Якерсон С.М. «Завещание» Иехуды Ибн Тиббона (XII в.) как руководство по светской еврейской каллиграфии // Письменные памятники Востока, 1(14), 2011. С. 143—160.
Отличительной чертой переписки сакральных иудаистических сочинений профессиональными переписчиками в Средние века являлась строгая фиксация самой формы записи текста. Правила переписки были сформулированы в Талмуде и в более поздней религиозно-правовой литературе. Однако, мы практически ничего не знаем об отношении к письму в среде просвещенных еврейских гуманистов, сочинявших и копировавших тексты для собственных нужд. Важнейшим свидетельством их отношения к искусству письма является «Завещание» знаменитого переводчика с иудео-арабского языка на иврит Иехуды Ибн Тиббона (XII в.). В «Завещании» впервые дается определение еврейской каллиграфии и формулируются основные эстетические критерии «красивого почерка». Анализу этих аспектов сочинения посвящена данная статья.
27 октября 2021 г. (в среду) в 17.30 в Лектории ИВР РАН будет прочитана четвертая открытая лекция сезона 2021, «Бакуфу и княжества: распределение власти в Японии в эпоху Токугава» (лектор — Василий Владимирович Щепкин).