Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Структура ИВР РАН — Отдел рукописей и документов Версия для печати Отправить на E-mail
28.10.2005

— Отдел рукописей и документов —

Древние и средневековые восточные рукописи и старопечатные книги, которые в России начали собирать еще при Петре I, стали основой для становления российского востоковедения. Планомерное собирание рукописей, в котором приняли участие ученые, путешественники, дипломаты, миссионеры, купцы, началось с 1818 г., когда было создано первое востоковедное научное учреждение — Азиатский Музей Российской Академии Наук.

Дело обстояло так. 11 (23) ноября 1818 г. президент Академии Наук С. С. Уваров направил письмо в Комитет правления АН, в котором объявлялось об учреждении при Академии Восточного кабинета и назначении его директором академика Х. Д. Френа.

Письмо появилось в связи с тем, что Академия Наук купила у французского дипломата Ж. Л. Руссо коллекцию восточных рукописей. Эта коллекция и сейчас составляет гордость собрания рукописей Санкт-Петербургского Филиала Института востоковедения. 28 ноября 1818 г. Х. Д. Френ получил указание приступить к организации указанного кабинета в помещении, которое для этой цели выделялось Кунсткамерой. С декабря 1818 г. Восточный кабинет стал именоваться Азиатским Музеем. Когда, кем и каким документом было введено это название, до сих пор остается неясным. Вероятно, это была инициатива самого Френа. Под этим названием он и вошел в историю отечественной науки. С июля 1819 г. Азиатский Музей открыл свои двери для всех желающих заниматься востоковедением. Под этим названием он просуществовал до 1930 г. В 1924 г. Азиатский музей переехал во вновь построенное здание Библиотеки Академии Наук.

О постепенном расширении материалов, хранящихся в Азиатском музее, можно судить по ежегодным отчетам, которые директор представлял в Академию наук. Так, в 1926 г. в отчете указаны:
 Книг каталогизированных — 131250 томов
 некаталогизированных и дублетов — 35000 томов
 переодических изданий (1539 названий) — 20000 единиц
 рукописей — 15000 единиц хранения.

Таким образом, с учетом поступлений рукописей после 1917 г. собрание восточных рукописей и старопечатных книг Азиатского Музея стало одним из крупнейших в мире специализированных хранилищ такого рода, подлинной сокровищницей культур народов Востока на берегах Невы.

В конце 20-х гг. при Академии наук состоял ряд кабинетов, который объединял ученых различных специальностей. Встал вопрос о необходимости координировать деятельность этих кабинетов и в полной мере использовать богатейшие рукописные материалы Азиатского музея. В 1930 г. была создана Группа востоковедов, в задачи которой входило объединение всех востоковедных учреждений (кабинетов) в один центр. Этот план был составлен академиком С. Ф. Ольденбургом. Новый центр — будущий Институт Востоковедения — включал 11 отделов. Рукописный отдел как самостоятельная единица в плане С. Ф. Ольденбурга не значился: он был включен в отдел Библиотека.
23 мая 1930 г. Президиум ЦИК СССР утвердил план, предложенный Ольденбургом. Рождение Института Востоковедения состоялось, и вся библиотека и все рукописи, собранные в Азиатском Музее, перешли в собственность Института востоковедения.

Институт, который продолжает активно работать и в настоящее время, перенес большое количество трудностей. Они обрушились на него с середины 30-х гг. Сталинские репрессии унесли почти половину научных сотрудников — цвет отечественного востоковедения. Затем — Великая Отечественная война. Фронтовики, не вернувшиеся с полей сражений, блокада, переезды, эвакуация — все это легло на плечи немногих оставшихся в живых ученых. Пострадали не только люди, тяжело перенесли блокаду и рукописи, размещенные в подвалы Библиотеки Академии Наук. Двое сотрудников Института героически охраняли рукописи, проверяли, нет ли попаданий снарядов — а они были — проветривали, перемещали, укрывали, спасали. К сожалению, они уже покинули нашу землю, но имена их остались с нами навсегда: Ольга Петровна Петрова и Александр Николаевич Болдырев.

В 1930 г. основным направлением работы Института востоковедения стала общественно-политическая тематика, в ней принимали участие сотрудники Коминтерна, штат Института был пополнен молодежью, пришедшей в востоковедение по путевкам рабфаков. Одной из задач стало изучение современных языков и литератур восточных стран, находившихся на положении колоний.

Исследование рукописных богатств и решение на их основе важнейших проблем культуры древнего и средневекового Востока, без которых невозможно было подойти к пониманию и изучению современного Востока, оказалось невостребованным. Понемногу продолжали обрабатывать рукописи арабской графики, монгольские рукописи, вновь поступившие из Бурятии частные коллекции тибетских рукописей, китайские дуньхуанские рукописи, привезенные экспедицией С. Ф. Ольденбурга в 1914—1915 гг. Иона Гинцбург приступил к созданию Каталога еврейских рукописей, который он так и не сумел закончить: он умер во время блокады Ленинграда. Каталогу посчастливилось увидеть свет только в 2002 г.

В 1950 г. Институт востоковедения переехал в здание Ново-Михайловского дворца, в прекрасное место на берегу Невы, напротив Петропавловской крепости. В этом же году Президиум Академии Наук принял постановление о переводе Института Востоковедения в Москву. Главной причиной перевода Института было неудовлетворительное, с точки зрения, московского начальства, изучение новой и новейшей истории и литературы стран Востока, экономики, политики. В Ленинграде остался только Сектор рукописей, для которого в момент переезда в Москве не нашлось подходящего помещения. Сектор восточных рукописей возглавлял Д. И. Тихонов.

Рукописный отдел разместился в роскошном «танцевальном» зале Ново-Михайловского дворца. Соседями его стали археологи, физики, телевизионщики. Это было не лучшее соседство для рукописей: постоянные колебания пола и стен от работавших станков и машин не способствовали поддержанию их в сохранности. Рукописные фонды и огромную библиотеку почти в миллион томов нужно было разместить на небольшой площади. Молодые сотрудники, принятые на работу в Сектор, только начали работать с рукописями. Это потом они превратились в классных специалистов, костяк нынешнего Филиала Института востоковедения.

Через 5 лет работы стало ясно, что рамки Сектора стали узкими для крепнувшего коллектива рукописников, коллектива, опиравшегося на богатые традиции петербургско-ленинградского востоковедения. В том же году был поставлен вопрос о преобразовании Сектора в Ленинградское отделение Института востоковедения. Кандидатура директора появилась тот час же: им стал академик Иосиф Абгарович Орбели. Главная задача, поставленная перед коллективом Отделения, теперь уже напрямую была связана с рукописями: научное описание и научное издание письменных памятников народов Востока.

Начиная с 1844 г. и вплоть до первой мировой войны всем российским консулам на Востоке вменялось в обязанность разыскивать и покупать восточные рукописи и старую книгу для Азиатского Музея.

Мы уже упоминали о приобретении коллекции Ж. -Л. Руссо. Она была куплена в два приема — в 1819 и в 1825 гг. 700 превосходных мусульманских рукописей легли на полки Азиатского Музея.

Важным этапом в создании фонда Азиатского Музея был дар П. Л. Шиллинга, передавшего в Музей в период с 1829 по 1841 год 2600 единиц китайских, монгольских, маньчжурских, тибетских, индийских и японских письменных памятников (Тихонов Д.И. Восточные рукописи Института востоковедения Академии Наук СССР // Ученые записки Института востоковедения. М. — Л. 1953. VI, 6.).

В начале ХХ в. дуньхуанской экспедицией С. Ф. Ольденбурга и Монголо-Сычуаньской экспедицией П. К. Козлова в Петербург были доставлены уникальные коллекции китайских дуньхуанских фрагментов рукописей IV-XI вв. и тангутских рукописей из Хара-хото XII-XIII вв. Инвентаризация дуньхуанских рукописей закончилась только в 2000 г. В собрании хранятся 360 целых свитков и 19000 фрагментов. Инвентаризация тангутских рукописей закончилась на несколько лет раньше. Оказалось, что П. К. Козлов привез около 9000 томов тангутских рукописей и ксилографов и около 300 китайских.

С конца XIX в. и в течение первой четверти ХХ в. из Центральной Азии были присланы коллекции санскритских, уйгурских, согдийских, среднеперсидских, тибетских и других рукописей первого тысячелетия н.э. работавшими там консулами и дипломатическими чиновниками Н. Ф. Петровским, Н. Н. Кротковым, А. А. Дьяковым, В. Роборовским, И. П. Лавровым и учеными, совершившими поездку в оазисы Восточного Туркестана.

Фонд мусульманских рукописей резко возрос после присоединения к России Средней Азии, прежде всего за счет организации экспедиций по закупкам рукописей. Только усилиями знаменитого востоковеда В. А. Иванова было закуплено в Бухаре более 100 рукописей (Тихонов Д.И. Восточные рукописи Института востоковедения Академии Наук СССР // Ученые записки Института востоковедения. М. — Л. 1953. VI, 10).

К числу уникальных коллекций, поступивших в Институт востоковедения в 1932 г., следует отнести коллекцию согдийских рукописей из Пенджикента — рукописей с горы Муг. Документы, обнаруженные в этой коллекции, датируются периодом до 721 г. н.э. Именно в этом году был казнен арабами последний независимый правитель Самарканда Деваштич, а его подданные перебиты.

Рукописей в хранилищах Санкт-Петербургского Филиала на сегодняшний день — 84485 единиц хранения.

Чтобы ориентировать читателя в этом «море письмен», приведем краткие характеристики некоторых коллекций.

Коллекция рукописей арабской графики охватывает рукописи на арабском, персидском, тюркском, курдском, афганском и малайском языках. Их общее число составляет примерно 15 тыс. единиц хранения. Самые ранние арабские рукописи — это листы на пергамене из Коранов. Они написаны так называемым куфическим письмом и датируются VIII-X вв. н.э. В коллекции арабских рукописей много Коранов, украшенных цветными орнаментами и золотом. Все они более позднего происхождения. Попутно следует отметить, что не только Кораны, но и светские рукописи на арабском языке нельзя было украшать изображениями людей и животных. Только Аллах творец мира, никто не смеет своими жалкими подражаниями причинять людям вред. Исключение составляет только одна рукопись, она уникальна. Это сочинение арабского автора ал-Харири (1054-1122) «Макамы» — «Короткие рассказы». В рукописи этого сочинения, переписанной около 1237 г., содержится 98 миниатюр и 40 унванов — орнаментированных заглавий отдельных рассказов.

Не в пример арабским персидские рукописи отличаются богатством миниатюр, яркими красками, позолотой. Среди них много художественных альбомов «Мурака». Старейшая персидская рукопись датируется 1143 г. В собрании насчитывается 3181 персидская и таджикская рукопись. Красотой и изяществом отличается альбом индийских и персидских миниатюр XVI-XVIII веков, который был закуплен в Исфахане по распоряжению царского правительства. Две школы живописи переплетаются в нем — могольская и исфаханская. Оборотные стороны миниатюр украшены образцами каллиграфии. Лучшие каллиграфы трудились над перепиской стихов различными почерками. Особую прелесть альбому придают искусно выполненные рамки, окаймляющие миниатюры. Это тончайшие растительные орнаменты, то яркие с позолотой, то успокаивающие глаз пастельными тонами.

Собрание тюркских рукописей Филиала по количеству рукописей на разных тюркских языках уступает библиотекам Стамбула и Узбекистана, «но по качеству сочинений, по широте их тематики оно превосходит все другие крупные собрания тюркских рукописей» (Дмитриева Л.В., Мугинов А.М., Муратов С.Н. Описание тюркских рукописей Института народов Азии. М., 1965, 3).

Невозможно охватить все коллекции рукописей, которые хранятся в собрании Филиала. Отметим несколько уникальных коллекций.

Во-первых, это коллекция китайских дуньхуанских рукописей IV-XI вв. из пещер Могао (СевероЗападный Китай, современная провинция Ганьсу). Большинство дуньхуанских рукописей по содержанию буддийские. Дуньхуан — это огромный пещерный монастырский комплекс, в котором сочетались монастыри, библиотеки, мастерские для переписки рукописи, буддийские университеты и школы. Дуньхуан был важным перевалочным пунктом на Великом Шелковом Пути. Аналогичные дуньхуанские коллекции рукописей хранятся в Национальной Библиотеке в Париже и в Британской Библиотеке. Рукописи представляют собой большую ценность для Китая. Шанхайское издательство «Древняя книга» выпустило в свет целую серию альбомов, в которых приводятся факсимиле рукописей из разных коллекций.

Не менее, если не более ценной является коллекция тангутских рукописей и документов. Рукописи были обнаружены П. К. Козловым в субургане, находившемся неподалеку от северо-западной стороны «мертвого» города Хара-Хото. Субурган был раскопан Козловым в 1909 г. В нем, вместе с женским погребением, сопровождавшимся большим количеством статуй буддийских святых, рассаженных перед книгами со священными текстами, оказалась замурованная библиотека книг — печатных и рукописных, на тангутском, китайском и тибетском языках. Все датированные рукописи и ксилографы, найденные в субургане, относятся ко времени существования тангутского государства Великое Ся (982-1227), уничтоженного Чингисханом. Самый ранний ксилограф датирован 1084 годом. В коллекции, помимо большого количества буддийских сочинений, оказались также словари, грамматические тексты, фолианты тангутских законов, переводы китайской классики на тангутский язык, множество хозяйственных документов, официальных бумаг и писем. Тангутоведение смогло стать самостоятельной отраслью науки только благодаря трудам рано ушедшего из жизни Н. А. Невского. За несколько лет работы, отпущенных ему судьбой, он сумел заложить основы будущей науки, дешифровав ряд тангутско-китайских и тангуто-тангутских толковых словарей и предсказав основы грамматики тангутского языка, которые были разработаны последующими поколениями ученых.

Самая крупная в мире коллекция тибетских ксилографов — 18 тысяч томов — содержит сочинения ученых наиболее известных школ тибетского буддизма — ламаизма. Самые древние тибетские ксилографы и рукописи были найдены в пещерах Дуньхуана и в субургане в Хара-Хото. В настоящее время начата компьютерная каталогизация фонда при поддержке американского фонда «Ancient Classic Imput Project».

В собрание входит большая коллекция восточно-христианских рукописей на сирийском, коптском, армянском, грузинском языках. Ранние из них датируются XII-XIII вв. н. э.

Коллекция библейской литературы на древне-еврейском языке, параллельные тексты на древне-еврейском и греческом языках, переводы Библии на арабский язык представляют собой большую ценность и в ближайшее время должны быть введены в научный оборот.

К настоящему времени в СПб. Филиале почти завершена многолетняя работа по систематизации и описанию письменных памятников на разных языках. Опубликовано более 40 томов научных описаний арабского, персидского, китайского, корейского, курдского, японского, монгольского, афганского и других фондов собрания рукописей. Среди них — краткие каталоги и подробные научные описания, содержащие богатый материал для источниковедческой и текстологической работы.

Научное описание рукописных фондов позволило выявить наиболее интересные произведения, издание и изучение которых представляет первостепенный интерес. В начале 60-х гг. была начата масштабная работа в области научной публикации текстов. В серии «Памятники литературы народов Востока» изданы критические тексты выдающихся произведений персидской литературы, уникальные арабские, турецкие и монгольские сочинения, а также редчайшие, написанные на китайском, корейском и японском языках исторические и литературные памятники. В другой серии — «Памятники письменности Востока» — увидели свет самые ценные тангутские и китайские рукописи из Хара-Хото и Дуньхуана, санскритские сочинения по буддийской философии из Восточного Туркестана. Более 30 книг издано в еще одной серии — «Культура Востока (материалы и исследования)». Она объединяет усилия востоковедов различных научных центров России.

Документы, связанные с деятельностью Института восточных рукописей (ранее Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения), а также Сектора рукописей и Ленинградского Отделения Института востоковедения (его прежние названия, начиная с 1950 г.) хранятся в Архиве востоковедов. Архив востоковедов начал собирать материалы с момента образования Института востоковедения, с 1930 г. В него попадали материалы, оставшиеся после умерших сотрудников, — законченные и незаконченные работы, все, кроме работ академиков и членов-корреспондентов (они хранятся в Архиве Академии Наук). Самые ранние материалы, вошедшие в состав принятых от ушедших ученых коллекций, датируются XVI веком. Всего в Архиве насчитывается 131 фонд, в состав которых входит около 60 тысяч единиц хранения. Наиболее ценными материалами мы считаем рукописи Н. Я. Бичурина, Н. А. Невского, В. А. Жуковского, О. М. Ковалевского, А. Е.Снесарева и др.

доктор исторических наук
М. И. Воробьева-Десятовская

Последнее обновление ( 26.03.2014 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций6688
Монографий1271
Статей5350
ar_iakerson_2005.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type