|
|
|
|
Бурмистров С. Л. Проблема онтологической самостоятельности в философии буддизма махаяны // Письменные памятники Востока. Том 19, № 1 (48), 2022. С. 19–32.
Понятие самобытия или онтологической самостоятельности (svabhāva) — одно из
фундаментальных в буддийской философии, по смыслу сходное с понятием субстанции в новоевропейской философской мысли. В хинаянских школах самосущими считаются дхармы
(элементарные психофизические состояния), а мудрость состоит в постижении реальности как
потока постоянно сменяющих друг друга мгновенно-существующих (kṣāṇika) дхарм. Основанная
Нагарджуной (II–III вв.) школа мадхьямака — исторически первая махаянская школа — опирается на постулат пустоты (śūnyatā) всех дхарм, т.е. отсутствия у понятия дхармы референта на
уровне абсолютной истины. Понимание просветления как познания истинной реальности исходит, согласно мадхьямаке, из допущения различия субъекта и объекта. Однако само это допущение имеет смысл только на уровне относительной истины, на уровне же истины абсолютной оно
пусто. Метод, который используют Нагарджуна и его комментатор Чандракирти (VII в.) для доказательства пустоты понятий и концептуальных конструкций, представляет собой сведение их к
абсурду, демонстрацию их неустранимой внутренней противоречивости. Таково же и понятие
онтологической самостоятельности: если всё связано законом взаимозависимого возникновения, — значит, всё существует лишь благодаря другому, т.е. не является самосущим. Но если нет
ничего самосущего, то теряет смысл и противоположное понятие — несамосущего (niḥsvabhāva),
так как, согласно буддийской логике, постулирование любого А означает вместе с тем
и постулирование не-А. В другой махаянской школе — йогачаре было сформулировано учение
о трех природах (trisvabhāva) — воображаемой, зависимой и абсолютной, однако самосущая —
лишь последняя из них, тождественная истинной реальности (tathatā). Сознание-сокровищница — фундаментальное сознание, с опорой на которое возникают все другие уровни и формы
индивидуального сознания, — полно реальных и потенциальных аффектов и кармически
обусловленных мыслительных и поведенческих диспозиций. Все они должны быть устранены
из сознания-сокровищницы — лишь это и будет окончательным просветлением. В момент просветления различие между истинной реальностью и сознанием-сокровищницей исчезает, ибо
это различие, как и любое другое, представляет собой концептуальную конструкцию, порожденную непросветленным сознанием, а значит, онтологически несамостоятельно.
К содержанию номера...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова Асанга йогачара мадхьямака махаяна Нагарджуна онтология понятие субстанции философия индийская
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
11–12 марта 2024 г. в Институте восточных рукописей ИВР РАН состоится Первая всероссийская научная конференция «Гебраистическая сессия». |
Подробнее...
|
|
|
|
|