| 
		
					
						
				
		 | 
		
		
		
				
				
					
										
    
    
	|   | 
			    
			 		    
		 | 
     
    
	
	     
	 | 
	
           
          Акимушкин О. Ф. Описание таджикских и персидских рукописей Института востоковедения РАН. Вып. 10. Поэтические сборники, альбомы. М., Наука, 1993.
           
     
        Данный, десятый выпуск серии «Описание персидских и таджикских рукописей Института востоковедения РАН» содержит описание 58 рукописей из собрания Санкт-Петербургского филиала института. Это поэтические сборники и альбомы. В них представлены образцы и отдельные стихотворные произведения около 1 500 персидских, таджикских, курдских, узбекских и двуязычных поэтов, писавших на фарси. Хронологически они охватывают период с X по XX век.
  
из «Предисловия» 
Данный, десятый выпуск «Описания персидских и таджикских рукописей Института востоковедения» содержит сборники стихотворных произведений самых различных форм и альбомы, которые в персоязычной литературе обычно называются джунг, сафина, байаз, маджму‘а. В настоящее время мы не можем сказать, в какую седую древность уходит своими корнями традиция их составления и собирания, однако один из ранних известных нам подобных джунгов, Мунис ал-ахрар фи дака’ик ал-аш‘ар, собранный в 741/1341 г. Мухаммадом б. Бадр ад-Дином ал-Джаджарми и ставший доступным специалистам в 20-х годах XX в., сразу же привлек к себе внимание многих исследователей персидской литературы. Вместе с тем сложная и детально разработанная композиционная архитектоника Манис ал-ахрар дает нам все основания предположить, что его автор-составитель был хорошо знаком с предшествовавшей ему традицией составления джунгов, и несомненно его труд следует рассматривать как продолжение этой уже сложившейся традиции. Составление сборников становится заметным явлением с конца XIV в. в литературной жизни Ирана (особенно Западного и Южного), а со второй половины — конца XVII в. широко распространенный обычай и «мода» приобретают черты определенной закономерности. Думается, что не последнюю роль в столь возросшем интересе к сборникам со стороны любителей словесности сыграла возможность помещать в них как стихотворные, так и прозаические произведения малых форм или их фрагменты (короткие маснави, образцы композиций орнаментированной прозы, строфические формы, небольшие развлекательные рассказы, анекдоты, эссе и т.п.), которые, как правило, фиксировались только в подобных рукописях и не имели хождения в отдельных списках, если не входили в состав Дивана или Куллийата или не являлись частью более крупного произведения того или иного автора. В данном случае мы сталкиваемся с основным достоинством сборника — достоинством чрезвычайно важным с точки зрения истории литературы. Известно, что все персидские поэты, имевшие полные Диваны, т.е. собрания своих стихов, расположенных в строгой последовательности жанров и алфавитном порядке рифм в каждом из них, оформили такие собрания значительное время спустя после того, как выступили со своими первыми опытами; причем некоторые из них, как, например, ‘Абд ар-Рахман Джами (1414—1492) в случае с «ранним» Диваном (1463 г.), пересмотрели ранее написанное, внесли в него изменения или не сочли возможным включить эти стихи в состав нового Дивана. Диваны же других поэтов до нас просто не дошли, хотя имеются сведения, что они таковые имели, как в случае с Низами Ганджави (ум. в 1209 г.). Наконец, третьи не успели при жизни составить личный Диван, и эту задачу выполнили за них почитатели их таланта либо их друзья, как это произошло, с Диваном Хафиза Ширази (ум. в 1389 г.).  PDF-файлы Полный текст каталога
 
 Ключевые слова  поэзия персидская рукописи персидские 
	 | 
     
     					 | 
				 
				 
		
		 | 
		
		
	
				
						
						
						
						
						
						
							
					| 
					Случайная новость: Объявления					 | 
				 
							
				
				
		
				
			| 
			27 марта 2024 г. в ИВР РАН состоится Пятнадцатая научно-практическая конференция отделов Центральной и Южной Азии и Дальнего Востока ИВР РАН «Путешествия на Восток-2023».			 | 
		 
						
					| 
					
					Подробнее...					
					 | 
				 
						 
						 | 
			 
			 
				 
	 | 
 
 		
		 | 
		 |