Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Введение в исламоведение: Раздел VIII Версия для печати Отправить на E-mail
30.11.2005

Раздел VIII. Ал-Фикх — мусульманская юриспруденция, мусульманское право

Сюкияйнен Л.Р.

1. Ислам и социально-нормативное регулирование в VII в.

Терпимое отношение раннего ислама и мусульманского государства к тем доисламским социальным нормам, которые не противоречили новому вероучению. Нацеленность раннеисламского учения на общие религиозно-этические ориентиры в оценке поведения людей и пренебрежение к точному соблюдению ими формально-юридических требований. Фактическое признание исламской властью в VII в. большинства унаследованных юридических правил поведения и обычаев, не имевших в то время прямого отношения к новой религии.

2. Начальный этап становления ал-фикха как юриспруденции.

Постепенное формирование исламского учения о правилах поведения людей в результате, с одной стороны, исламизации фактически действовавшего права и иных социальных норм, осмысления их с позиций исламских религиозно-этических установок, а с другой — умозрительной разработки первыми мусульманскими правоведами (фукаха’) всего комплекса правил поведения мусульман. Их ориентация в целом на формулирование отвлеченных норм, концептуально выводившихся из религиозно-этических посылок и предназначавшихся для утверждения идеального исламского образа жизни. Образование ранних анонимных мусульманско-правовых школ в ал-‘Ираке и ал-Хиджазе. Влияние на их деятельность принципа ар-ра’й (свободное формулирование решений по вопросам, прямо не предусмотренным Кораном, на рациональной логической основе) и консенсуса представителей каждой школы, отражавших местные традиции и обычаи (сунна в традиционном понимании).

3. Разработка теоретических основ и методология ал-фикха в конце VIII—IX вв.

Становление теории ал-фикха — юриспруденции — компромисс между концепциями ранних мусульманско-правовых школ и позициями мухаддисов — сторонников поиска правовых норм в хадисах. Признание основными источниками правовых решений Корана и сунны, сведенной к хадисам — преданиям о высказываниях и поступках Мухаммада. Появление понятия ал-иджма‘ как консенсуса общины мусульман, а позднее — крупнейших правоведов-муджтахидов. Замена прежнего неограниченного ар-ра’йа ал-кийасом — методом нахождения решений по не урегулированным Кораном и сунной случаям на основе применения положений этих источников по аналогии. Признание этих четырех источников — решающий этап в становлении теории ал-фикха и особого его направления — усул ал-фикх, занимающегося его источниками, методами их толкования и применения для решения конкретных правовых вопросов. Особая заслуга в этом Мухаммада б. Идриса аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.), который в трактате «ар-Рисала» впервые ввел четкие определения основных понятий ал-фикха — юриспруденции. Развитие концепции ал-иджтихад как совокупности рациональных методов выведения решения по вопросам, прямо не упомянутых в Коране и сунне (кат‘ийат ад-далала) или одобренных единогласным мнением сподвижников Мухаммада, а также приемов извлечения таких решений из предписаний этих источников, изложенных в самой общей, аллегорической форме (заннийат ад-далала).

4. Соотношение ал-фикха — юриспруденции с другими дисциплинами и его предмет.

Окончательное формирование ал-фикха — юриспруденции в качестве самостоятельной дисциплины в первой половине X в. и его соотношение с теоретическим богословием (‘илм ал-калам). Совпадение ряда идейно-теоретических посылок обеих дисциплин и острое соперничество между их представителями. Понимание ал-фикха как ‘илм ал-фуру‘ — науки о «практических» (регулирующих поведение людей) нормах шари‘ата двух категорий: 1) определяющих религиозные обязанности мусульман (ал-‘ибадaт); 2) регулирующих отношения между людьми (ал-му‘амалат).

5. Основные школы ал-фикха — юриспруденции.

Два основных направления ал-фикха — юриспруденции, одно из которых (асхаб ар-ра’й) широко использовало ал-иджтихад, не сводя его к ал-кийасу, а другое (асхаб ал-хадис) делало упор на Коран и сунну. Формирование на их основе ведущих суннитских школ-толков (мазхабов) ал-фикха — юриспруденции — ханафитского, основателем которого признан ан-Ну‘ман б. Сабит Абу Ханифа (ум. в 767 г.), маликитского, названного по имени Малика б. Анаса (ум. в 795 г.), шафи‘итского, носящего имя Мухаммада б. Идриса аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.), и ханбалитского, названного в честь Ахмада б. Ханбала (ум. в 855 г.). Образование крупнейших ши‘итских толков — джа‘фаритского (имамитского), возводимого к Джа‘фару ас-Садику (ум. в 765 г.), зайдитского, основателем которого считается Зайд б. ‘Али (погиб. в 740 г.), и исма‘илитского. Объективные причины расхождений между школами ал-фикха — юриспруденции и различия применяемых ими методов решения правовых вопросов. Основные произведения, отражающие учение каждого из мазхабов (книги Мухаммада б. ал-Хасана аш-Шайбани по ханафитскому толку, книга Малика б. Анаса «ал-Муватта’», работа Ахмада б. Ханбала «ал-Муснад», трактат аш-Шафи‘и «ал-Умм» и др.). Расхождения во мнениях представителей различных мазхабов по совпадающим вопросам.

6. Развитие ал-фикха в рамках школ-толков в средние века.

Канонизация основных суннитских школ ал-фикха — юриспруденции и замена во второй половине X в. ал-иджтихада ат-таклидом, означавшим прекращение творческой разработки теории ал-фикха и необходимость для юристов следовать учению определенного мазхаба. Акцент в их произведениях на систематизацию и комментирование выводов крупнейших муджтахидов прошлого. Появление сборников фатв — казуальных правовых решений муфтиев, сгруппированных по предмету регулирования, примерами которых являются «ал-Хидайа» Бурхан ад-дина ал-Маргинани (ум. в 1096 г.) и «Фатава» Ибн ал-Баззаза (ум. в 1414 г.). Круг основных затрагиваемых в них вопросов (правила исполнения культовых обязанностей, сделки и обязательства, собственность, брачно-семейные и наследственные вопросы, правонарушения различных видов, судоустройство и процесс, правила ношения одежды и приема пищи и т. д.).

7. Ал-Фикх — мусульманское право в широком смысле.

Практическая реализация многих выводов ал-фикха, составляющих исламский комплекс социальных норм, которые также обозначаются термином ал-фикх. В значении действующих среди мусульман правил поведения ал-фикх включает самые различные виды социальных норм — религиозные, юридические, нравственные, а также обычаи и простые правила вежливости и этикета, т. е. является мусульманским правом в широком, общесоциальном понимании. Обеспечение его религиозных (культовых) правил религиозным сознанием. Отражение в нормах ал-фикха местных обычаев.

8. Особенности юридических норм ал-фикха.

Реализация части предписаний ал-фикха при участии государства, гарантирующего их исполнение возможностью своего принуждения. Превращение отдельных выводов ал-фикха — юриспруденции в действующее право в результате их санкционирования, официальной поддержки государством, как правило, путем назначения судей, применяющих выводы определенного мазхаба. Роль трудов мусульманских юристов (факихов, муфтиев) в качестве практических руководств для судей, например книги Ибрахима ал-Халаби (ум. в 1549 г.) «Мултака ал-абхур», пользовавшейся большим авторитетом в Османской империи, или сборника «ал-Фатава ал-хиндийа», составленного в 1669 г. группой ханафитских правоведов и применявшегося в Могольской империи.

9. Основные отрасли ал-фикха — права.

Классификация норм ал-фикха: брачно-семейное и наследственное право (ал-мунакахат ва-л-фара’ид), гражданское право (ал-му‘амалат в узком смысле), уголовное право (ал-джинайат), государственное право (ал-ахкам ас-султанийа), судоустройство и процесс (ал-мухасамат), международное право (ас-сийар). Брачно-семейное и наследственное право — наиболее развитая отрасль ал-фикха. Особенности правового положения женщины по ал-фикху (подчиненное положение по отношению к мужу, раздельный режим имущества, полигамия, брачный выкуп, право на развод, ограничение наследственных прав и т. д.). Характерная черта мусульманского уголовного права — деление всех санкций за правонарушения на точно определенные и затрагивающие «права Аллаха» (ал-худуд), точно определенные и посягающие на права отдельных лиц (ал-кисас, ад-дийа), неопределенные и выбираемые судьей по своему усмотрению (ат-та‘зир). Специфика мусульманского судебного права (единоличное решение дел одним судьей, приоритет свидетельских показаний, постоянные свидетели и т. д.). Халифат — центральный институт мусульманского государственного права. Принципы правового регулирования обязательств и собственности, в частности вакфного имущества.

10. Место ал-фикха в правовых системах мусульманских стран в средние века.

Разрыв между идеальными положениями ал-фикха — юриспруденции и практикой социально-нормативного регулирования. Ал-Фикх — «идеальное» право, многие нормы которого не находят практического осуществления. Относительно более широкие масштабы действия норм мусульманского брачно-семейного и наследственного права. Неприменение большинства выводов факихов по вопросам уголовного, государственного и международного права, ограниченное использование положений ал-фикха в регулировании сделок и собственности. Соотношение ал-фикха — права с государственным законодательством, обычаями, нормами иностранного права (режим капитуляций). Приспособление ал-фикха — права к потребностям регулирования развивающихся общественных отношений с помощью различных технико-юридических средств (категория ал-маслаха, юридические стратагемы ал-хийал). Формулирование факихами общих принципов правового регулирования (ал-кава‘ид ал-куллийа) и их соотношение с конкретными нормами ал-фикха. Еще большее сужение сферы действия ал-фикха — права в XIX в. «Маджаллат ал-ахкам ал-‘адлийа», принятая в 1869—1877 гг. в качестве гражданского кодекса Османской империи, — первая официальная кодификация норм ал-фикха — права.

11. Ал-Фикх в современных правовых системах.

Признание норм ал-фикха конституциями ряда мусульманских стран в качестве основного источника законодательства. Их влияние на современное брачно-семейное и наследственное законодательство исламских стран. Расширение масштабов использования норм ал-фикха в уголовном праве ряда стран (Иран, Пакистан, Ливия). Роль принципов и норм ал-фикха в регулировании коммерческих и имущественных отношений (правовой режим вакфного имущества, исламские банки и налоги). Отражение положений ал-фикха в организации и деятельности шари‘атских судов. Обращение судей к произведениям ал-фикха — юриспруденции при рассмотрении ими дел. Влияние принципов ал-фикха на конституции исламских стран. Изменение социального содержания и формы ал-фикха — права, действующего в современных условиях. Общая характеристика основных направлений ал-фикха — юриспруденции (традиционного и ориентирующегося на современное правоведение, в том числе и сравнительное). Проблематика ал-фикха в современной идейно-политической борьбе.


Литература к разделу

Абу Йусуф Йа‘куб б. Ибрахим ал-Куфи. Китаб ал-харадж. Перевод с араб. и коммент. А. Э. Шмидта; супракоммент. к переводу А. С. Боголюбова; подготовка к изданию, вступ. статья и указ. А. А. Хисматулина. СПб., 2001.

Ал-Маргинани. Ал-Хидайа. 1—4. Ташкент, 1893.

Мусульманское право. Шариат и суд. Перевод применяемого в Оттоманской империи Гражданского Свода (Мэджеллэ). 1—3. Ташкент, 1911—1912.

Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1982.

Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

Садагдар М. И. Основы мусульманского права. М., 1968.

Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

Шарль Р. Мусульманское право. М., 1959.

Шмидт А.Э. Очерки истории ислама как религии. — Мир ислама. СПб., 1912, 1/1, с. 42--55; 2, с. 185—202.

Махмасани С. Фалсафат ат-ташри‘ фи-л-ислам. Изд. 2-е. Байрут, 1953.

Nagel T. Das islamische Recht: eine Einführung. Westhofen, 2001.

Schacht J. The Origin of Muhammadan Jurisprudence. Oxford, 1950.

Schacht J. An Introduction to Islamic Law. Oxford, 1966.
Последнее обновление ( 08.12.2005 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций9748
Монографий1504
Статей8074
p_mo_vol3_no2_1997.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type