|
|
|
|
Большаков О.Г. Суеверия и мошенничества в Багдаде XIII в. / Ислам: Религия, общество, государство. Сборник статей. Отв. редакторы П.А. Грязневич и С.М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1984, 144-148.
Во всех мировых религиях, формировавших свою догматику и концепцию мироздания на уровне философского идеализма, всегда существовал большой разрыв между высоким религиозно-философским осмыслением мира, представляемым теологией, и верованиями широких народных масс, которым этот уровень был недоступен для понимания. Принимая основные положения догматики и обрядности, народные массы сохраняли множество верований и обрядов прошлого; признавая всемогущество и всеведение бога, они, чтобы избежать предопределения судьбы, пользовались всевозможными уловками, заимствованными из арсенала первобытной магии, которые зачастую были прямо запрещены господствующей религией. Господствующие религии боролись с этими суевериями, ограничивающими их монополию истолкования действительности, и в то же время вынуждены были использовать народные верования для облегчения пропаганды и укрепления своего влияния на умы.
Ислам не был исключением, хотя в нем разрыв между официальным учением и народными верованиями несколько сглаживался отсутствием церковной организации и одновременным существованием нескольких равноправных толков. Однако и в исламе «книжный» ислам правоведов и богословов и верования и привычки подавляющей массы мусульман находились в состоянии постоянного единоборства и взаимовлияния К сожалению, этот аспект истории ислама с большим трудом поддается исследованию, поскольку в нашем распоряжении имеются показания только «книжной» стороны.
В этом отношении любопытен последний раздел полемического сочинения ‘Абд ар-Рахмана б. ал-Джаузи «Талбис Иблис» («Наущения дьявола»), в котором перечисляются заблуждения простонародья, внушаемые ему, по мнению автора, дьяволом, постоянно осаждающим души правоверных. Весь этот перечень имеет значительную ценность для изучения взглядов и привычек рядовых багдадцев предмонгольского времени, но нас сейчас интересуют только несколько пунктов обвинений, прямо касающихся суеверий Ибн ал-Джаузи относит к их числу слепое следование обычаям предков и примеру окружающих, обращение к гадальщикам и астрологам, немусульманский обряд похорон (в одежде и гробах) с оплакиванием покойников,
биением себя по лицу и разрыванием одежд (последнее особенно предосудительно для женщин). По его свидетельству, у багдадцев существовал также обычай навещать могилы в середине ша‘бана и брать с них землю, что явно связано с кругом до-мусульманских верований.
Оплакивание умерших противоречит духу ислама, ибо смерть является возвращением из бренного мира в мир вечной жизни и блаженства и должна быть, скорее, поводом для радости, чем для печали.
Недвусмысленное осуждение оплакивания содержится в хадисах; похороны Мухаммада и первых халифов и сподвижников пророка проводились очень скромно. Поэтому благочестивые люди возражали против того, чтобы их оплакивали. Один багдадский факих-хашимит, умерший в 1077 г., оставил своему ученику письменное завещание, в котором среди прочего просил: «...пусть не устраивают по мне оплакивания, не рвут одежду на груди и не бьют себя по щекам, а кто сделает это, того Аллах накажет».
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова Багдад Ибн ал-Джаузи Ислам. Сборник статей мошенничества суеверия
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
30 сентября 2024 г. (понедельник) в 14:00 состоится заседание Ученого Совета, на котором будет заслушан доклад директора ИВР РАН, чл.-корр. РАН И. Ф. Поповой «Российское академическое востоковедение. Государственная миссия». |
Подробнее...
|
|
|
|
|