Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Прозоров С.М. Духовные ценности суфиев в надписях на личных вещах (по материалам арабской рукописи сочинения по суфизму ‘Азизи Шайзалы, XI в.). / Культурное наследие – источник изучения истории, культурного и духовного возрождения мира. / Материалы международной научной конференции. Ашхабад, 14-15 Новруз (март) 2008 г., cc. 308-309. / Cultural heritage – source for studying the history, the cultural and spiritual renaissance of the world / Abstracts of reports of the international scientific conference. Ashgabat, March 14-15, 2008.


В Отделе Востока Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге хранится уникальная арабская рукопись (объем 207 лл.) сочинения аскета из Джилана (Гилана) ал-кади Абу-л-Ма'али 'Азизи б. 'Абд ал-Малика ал-Джили, известного как Шайзала (ум. в 494/1101 г.). Сочинение под названием «Лавами' анвар ал-кулуб фи джам' асрар ал-мухибб ва-л-махбуб» («Блестки света сердец в собрании тайн влюбленного и Возлюбленного») состоит из 10 глав, в которых описаны «состояния» (ал-ахвал), «привалы» (ал-маназил) и «стоянки» (ал-макамат) суфиев на Мистическом пути познания Бога.

Один из разделов сочинения автор специально посвятил перечню надписей, которые делали «обладатели мистических состояний» (асхаб ал-ахвал) на одежде, женских украшениях, суфийской атрибутике, музыкальных инструментах, частях тела и т. д. Из перечисленных в разделе 55 имен женщины составляют большинство — более 40.

Суфии-мужчины делали надписи на молитвенных ковриках (саджжада), суфийской заплатанной одежде (муракка'а), суфийских посохах ('укказа), верхних рубахах с широкими рукавами (джубба) и других вещах. Среди названных — Утба б. Абан ал-Гулам, Абу Бакр ан-Нихаванди, известный поэт-мистик Самнун б. Хамза ал-Хаввасал-Мухибб (ум. ок. 300/912 г.), страстный проповедник «опьяняющей» любви к Богу Абу Бакр аш-Шибли (ум. в 334/946 г.) и др.

Еще более разнообразными были предметы женского туалета, различные виды и элементы верхней одежды, которые их обладательницы украшали благочестивыми надписями. Это, прежде всего, налобные повязки ('исаба, упомянуты 12 раз), пояса/повязки, носимые через плечо (ми'джар), покрывала/вуали (химар), чадры (бурку’), шитые украшения/вышивки (тираз), воротнички/ожерелья (тук), венцы (тадж), нагрудные вырезы, или вороты рубахи (джайб), браслеты/амулеты, носимые на запястьях (ми'сам, мн. ч. ма'асим) и предплечьях (ми'дад, мн.ч. ма'адид), драгоценные камни в перстнях (фасе) и т.д. Кроме того, они наносили надписи на части своего тела -щеки, лбы, кисти рук, а также на музыкальные инструменты — простые и четырехструнные лютни ('уд, мизхар), смычки (мидраб) и др.

Разнообразна была техника нанесения надписей и вещества, которые при этом использовали. Это - надписи, выполненные золотом, нанизанным жемчугом, гравировкой, клеймением. Надписи на части тела наносили амброй, мускусом, камфарой, ароматической мазью (галийа), сваренной из благовоний.

Три четверти из названных поименно женщин фигурируют как служанки-невольницы (джарийа). Среди них — служанки-невольницы аббасидских халифов ал-Мутаваккила и ал-Му'тазза, вазиров ал-Фадла ал-Бармаки и Ибн Хамдана, суфиев Исхака б Ибрахима ал-Маусили, 'Али б. ал-Джахма, Джамили ал-Маданийи, Фатимы бинт 'Имрана ан-Наха'и и др. Помимо невольниц упомянуты невеста фактического правителя Хорасана 'Абд Аллаха б. Тахира (правил с 828 по 844 гг.) и певица (муганнийа) Ибн Йаздада.

Почти половина женщин носили мужские по форме имена-прозвища: Насим ас-сабах («Утренний зефир»), Дау' ас-сабах («Утренний свет»), Тимсал («Изваяние», «Статуя»), Кунуз («Сокровища»), Мула'иб («Партнер [в игре]»), Тауфик («Содействие»), 'Инан («Узда»), 'Азиб («Холостяк»), Салиф («Хвастун»), Вишах («Кожаная перевязь, усыпанная дорогими камнями и носимая женщинами через плечо») и т.д.

Что касается жанра надписей, то поэтической форме (от одного до 3 байтов, всего 29 байтов, авторство не установлено) отдали предпочтение 16 (из 55) лиц (14 из них — женщины). Остальные надписи выполнены в форме афоризмов, кратких пословиц, часто с рифмующимися словами (Ман хабба табба / «Кто любит, тот лечит»). По содержанию, это — нравоучительные изречения, наставления, душевные переживания. Основные темы надписей — страстная любовь к Богу (ал-'ишк), повиновение ему и упование на него, терпение, избежание греха, противопоставление добра злу, верности — предательству, щедрости — скупости и т.д.

Изложенный материал свидетельствует о том, что суфийское истолкование религиозно-нравственных норм ислама в доступных формах повседневного быта овладевало умами и сердцами широких слоев мусульманского общества. Отражая общечеловеческие ценности, суфийская идеология стала неотъемлемой частью духовной культуры народов мусульманского Востока.

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


надписи суфийские
суфии
Шайзала

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций6686
Монографий1270
Статей5349
Случайная новость: Объявления
В отдел Ближнего и Среднего Востока ИВР РАН поступила на обсуждение плановая работа д. и. н., вед. н.с. С. М. Якерсона «Владельческие записи, посвящения, маргиналии, книжные списки и пометы цензуры как источник информации о еврейской книге Средневековья и Нового времени (X–XVII вв.)».
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type