|
|
|
|
Ольденбург С. Ф. Пещеры тысячи Будд // Восток. Журнал литературы, науки и искусства. Книга первая. Петербург: Всемирная литература, 1922. С. 57—66.
Еще при жизни Будды ученики его, следуя паставлениям своего
учителя, покидали дом для бездомной жизни и искали убежища в пустыне:
в лесу под деревьями, в горах под навесами скал, в горных пещерах. Шли
года, учитель умер, разросшаяся община учеников стала жить общежитиями,
начала сооружать монастыри и храмы, но, верная старым заветам, всегда
искала пустыни, определяя даже в своих церковных установлениях требования
ставить жизнь отшельников в непосредственное общение с природой,
столь необходимой именно для созерцательной жизни. История буддийских
монастырей, раскинувшихся па протяжении веков по большей части Азии,
еще не написана, но и теперь мы уже знаем, что большинство из них
строилось в пустынных местах, при чем обыкновенно обращалось внимание
на красоту окрестностей. Эта любовь к пустыне понятна всякому, кто имел
счастье видеть ее и почувствовать на себе ее влияние. Великое, освобождающее
человека молчание пустыни перерождает душу того, кто познал пустыню.
Буддисты понимали это, и потому их молчаливые монастыри и дали так
много для воспитания духа. Не даром японский философ сказал: «Когда ты
почувствуешь, что в недрах души твоей пробуждаются ростки нежных
мыслей, дай им распуститься в молчании и тайне, заговорить — значило бы
заставить их умереть»...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова фонд дуньхуанский
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
25 марта 2024 г. ИВР РАН проводит однодневную научную конференцию «Актуальные проблемы буддологических и индологических исследований–16». |
Подробнее...
|
|
|
|
|