщений. Все комментарии отличались высоким профессионализмом и искренней заинтересованностью путешественников понять сущность и специфику увиденного.

На заседании выступили сотрудники ИВР РАН: Н.С.Яхонтова, И.В.Кульганек, Ю.В.Болтач, В.Ю.Климов, старший преподаватель восточного факультета СПбГУ К.В.Алексеев и старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа Ю.И.Елихина.

Н. С. Яхонтова в докладе «Ольхон, Алханай — сакральные места Бурятии» рассказала об острове Ольхон на Байкале — одном из пунктов проведения конференции «Четвертые Доржиевские чтения», состоявшейся в августе 2010. Участники конференции проехали по Бурятии более тысячи километров. Везде научные заседания, выступления участников на встречах с местной интеллигенцией вызывали большой интерес и пользовались вниманием как со стороны местной администрации, так и у активистов края. На острове Ольхон, особом месте, как по своей изумительной природе, так и подчас по трагической истории, делегаты ознакомились с его красивейшими бухтами, с древним бурятским святилищем на мысе Бурхан, недавно возведенной буддийской ступой Просветления на острове Огой. Побывали в Хужирском краеведческом музее им. Н.Н.Ревякина. Совершили поездку на северную оконечность Ольхона — мыс Хобой. Доклад Н.С.Яхонтовой об острове Ольхон сопровождался показом короткого видеофильма.

ФОТОГРАФИИ

Шаман-камень на о. Ольхон

Рукотворные сакральные пирамиды – обо на северной оконечности острова Ольхон — Хобое

Одна из многочисленных бухт на острове Ольхон

Северная оконечность острова Ольхон — Хобой

Вид сверху, с острова Ольхон, на Байкал

И.В.Кульганек свое выступление «Исполнители бурятских песен в Агинском и Тункинском районах Бурятии» посвятила информантам и работникам районных и поселковых музеев — энтузиастам своего дела и подлинным хранителям историко-культурного наследия бурятского народа, встречи с которыми состоялись у автора сообщения во время российско-монгольской фольклорной экспедиции, работавшей в рамках двухгодичного международного проекта «Монгольская протяжная песня: 2009—2010», организованной с российской стороны — Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ), с монгольской стороны — Институтом кочевых цивилизаций АНМ и Институтом языка и литературы АНМ (Улан-Батор). Экспедиция дала богатый материал для международного круглого стола «Протяжные песни монголоязычных народов как культурно-духовный феномен», прошедший 11—12 августа 2010 г. в Улан-Удэ. И.В.Кульганек представила портреты жителей Агинского и Тункинского районов Бурятии, любителей и ценителей народного песенного искусства, знатоков традиционной культуры своего народа.

ФОТОГРАФИИ

Участники экспедиции по Агинскому и Тункинскому районам Бурятии: Слева направо: Б.С.Дугаров (д.ф.н. в.н.с. сектора литературоведения и фольклористики ИМБТ СО РАН), П.Чултэмсурэн (к.и.н. с.н.с. Института исследований кочевых цивилизаций Академии наук Монголии. Улан-Батор), Л.С.Дампилова (д.ф.н. зав. сектором литературоведения и фольклористики Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН), И.В.Кульганек (д.ф.н. и.о. в.н.с. ИВР РАН), М.Дорджагва (с.н.с. Института исследований кочевых цивилизаций АНМ), Б.Ширнэн (к.ф.н. с.н.с. Института исследований кочевых цивилизаций АНМ

Дарима Цыбенова и Дарима Батожаргалова, колхозницы из дер. Алцак Джидинского р-на

Цэцэгма Сагаева, 25 лет, бухгалтер, дер. Хара-Шибирь Агинского р-на, солистка народного хора

Таня Санданова, 73 года, колхозница, на пенсии, пгт. Агинское Дамбадорж Санданов, 75 лет. колхозник, председатель сельсовета, на пенсии, пгт Агинское

Мальжунова Мария Жалсановна 80 лет, колхозница, на пенсии, дер. Далахай

Доклад Ю. В. Болтач «Чанчунь и Пекин» был посвящен международной научной конференции «Распространение преподавания китайского языка и культуры в России», состоявшейся в университете Цзилинь (г. Чанчунь, КНР) 17—18 марта 2010 г. От ИВР РАН в конференции участвовали зав. отделом Дальнего Востока Т.А.Пан и автор доклада. Конференция предусматривала обширную культурную программу, включавшую в себя, в частности, экскурсию во дворец Пу И (императора государства Маньчжоу-го), а также поездку в г. Цзилинь с посещением императорского храма на г. Бэйшань и других достопримечательностей. После окончания конференции ее участники задержались на несколько дней в Пекине, где побывали во дворце Гугун, монастыре Юнхэгун, храме Конфуция, училище Гоцзыцзянь, Храме Неба, даосском храме Байюньгуань и других исторических местах.

ФОТОГРАФИИ

Университет Цзилинь

Пекинский дворик

Вид на Пекин с террасы Храма Неба

Во время конференции в зале заседаний университета Цзилинь

Ю. И. Елихина представила доклад «Буддийские монастыри Южной Кореи», в котором обратила внимание на историю распространения буддизма в Корее, в частности указала, что в настоящее время буддизм в Южной Корее является второй религией после христианства. Учение пришло из Китая во второй IV в. и получило широкое распространение со второй половины VI в. Буддизм в Корее преимущественно махаянистского толка. Большое значение имеет культ бодхисаттв. Самый известный сохранившийся до наших дней храмовый комплекс Соккурам был основан в 751 г. В центре каменного купольного храма находится Будда Шакьямуни. В монастыре Хэинса с 1398 г. хранится «Трипитака Кореана» (самое полное из сохранившихся в Восточной Азии собраний буддийских писаний). Хранилище «Трипитака Кореана», представляет собой два длинных здания на севере и на юге, которые вместе с двумя небольшими флигелями на востоке и на западе образуют квадрат. Эти постройки примечательны уникальной конструкцией — их создатели сумели без каких-либо специальных устройств обеспечить в зданиях оптимальную вентиляцию, благодаря чему ксилографические доски прекрасно сохранились спустя многие века.

В Корее сохранилось и в настоящее время возводится много буддийских храмов и монастырей, поражающих богатством архитектурного декора, произведениями скульптуры, живописи и резьбы по дереву и камню.

ФОТОГРАФИИ

Буддийский храм Соккурам

Ксилографические доски с текстами из «Трипитаки»

К. В. Алексеев в своем докладе «Тибетские монастыри на юге Индии» рассказал о тибетских монастырских комплексах Сэра и Намдролинг, которые расположены в Бьялакуппе, самом большом из приблизительно 40 тибетских поселений в Индии (ок. 11000 жителей), расположенном в 90 км. от города Майсур, на юге штата Карнатака. Строительство Сэра, принадлежащего к традиции Гэлуг, началось в этом районе в конце 70-х гг. под патронажем Далай-ламы XIV и правительства Индии. Сегодня в монастыре живут и получают традиционное буддийское образование 3800 монахов. Намдролинг (традиция Ньингма) был основан настоятелем Пенор Ринпоче в 1963 г.

ФОТОГРАФИИ

Сэра в полдень

Перерыв между занятиями в Сэра

«Золотой храм» Падмасамбхавы в монастыре Намдролинг

Алтарная часть нового храма Гуру Ринпоче, монастырь Намдролинг

Т. В. Ермакова посвятила свой доклад «Храм святого Николая в г. Демре — православная святыня Турции» описанию одного из христианских храмов на южном побережье Турции, который она посетила летом 2010 г. Окрестности современного городка Демре в историко-географическом отношении совпадают с территорией, на которой располагался г. Мира, столица Ликийской федерации. Именно в Мире осуществлялось епископское служение Николая-чудотворца, до настоящего времени одного из наиболее чтимых христианских святых. В VI в. в память о нем был сооружен храм, ныне лишь частично восстановленный. В XIX в. российские дипломаты, служившие в Турции, пытались реализовать замысел выкупа земли и храма с целью обеспечения российского присутствия в регионе ,но турецкие власти воспротивились этому. В настоящее время при храме действует Иконный центр святого Николая.

Несмотря на то, что службы в храме не проводятся, он является объектом паломничества как в силу популярности святого Николая, так и потому, что в храме находится саркофаг, в котором до ХI в. хранились его мощи.

ФОТОГРАФИИ

Свод главного зала храма святого Николая в г. Демре

Фрагмент мозаичного пола в храме святого Николая в г. Демре

Один из залов храма святого Николая

Организаторами и участниками мероприятия было принято решение сделать заседания «Путешествия на Восток» регулярными.

И. В. Кульганек, Т. А. Пан

Последнее обновление ( 14.03.2013 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10959
Монографий1590
Статей9111
b_klyashtornyi_2003-(copy).jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type