Latest news
Most popular
Main menu
News
History
Structure
Personalia
Events
Manuscripts
Publications
IOM Journals
PhD Program
Videos (rus)
Buy books (rus)
Library (rus)
IOM (rus)
What's most interesting for you?

  Print

Ислам: Историографические очерки. Под общей ред. С.М.Прозорова. [Резван Е.А. Коран и коранистика; Ермаков Д.В. Хадисы и хадисная литература; Кныш А.Д. Суфизм] — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 228 с. ISBN 5-02-017284-7


«Очерки» содержат аналитический обзор литературы, определяют состояние изученности господствующих идей в исламе и показывают наиболее актуальные и перспективные направления в исследовании трех основных областей исламоведения: 1) Коран и коранистика; 2) Хадисы и хадисная литература; 3) Суфизм. Каждый из разделов снабжен списком использованной литературы.

«Предисловие»

В последние десятилетия заметно расширились география и тематика мирового исламоведения, в частности и в нашей стране, увеличился поток выпускаемой исламоведческой литературы. Назрела необходимость осмыслить накопившийся фонд фактических и теоретических сведений об исламе. Решение научных и практических задач отечественного исламоведения, выбор актуальных и перспективных направлений в нем в значительной мере зависят от того, насколько полно учтены и адекватно оценены результаты мирового исламоведения.

Огромный объем научной литературы по исламу, а также тот факт, что она в значительной мере недоступна не только широкому кругу читателей, но и специалистам, предопределили характер и жанровую форму исследования историографии ислама. Наиболее целесообразным и эффективным представляется историографическое исследование в форме очерков, содержащих аналитические обзоры исламоведческой литературы по отдельным разделам, или областям, исламоведения. Это Коран и коранистика, хадисы и хадисная литература, суфизм Каждый очерк содержит список использованной литературы, указанной в тексте в кодированной форме (автор и, как правило, год).

Выбор названных разделов исламоведения в качестве объектов исследования определяется важностью их места в системе религиозно-политической идеологии ислама и отражает сложившуюся специализацию авторов «Очерков» Сама тема выполняется в соответствии с планом исламоведческих исследований, принятым на Всесоюзных координационных совещаниях по актуальным проблемам современного исламоведения.

Перед авторами «Очерков» были поставлены две основные задачи — показать на материале соответствующих областей исламоведения нынешнее состояние изученности господствующих идей в исламе и определить наиболее актуальные и перспективные направления исследований традиционной и новой проблематики исламоведения. «Очерки» не претендуют на то, чтобы дать читателю исчерпывающую историю изучения ислама в России и на Западе. Во-первых, потому, что для написания подобной истории потребовались бы многие годы, а во-вторых, потому, что концентрация внимания авторов на исследовании ключевых идей в исламе позволяет, на наш взгляд, выявить сущностные черты религиозно-философской системы ислама и тем самым подойти к пониманию функционирования ислама как идеологической системы, учитывая многообразие и разнообразие ее идеологических форм. При таком подходе сведения об изучении частных аспектов исламской идеологии не играют существенной роли в выработке научного представления об исламе в целом. Однако по мере проработки литературы авторы волей-неволей углублялись в историю изучения ислама, выявляли малоизвестные или вовсе забытые имена исследователей, определяли их вклад в изучение ислама и тем самым воссоздавали более широкую картину исламоведческих штудий. Учитывая то обстоятельство, что отечественное (да и западное) исламоведение до сих пор не имеет полных историографических обзоров по исламу, мы сочли целесообразным расширить первоначальный замысел «Очерков», а вместе с этим и разнообразить форму изложения материала.

Одна из методологических задач «Очерков» состояла в том, чтобы не только выработать эффективные и разумные критерии отбора литературы, подлежащей анализу, но и корректно применить эти критерии, избегая предвзятости и односторонности в подходе к ней. Исходя из задач «Очерков», авторы учитывали только научную литературу на русском и западноевропейских языках, сознательно игнорируя антирелигиозную и публицистическую литературу как вторичную и тенденциозную по своей природе. Этот подход содержит в себе объективные трудности в силу того, что сама грань между «научной», «научно-популярной» и «ненаучной» литературой не всегда четко устанавливается и в какой-то мере условия и субъективна. Тем не менее авторы «Очерков» попытались сузить круг исследуемой литературы до разумной необходимости. Помимо собственно мусульманской и отечественной антирелигиозной литературы они не учитывали также многочисленные публикации, не посвященные специально изучению ислама, — общие работы по истории, культуре, археологии, этнографии, литературоведению и т. д. В обязательном порядке проработке подлежали прежде всего доступные исследования, посвященные соответствующим областям исламоведения. Учитывались также работы, обслуживавшие потребности практического востоковедения, с учетом, однако, того, что, как и антирелигиозная публицистика, они преследовали свои цели, отличные от задач научного исламоведения.

«Очерки» объединяют не только общие задачи, но и методологический подход к исламу как историческому явлению. В противоположность псевдосоциологическому подходу к исламу, характерному для нашего исламоведения в целом в послевоенный период, авторы «Очерков» опирались на проблемно-исторический метод исследования, в основе которого лежит представление об исламе как о сложной идеологической системе, исторически формировавшейся в борьбе идей и мнений. Этот подход предопределяет и авторское отношение к проработанной литературе. В целом оно характеризуется взвешенными и корректными оценками суждений и выводов предшествующих исламоведов, их вклада в изучение ислама. Авторы стремились избегать как назидательности, так и отстраненности в своих суждениях. Способ подачи материала в «Очерках» таков, что представленная в них информация самодостаточна и не требует дополнительных разъяснений. Это не означает, однако, что авторские суждения бесспорны и должны восприниматься однозначно. Но профессиональное овладение столь обширным материалом (список использованных работ включает в себя свыше 900 наименований) служит вполне надежным основанием для самостоятельных выводов и оценок.

При общих методологических установках и задачах в «Очерках» сохранены авторский стиль и форма изложения, обусловленные не только спецификой материала каждого очерка в отдельности, но и индивидуальными особенностями языка и» мышления авторов. Хронологические рамки «Очерков» определяются конкретным материалом, но главный упор делается на современное состояние изученности названных областей исламоведения. Особое значение «Очерки» имеют для русскоязычных читателей. В отличие от западных читателей, имеющих свободный доступ к специальной литературе, созданной за длительный период ее существования, наши читатели не имели такой возможности, и не только из-за языкового барьера, но и в силу того, что вплоть до последнего времени скупо поступавшие к нам труды западных исламоведов были практически недоступны даже специалистам, находясь в специальных хранилищах.

«Очерки» имеют значение, однако, не только для отечественной науки об исламе. Западные исследователи специализируются, как правило, на узкой теме, работая по одной, пригодной для какого-то определенного материала методике. Проработка столь разнообразной и разноплановой литературы, положенной в основу «Очерков», расширила представления самих авторов о предмете собственных исследований, позволила им посмотреть на него как бы со стороны и в сравнении с другими областями исламоведения. Отсюда и более широкий взгляд на исследуемый предмет. В этом, как мне кажется, «Очерки» имеют приоритет перед грудами западных исламоведов.

Научно-практическое значение «Очерков» состоит не только в том, что в них на широком историко-культурном фоне показаны пути и результаты исследований в соответствующих областях исламоведения и определены новые методики и перспективные направления в изучении ислама. Их значение определяется в не меньшей степени тем, что они формируют научное представление об исламе и служат добротной основой для комплексного исследования его идеологии. Это особенно важно потому, что отечественное исламоведение, и в первую очередь публицистика на исламские темы, ориентированные в целом на политическую конъюнктуру, сформировали в нашем обществе одностороннее, негативное отношение, к теории и практике ислама. Формирование научного представления об исламе непосредственно связано с разрушением устоявшихся стереотипов во взглядах на него.

Авторы «Очерков» надеются, что проделанная ими работа будет полезной не только для начинающих исламоведов, но и для более широкого круга специалистов — историков, религиоведов, философов, культурологов, а также всех, кто интересуется историей ислама. «Очерки» могут быть использованы также в качестве пособия при подготовке различных курсов лекций для студентов-восточников.

Ленинград,
октябрь 1989

С. Прозоров

PDF-files

Аннотация, Предисловие, Summary, Contents, Содержание

Keywords



IOM's page contains
Publications489
Monographs238
Papers250
p_ts_1986_1986(turcologica).jpg
b_diakonoff_1956.jpg
b_mescherskaya_1997.jpg
Random news: Announcements
At the IOM RAS Department of Middle Eastern and Near Eastern Studies, the monograph by Vyacheslav M. Platonov The Manuscript Book in the Traditional Culture of Ethiopia prepared to the publication by Dr. Ekaterina V. Gusarova will be discussed.  
Read more...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type