Попова И. Ф. Танский император Тай-цзун (627–649) об основных принципах взаимоотношений государя и сановников // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. XXII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). 1988 г. Часть 1. М.: Наука, ГРВЛ, 1989. С. 165—172.
Постоянное взаимодействие двух достаточно самостоятельных
политических доктрин — теории императорской власти и конфуцианского
этического учения, отражавших взаимоотношения правителя Поднебесной
и бюрократии (точнее высших сановников, входивших в ближайшее
окружение монарха) — определяло содержание официальной
идеологии императорского Китая. Выражая интересы монархии, первая
из упомянутых доктрин главнейшее достоинство сановника усматривала
в способности быть практически полезным правителю, вторая
же, отстаивая позиции бюрократии, первостепенным талантом
правителя считала умение привлекать к себе и использовать на соответствующих
должностях талантливых и образованных людей...