Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство : Седьмые Доржиевские чтения / Главный редактор И. В. Кульганек/ Составитель и научный редактор Ю. В. Болтач. СПб. : Свое издательство, 2018. 292 с. : ил. ISBN 978-5-4386-1498-2


Конференция «Доржиевские чтения» посвящена памяти выдающегося бурятского буддиста, ученого и общественного деятеля, учителя XIII Далай-ламы, основателя Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй, Хамбо-ламы Агвана Лобсана Доржиева (1854–1938). Чтения были впервые организованы в 2004 году в ознаменование 150-летия со дня рождения Агвана Доржиева и с тех пор проходят регулярно один раз в два года в местах, исторически связанных с его именем.

В сборник Седьмых Доржиевских чтений вошли статьи о жизни и деятельности Агвана Доржиева, истории отечественного востоковедения и буддологии, истории и источниковедению буддизма, традиционным буддийским наукам, а также литературе традиционных буддийских регионов.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие — 6

Ангаева С. П., Тыхеева Ю. Ц. Жизнь и судьба Агвана Доржиева — 17
Агван Доржиев — выдающийся сын бурятского народа, известный религиозный, общественный и политический деятель, жил в бурную эпоху перемен, на сломе времен. Неоднозначна и сложна его жизнь и судьба, так как он полностью разделил со своей эпохой ее заблуждения и идеалы, взлеты и падения. Деятельность его столь многообразна и энциклопедически обширна, что возникает представление о многоликости этого человека. Он оставил свой след почти во всех сферах общественной жизни: религии, просвещении, политике, культуре, литературе, издательском деле, архитектуре, медицине, музейном деле.
Ключевые слова: Агван Доржиев, Бурятия, религия, буддизм, просвещение, политика, культура, архитектура, медицина, музейное дело, укрепление позиций буддийской церкви в России, строительство буддийского храма в Петербурге, реформаторская деятельность в буддизме, Бурят-Монгольская автономная республика

Асалханова Е. В. Буддийская коллекция живописи и графики Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа — 22
Автор проводит иконографический, композиционный, типологический, художественный анализ буддийских живописных и графических произведений из собрания Национального музея Усть-Ордынского Бурятского округа. В статье обосновывается необходимость изучения коллекций буддийского искусства, находящихся в собрании музеев России, для введения их в научный оборот.
Ключевые слова: атрибуция памятников искусства, изобразительное искусство северного буддизма, иконография буддизма

Астахаев Н. А. История изучения трактата «Чэнши-лунь» в буддийских монастырях Восточной Азии — 33
Доклад посвящён истории распространения, изучения и комментирования трактата «Чэнши-лунь» («*Сатьясиддхи-шастра» или «*Таттвасиддхи-шастра») в буддийских монастырях Китая и Японии.
Ключевые слова: история китайского буддизма дотанского периода, «Чэнши- лунь», «Сатьясиддхи-шастра», «Таттвасиддхи-шастра», Хариварман, Кумараджива

Бадмацыренов Т. Б. Буддийские виртуальные сообщества ВКонтакте: стратегии социологического исследования — 38
Исследование буддизма в социальных сетях представляет большой интерес с точки зрения социологии, причем не только с позиций поиска нового знания о складывающихся в настоящем времени новых формах социальности буддийских сообществ. Значимое измерение этой проблематики представляет разработка адекватной стратегии социологического исследования онлайн-сообществ. Для сегодняшней социологии Digital Turn становится требованием времени, когда исследование социальной жизни неотделимо от изучения цифровых технологий и их влияния на общество. Буддийские общины активно включились в цифровизацию, что особенно ярко проявляется в социальных сетях, где возникает особое пространство коммуникации, в котором парадоксальным образом представлены самые разные формы активности, смешиваются идеи и практики и всему этому часто придается «буддийский» смысл.
Ключевые слова: буддизм, социология, социальные сети, Интернет, буддийские сообщества

Бальжурова А. Ж. Роль бурятских лам в сохранении и атрибуции буддийской коллекции Национального музея Республики Бурятия — 43
Национальный музей РБ хранит в своих фондах уникальную буддийскую коллекцию, которая сложилась в период тотального уничтожения бурятского буддизма в 30-х гг. ХХ в. Необходимо отметить особую роль бурятских лам в сохранении буддийского наследия и формировании коллекции. В региональной литературе мало сведений, отражающих их значение в данном аспекте. Среди первых сотрудников, которые собирали и спасали от неминуемой гибели буддийские памятники, были бывшие ламы Г.-Д. Нацов и Ж. Ж. Жабон. Им досталась нелегкая доля собирателей, которые с экспедициями ездили по аймакам, вывозили на лошадях, а порой и на себе, ценнейшие предметы из покинутых, закрытых и разграбленных дацанов. В 60–70-е гг. наступает второй этап — научного изучения и атрибуции коллекции. В этот период оказали большую помощь и внесли неоценимый вклад в работу бывшие дацанские художники, хувараки и ламы, вернувшиеся из ссылок: лама-иконописец Д. Дондоков, лама Кижингинского дацана Л. Я. Ямпилов, которые были знатоками местных обрядовых текстов и буддийской иконографии.
Ключевые слова: буддизм, лама, наследие, иконография, тхангка

Бардалеева С. Б. Коллекция Хамбо ламы Ч.-Д. Иролтуева (по фондовым материалам Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова Национального музея Республики Бурятия) — 50
Коллекция Чойнзон-Доржи Иролтуева (1843–1918) была вывезена в Музей из Ацагатского дацана в конце 1930-х гг. Коллекция состоит из фотографий, документов, ритуальных предметов и одеяний, а также шелкового свитка — поздравления от 34 дацанов по случаю 15-летия правления. Среди коллекции мы выделяем материалы по паломническим поездкам Ч.-Д. Иролтуева в Индию, Сиам (Таиланд) и Китай. Это привезенные им священные реликвии: две книги на пальмовых листьях на языке пали, 108 томов философского канона Ганджур и 225 томов комментария Данджур на cтаромонгольском языке, скульптуры божеств из Индии, Сиама и Китая. Основное внимание в статье обращено на коллекцию привезенной им скульптуры, редкой и уникальной для Забайкалья.
Ключевые слова: Ганджур — буддийский философский канон, пали — язык буддийского канона традиции Тхеравада, ступа — реликварий, базальт, династия Мин и Цин, манба-дацан, аршан — лечебный источник, цаннит-хамбо, старомонгольская письменность

Батомункин Б. Ц. Турлин хаан: миф или быль? — 59
В статье представлено размышление автора об одном из произведений устного народного творчества — древнем сказании о Турлин хане, в котором тесно переплетаются реальные события и искусно выдуманные народом истории. Автор статьи приоткрывает суть такого сочетания несочетаемого, связывая в одну линию и мифический сюжет сказания, и топонимику края, реально существующую на территории бассейна реки Онон и по сегодняшний день.
Ключевые слова: Турлин хан, сказание, устное народное творчество агинских бурят, письменные источники

Болтач Ю. В. Культ бодхисаттвы Майтреи в древней Корее (на материале «Оставшихся сведений [о] трех государствах», XIII в.) — 64
Бодхисаттва Майтрея был одним из наиболее популярных персонажей буддийского пантеона в Корее эпохи Трёх государств и Объединённого Силла (I в. до н. э. – X в.). Статья посвящена отражению культа этого бодхисаттвы в «Оставшихся сведениях [о] трёх государствах» («Самгук юса») — фундаментальном источнике по духовной культуре древней Кореи, составленном в конце XIII в. буддийским монахом Ирёном.
Ключевые слова: бодхисаттва Майтрея, ранний корейский буддизм, «Оставшиеся сведения [о] трёх государствах»

Вакунин Д. В. Книгоиздательская деятельность Агинского дацана во второй половине XIX – начале XX в. Данные новых исследований библиографических списков — 77
Проект по изучению ксилографического наследия Агинского дацана впервые сделал возможным воссоздание истинной картины книгоиздательской деятельности агинской монастырской печатни в части состава и количества изданных тибетоязычных книг, а также позволил в одних случаях подтвердить, а в других опровергнуть устоявшиеся в отечественной источниковедческой науке представления о буддийском книгопечатании в Агинском монастыре.
Ключевые слова: Агинский дацан, карчаг, библиографические каталоги, книгопечатание, монастырская печатня, ксилография, редкие издания, тибетская литература, бурятский буддизм, буддизм в Забайкалье

Валеев Р. М. Миссионерское востоковедение в Казани и изучение монголоязычных народов (XIX – начало XX в.) — 85
Во второй половине XIX – начале XX в. ведущим миссионерским и этнополитическим учреждением в России, одним из крупных православных центров по изучению истории, культуры, этнографии и языка тюркских, финно-угорских и монголоязычных народов являлась Казанская духовная академия (1842–1921 гг.).
Ключевые слова: Россия, Восток, монголоязычные народы, миссионерское востоковедение и монголоведение, Казань, Национальный архив Республики Татарстан, Казанская духовная академия

Валеева-Фаррингтон Е. А. Взаимодействия между голосом и жизненным началом Ветер: встреча философии Востока и науки Запада — 93
В данной работе речь пойдет о взаимосвязи между жизненным началом Ветер, как это описывается в традиционной тибетской медицине (ТТМ), и анатомией голоса, фундаментальной дисциплиной в западной традиции работы над постановкой голоса. Здесь будут рассматриваться общие функции жизненного начала Ветер, пять коренных Ветров и их функции — в особенности, функции Восходящего Ветра, в которые входит формирование голоса и речи. Мы коснемся также путей движения Восходящего Ветра из его места обитания в грудной клетке по направлению вверх, и Поддерживающего Жизнь Ветра из головы, где он обитает, по направлению вниз. Поскольку местом их пересечения является область горла (месторасположение горловой чакры и гортани), речь пойдет о необходимости поддерживать равновесие Ветра и здоровье органов, находящихся в горле, для того, чтобы эффективно использовать голос. Будут затронуты положения, объединяющие эти энергетическую и физиологическую системы. В связи с этим будет затронут вопрос анатомии голоса, а также прогрессия образования голоса: осанка, снятие излишних мышечных и эмоциональных напряжений, дыхание как основа для образования голоса, фонация (голосо-образование), резонанс, артикуляция — все это во взаимосвязи с тем, как в тибетской медицине объясняется система жизненного начала Ветер. Наконец, будет рассмотрено воздействие голоса и Ветра на эмоциональное здоровье человека, поскольку методы работы над этой сферой, принадлежащие обоим направлениям, зарекомендовали себя положительными результатами.
Ключевые слова: традиционная тибетская медицина, жизненное начало Ветер, горловая чакра, голос, анатомия голоса, голосовое здоровье, эмоциональное здоровье

Владимирцева А. А. Открытие и атрибуция древней круглой Ваджрасаны в Махабодхи (Бодхгая) — 105
Сообщение посвящено истории открытия и атрибуции практически неизвестной в современном мире легендарной и незаслуженно забытой каменной плиты в виде мандалы с места достижения Буддой Шакьямуни Просветления под деревом Бодхи.
Ключевые слова: круглая Ваджрасана, Алмазный трон, каменная плита, мандала, Будда, Махабодхи, Бодхгая, Индия

Ганхуяг Магсаржав. Бичээч цорж Агваандоржиин намтарт холбогдох зарим мэдээ (Некоторые сведения, связанные с биографией Агвандоржа, литератора и главы монастырских церемоний) — 112
В статье приводится ряд интересных обстоятельств, связанных с биографией и деятельностью известного монгольского литератора, одного из образованных людей Монголии Агвандоржа, занимавшего пост главы монастырских церемоний. Автор сравнивает сведения об Агвандорже, содержащиеся в различных источниках XVIII–XIX вв., с информацией в книге «Последовательные краткие жизнеописания учителей Страны снегов», изданной в 1996 г. на тибетском языке в Китае. Эта информация занимает несколько страниц. Автор приходит к выводу, что именно она вызывает наибольшее доверие и может считаться предельно верной.
Ключевые слова: литератор, Агваандорж, Агваанцэрэн, литераторы Их хүрээ, биографии монгольских лам

Гуревич И. С. Биографии первых переводчиков буддийских сочинений на китайский язык (II–V вв.) — 116
Каждый исследователь исторической грамматики разговорного китайского языка любой эпохи должен определить для себя наиболее репрезентативные письменные источники. Для указанного периода такими источниками являются наиболее ранние переводы буддийских текстов, поскольку они были созданы в результате деятельности высокообразованных переводчиков, прекрасно знавших свой предмет и досконально изучивших китайский язык.
Ключевые слова: переводы, буддийские тексты, школы переводчиков, адекватность передачи, репрезентативный источник

Дампилова Л. С. Буддийское восприятие мира в краткостишиях монгольских народов — 121
В данной статье анализируются поэтические тексты малых размеров в структурно-семантическом аспекте. Поэзии монгольских народов близки такие мотивы, как буддийское состояние покоя, совершенствование мысли и духа. Путь нравственного совершенствования — основной путь буддийской культуры — был главенствующим во всей восточной и дальневосточной поэзии. В итоге исследования необходимо констатировать, что в поэтике краткостиший монгольских народов буддийские философские идеи о состоянии мира и души использованы как в оригинальном виде, так и с авторскими нововведениями на ассоциативном уровне.
Ключевые слова: монгольская и бурятская поэзия, японские хайку, Л. Дашням, Б. Дугаров

Деменова В. В. Буддийская скульптура школы Долоннор в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств — 126
В докладе представлены сведения об истоках формирования буддийской коллекции Челябинского государственного музея изобразительных искусств, приводится стилистический анализ экспонатов.
Ключевые слова: буддийская металлическая скульптура, школа Долоннора, коллекционирование, экспертиза металлической скульптуры, Урал, Челябинск

Дугаров Б. С. Эпос «Хан Харангуй»: традиция и буддийская интерпретация — 133
В статье рассматриваются особенности буддийской интерпретации сюжета и образов ведущих персонажей в монгольском эпосе «Хан Харангуй» — прежде всего, главного героя, который наделяется чертами «рыцаря буддийской церкви». Данный феномен, согласно анализу и выводу автора, связан с периодом распространения буддизма на территории Монголии и стремлением духовенства увязать произведения устной традиции с буддийским пантеоном взамен шаманских божеств, играющих значительную роль в эпической традиции монгольских народов.
Ключевые слова: эпос, герой, буддийские божества, пантеон, мифология, шаманизм

Елихина Ю. И. Некоторые бурятские тангка из коллекции Государственного Эрмитажа — 140
Статья посвящена бурятской живописи и некоторым тангка из коллекции Государственного Эрмитажа. Автор кратко выделяет основные периоды развития живописной традиции и описывает некоторые наиболее интересные тангка из собрания Эрмитажа.
Ключевые слова: бурятская живопись, буддизм, иконография

Захарова И. М. Фотограф А. Э. Боярский и научно-торговая экспедиция в Китай в 1874–1875 гг. — 146
В статье представлен краткий обзор целей, задач и итогов организованной российским правительством в 1874–1875 гг. научно-торговой экспедиции в Китай. Особое внимание уделено деятельности заместителя руководителя экспедиции, талантливого фотографа Адольфа Эразмовича Боярского. В ходе экспедиции А. Э. Боярским было сделано более двухсот уникальных фотографий, представляющих виды Монголии и Китая, этнографические типы, индивидуальные и групповые портреты. Фотографические снимки А. Э. Боярского явились первым фотоотчетом путешествия по Монголии и Китаю. За коллекцию фотографий, сделанных в путешествии по малоисследованным местам Центральной Азии, А. Э. Боярский был награжден серебряной медалью Императорского Русского Географического общества.
Ключевые слова: А. Э. Боярский, научно-торговая экспедиция в Китай в 1874–1875 гг., российско-монгольские отношения, виды Монголии и Китая, фотографические портреты, фотографы в научных экспедициях

Зорин А. В. «Гимн шести украшениям» Рэдава Шонну Лодроя: по калмыцкой рукописи XVIII в. — 153
Статья посвящена хранящемуся в ИВР РАН калмыцкому списку гимна выдающегося тибетского ученого Рэдава Шонну Лодроя шести знаменитым индийским учителям, сыгравшим особую роль в создании буддийской философской традиции: Нагарджуне, Арьядеве, Асанге, Васубандху, Дигнаге и Дхармакирти. Статья содержит всесторонний анализ рукописи, относящейся к XVIII в., транслитерацию текста и его перевод.
Ключевые слова: тибетская литература, буддийские гимны, калмыцкие рукописи, Рэдава Шонну Лодрой, «шесть украшений»

Кузнецова Н. А., Асеева Т. А. Тибетские источники: некоторые итоги и перспективы изучения — 164
При изучении тибетских медицинских текстов выявлены большие массивы медицинской, ботанико-фармакогностической, географической, лингвистической и этнологической информации, обоснована ее достоверность и возможность использования для экспериментальных исследований с целью разработки и внедрения в практическую медицину тибетских лекарственных препаратов. Изучение этого массива информации важно для понимания путей и закономерностей трансформации знаний и истории культуры народов центрально-азиатского региона в целом.
Ключевые слова: тибетские медицинские источники, типы и достоверность информации, трансформация знаний

Курапов А. А. Взаимодействие буддийской общины калмыков и Российского государства во второй половине 20-х – 50-е гг. XIX в. — 173
В статье рассмотрено взаимодействие буддийской общины калмыков и Российской империи в европейской части России во второй половине 20-х – 50-е гг. XIX в. В указанный период бюрократизация, военизация и системный контроль над внутренней политикой империи затронули и управление иноверческими общинами. Буддийское духовенство активно интегрировалось в систему регионального административного аппарата. В рассматриваемый период был принят комплекс документов, регулирующих жизнь сангхи приволжских, уральских и донских калмыков.
Ключевые слова: сангха, империя, государственное регулирование, легитимация, русификация, клерикальная элита

Лыгденова В. В. Эволюция религиозного синкретизма у баргузинских бурят в середине XVIII – начале XXI в.: предпосылки, основные этапы, результаты — 183
Статья посвящена исследованию эволюции религиозных верований и выявлению основных этапов формирования религиозного синкретизма у баргузинских бурят. Возрастание интереса современных ученых к изучению традиций и верований различных этнических групп объясняется стремлением воссоздать наиболее полную целостную картину истории и генезиса этноса. На основании анализа литературы и источниковых материалов по теме исследования выявляются четыре основных этапа развития религиозного синкретизма с середины XVIII до начала XXI в.
Ключевые слова: религиозный синкретизм, буддизм, шаманизм, религиозные верования и культы, этнография, народы Сибири

Митыпова Г. С. Историческая память: заповедные и достопримечательные места, связанные с именем Агвана Доржиева — 189
Статья посвящена процессу формирования памятных и заповедных мест, связанных с именем Агвана Доржиева — одного из видных деятелей бурятского народа рубежа XIX–XX вв., в контексте исторической памяти народа. В статье рассматриваются в исторической динамике деятельность научной общественности, религиозных и государственных структур в возрождении и восстановлении в культурном пространстве имени этого выдающегося деятеля рубежа двух веков.
Ключевые слова: Агван Доржиев, история, память, лама, забвение, родина, село, школа, землячество, фонд, дацан, буддизм

Носов Д. А. Откуда пошли шаманы и ламы: фольклорные повествования о происхождении религии у монгольских народов — 198
В статье на материале записей конца XIX – начала XX в. рассматриваются особенности этиологических рассказов о происхождении религии у монголов и бурят. Автор делает вывод о том, что данные повествования у монгольских народов носят черты как исторического, так и фольклорного сознания.
Ключевые слова: текстология фольклора, народная этиология, монголы, буряты

Смолова Л. В. Вклад буддизма в развитие наук о Человеке — 208
В статье описывается опыт взаимодействия буддизма с такими научными областями, как психотерапия, эволюционная психология, нейробиология, квантовая физика. Раскрываются некоторые принципы буддизма, важные для развития современной науки о Человеке: принцип открытости новому, принцип постоянного изменения, принцип активной личной позиции, принцип многомерного объемного взгляда на явления окружающего мира, принцип преодоления дуалистического взгляда на мир.
Ключевые слова: буддизм, сознание, науки о человеке, эволюционная психология

Содномова И. Н. Иконография Будды Амитабхи в Тибете — 217
В докладе рассмотрена взаимосвязь буддийской живописи тангка с текстами для визуализации божеств — садханами (санскр. sādhana), на примере тангка Сукхавати — Чистой земли Будды Амитабхи XIX в. из Восточного Тибета традиции Намчо (тиб. gnam chos).
Ключевые слова: Тибет, буддийское искусство, садхана, терма

Субангулова Н. А. Роль сакрального в дзэн-буддийской сотериологии — 225
Статья посвящена анализу сакрального и его роли в решении сотериологических задач в дзэнских практиках. Подготовка ко встрече с сакральным и само переживание сакрального представляет собой своеобразное средство для достижения духовного просветления.
Ключевые слова: сакральное, переживание сакрального, сотериология, дзэн- буддийские искусства, иерофания, духовные практики

Таркова Р. А. «Буддийский космос» в многонациональном регионе (на примере Астраханской области) — 229
Несколько столетий существования буддизма на территории Нижнего Поволжья, конкретно — в Астраханском регионе, сформировали многоплановое «буддийское пространство», органично вписавшееся в реалии поликультурной и полиэтничной окраины Российского государства. В первую очередь, его актуализация связана с астраханскими калмыками. В докладе раскрываются планы и компоненты этого пространства, особое внимание уделяется его современному состоянию, рассматривается возрождение буддийских традиций и их влияние на социокультурную жизнь населения г. Астрахани и Астраханской области в целом. Сопровождением доклада является документальный фильм, снятый автором при содействии Астраханской государственной телерадиокомпании «Лотос» в 2016 г.
Ключевые слова: буддизм, астраханские калмыки, буддийские символы, хурулы, сакральное пространство, скотоводство, торговля, репрезентация образов буддистов-калмыков, калмыки в казачьем войске, буддийские общины Астрахани, День рождения Будды

Хантургаева Н. Ц. Представления буддистов о жизни и смерти (по результатам исследований в Бурятии) — 237
В статье анализируются представления буддистов о жизни и смерти, полученные при проведении социологических исследований в Бурятии. Результаты исследований показывают неоднозначность и многоаспектность религиозных практик буддистов. Степень интегрированности респондентов в жизнь религиозного сообщества выявлена посредством сопоставления религиозной идеологии и обыденного религиозного сознания.
Ключевые слова: буддисты, жизнь, смерть, обыденное религиозное сознание, социологические исследования, Бурятия

Харькова Е. Ю. Вклад Е. Е. Обермиллера в изучение Уттаратантры и Абхисамая-аламкары — 245
В статье рассматривается вклад Е. Е. Обермиллера, представителя санкт- петербургской буддологической школы Ф. И. Щербатского, в изучение двух трактатов, относящихся к Пятикнижию Майтреи, — Уттаратантры и Абхисамая-аламкары. Автор статьи отмечает, что в ходе изучения этих трактатов в Бурятии Е. Е. Обермиллер впервые в истории европейской буддологии прошел подготовку по предметам прамана и парамита по системе обучения монастыря Лавран Ташикьил. Ученый осуществил исследование и перевод на английский язык двух трактатов Майтреи, дал четкие определения предметов обоих сочинений и обозначил их место в истории буддийской философии. Предпринятое Е. Е. Обермиллером всестороннее изучение двух трактатов представляет собой надежный фундамент для дальнейших исследований.
Ключевые слова: Е. Е. Обермиллер, Ф. И. Щербатской, российская буддология, санкт-петербургская буддологическая школа, Уттаратантра, Абхисамая-аламкара, Праджняпарамита

Хижняк О. С. Религиозно-философские термины в буддизме и христианстве — 255
В учении буддизма об освобождении широко известны понятия омрачение сознания, страсть, ненависть, неведение, говорится о необходимости их преодоления. Напротив, мало известно, что аналогичный анализ личности представлен в христианстве. Сходство понятий определяется не заимствованиями, а одним и тем же объектом исследования — человеком. Развертывание анализа внутреннего состояния личности приводит к употреблению сходных понятий в двух религиях, что и делает возможным перевод буддийских терминов на европейские языки. Этот вывод подтверждается в докладе ссылками на философские / богословские тексты, в которых используется ряд параллельных понятий, таких как: сон, ночь, пробуждение, бодрствование, освобождение от иллюзий / трезвение, просветление / просвещение, мудрость (премудрость) — праджня — софия, меч мудрости / меч духовный и др. Общим является рассмотрение бытия как страдания (будд.: сансара; христ.: мiр) и достижение его преодоления при жизни (будд.: нирвана, христ.: бесстрастие, мир душевный). Различие двух религиозно-психологических концепций видится в образах, практиках, путях достижения освобождения / спасения и способах описания изучаемых явлений.
Ключевые слова: религиозная антропология, буддизм, христианство, психология, общие понятия, различные пути, образы и практики

Чимитдоржин Д. Г. Цаннид Хамбо-лама Агван Доржиев в Оке и Тунке. Культовые объекты Оки — 264
В статье кратко представлены сообщения о религиозной и общественной деятельности цаннид Хамбо-ламы Агвана Доржиева в Тунке и Оке, о культовых местах Саянского нагорья. Сооружение культового Обоо имеет несколько функций, является актом памятования об исторически значимых для общества событиях, местом силы и исцеления.
Ключевые слова: Цаннид Хамбо-лама Агван Доржиев, Зеленая и Белая Тары, гора Мунко-Саридак, саба, шэмэ, Аригун субурган, Обоо

Шулунов Э. С. Буддийская церковь и ее взаимоотношения с государственными властями в середине 1930-х гг. — 272
В статье рассмотрены взаимоотношения буддийской церкви с государственными властями в 1935–1936 гг. в СССР, а также деятельность Агвана Доржиева в этот период и его попытки защитить буддийскую сангху от властей. Непомерное налогообложение буддийских лам и их имущества было первым шагом к процессу ликвидации буддизма. Затем последовало принуждение лам к сложению духовного сана и переходу в мир, запрет похорон и других ритуалов по буддийскому обряду. Как известно, в полном объеме репрессии настигнут буддистов в 1937 г., когда будут физически уничтожены монастыри и священнослужители. Рассматриваемые архивные документы показывают отношение государственной власти к религии в целом на тот момент.
Ключевые слова: буддизм, буддийская сангха, религия, история, Агван Доржиев

Сведения об авторах — 275

Abstracts — 280

PDF-файлы

Полный текст сборника

Ключевые слова


буддизм в России
Доржиев, Агван

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095
b_shumovsky_1957a.jpg
b_diakonoff_co_1976.jpg
p_mo_vol3_no4_1997.jpg
Случайная новость: Объявления
Первое заседание комиссии по приему документов в аспирантуру ИВР РАН состоится 01.09.2023 (пятница) в 14:00 в каб. 146 ("Кабинет изучения Лотосовой сутры"). Присутствие абитуриентов обязательно.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type