Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Культурное наследие монголов: коллекции рукописей и архивных документов. Сборник докладов III международной научной конференции. 20‒22 апреля 2017 г. Санкт-Петербург. Россия / Ответственный редактор С. Чулуун. Редакторы, составители: И. В. Кульганек, Н. Хишигт, Б. Нацагдорж, Н. В. Ямпольская. СПб.; УБ., 2019 г. 254 с. ISBN 978-99978-773-4-5.


Сборник представляет собой собрание докладов III международной научной конференции «Культурное наследие монголов: коллекции рукописей и архивных документов», организованной Институтом истории и археологии МАН и Институтом восточных рукописей РАН в г. Санкт-Петербург, 20‒22 апреля 2017 г.

Основой для конференции стали рукописные фонды и архивы, хранящие документы и материалы по истории, культуре, этнографии, политике, языку монгольских народов.

В сборнике публикуются доклады, освещающие историю монголоведения, а также доклады, посвященные рукописным материалам о материальной культуре монголов, их письменному наследию, художественному творчеству, экспедициям и разным сторонам жизни традиционного и современного монгольского общества.

ГАРЧИГ / СОДЕРЖАНИЕ / CONTENT

МЭНДЧИЛГЭЭ / ПРИВЕТСТВИЯ

Монгол Улсын Ерөнхийлөгчийн мэндчилгээ — 9

Приветствие директора Института восточных рукописей РАН, доктора исторических наук, профессора И. Ф. Поповой — 11

Монгол Улсын ШУА-ийн Түүх, археологийн хүрээлэнгийн захирал, Олон улсын Монгол Судлалын Холбооны Ерөнхий нарийн бичгийн дарга, Түүхийн шинжлэх ухааны доктор, профессор С.Чулууны мэндчилгээ — 15

Монгол Улсын Соёл, Урлагийн Их сургуулийн захирал, доктор, профессор Э. Сонинтогосын хэлсэн үг — 17


ИЛТГЭЛҮҮД / ДОКЛАДЫ

Ц. П. Ванчикова. Положения о религиозной администрации («Sasin-u jakiryan-u diirim») как источники по истории буддизма в Монголии — 20
В докладе рассмотрены два редких уставных документа — Положения о Религиозной администрации, составленные в 1926 и 1944 гг., не касаясь специфики непосредственно монастырских уставов (жаяг). Религиозные администрации (“sasin-u jakiryan”) — специальная управленческая структура, официально созданная в 1926 г. при монастыре Гандантегченлинг. Дана источниковедческая характеристика и сравнительный анализ содержания.
Ключевые слова: Религиозная администрация, положение-устав, Монголия, монастырь Гандантегченлин

Дуутан Ж. Гэрэлбадрах. Кем были «иргэн/irgen»? — 28
Термин «irgen» очень важен для изучения социального строя у монголов в средневековый период. В статье рассмотрено использование этого термина на материале «Сокровенного сказания монголов». Почти все исследователи, переводившие этот памятник на иностранные языки, передавали термин «irgen» словом «люди», однако он используется в нескольких значениях: для обозначения семьи или племени, государства или нации, группы людей и, наконец, зависимых людей. Можно выделить три типа подданных-иргэн: «умчи иргэн», «хуби иргэн» и «харьяатан иргэн».
Ключевые слова: иргэн (люди), люди-собственность, подданные люди, крепостные люди

Ж. Долгорсурэн. Целостность культурного наследия «Монгол цуур» — 38

Ю. И. Дробышев. Кочевая имперская традиция и ее эволюция — 44
Статья посвящена рассмотрению контактов кочевых народов с оседлыми соседями с эпохи хунну до времени возникновения Монгольской империи под углом зрения заимствований в сфере идеологии. Автор приходит к выводу, что взаимодействие кочевых и оседлых цивилизаций в Центральной Азии имело сложный характер, вследствие чего выяснение преемственности имперской идеологии в степях требует дальнейших исследований.
Ключевые слова: имперская традиция, кочевники, Центральная Азия, идеологические заимствования

Б. С. Дугаров. Культ Гэсэра в Саяно-Прихубсугулье — 57
В статье рассматриваются старописьменный монгольский текст «Воскурение фимиама Богдо Гэсэру» и его перевод на бурятский язык, обнаруженные в Окинском районе Бурятии и имеющие хубсугульское происхождение. Данные тексты в сравнительном плане представляют интересный материал для уточнения эволюции и географического распространения культа Гэсэра среди монгольских племен, в частности в Саяно-Прихубсугулье.
Ключевые слова: культ Гэсэра, обрядовый текст, буддийское влияние, Присаянье, Прихубсугулье

Ю. И. Елихина. Некоторые находки из монастыря Сарьдаг, хранящиеся в Государственном Эрмитаже — 65
В статье дается описание небольшой коллекции находок из монастыря Сарьдаг, находящегося у истоков р. Толы. Эти находки являются подъемным материалом, собранным в этих местах П. А. Витте в 1915 г. В 1916 г. все семьдесят восемь артефактов были переданы в Эрмитаж. Этот материал до сих пор оставался не описанным и не введенным в научный оборот. В основном это архитектурные украшения и детали, фрагменты глиняных изображений Будд и керамики.
Ключевые слова: монастырь Сарьдаг, Ундур-гэгэн, буддизм, археология

И. М. Захарова. Образы монголов в гравюрах второй половины XVIII — начала XIX вв. из собрания Государственного Эрмитажа — 73
В статье идет речь о первых опытах создания иконографии народов России в XVIII в., что связано с изданием в 1774‒1776 гг. под руководством И. Г. Георги первого русского художественного журнала «Открываемая Россия, или Собрание одежд всех народов, в Российской империи обретающихся». Среди них особый интерес представляют листы, изображающие монгольского ламу, монгольскую женщину и «мунгальскую» шаманку. Во многом успех «Открываемой России» и послужил для И. Г. Георги творческим импульсом для издания «Описания всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей», снабженного подробными историческими и этнографическими сведениями о народах, чьи визуальные образы были помещены в книге. Оба издания, содержащие уникальные изобразительные материалы по иконографии монгольских народов Российской Империи, хранятся в Государственном Эрмитаже.
Ключевые слова: X. М. Рот, И. Г. Георги, экспедиции Академии наук, «Открываемая Россия», образы монголов, «мунгальская» шаманка

И. В. Кульганек. Ц. Ж. Жамцарано «О собирании фольклора»: по материалам Архива востоковедов ИВР РАН — 82
Статья посвящена архивному наследию первого бурятского ученого-монголоведа Ц. Ж. Жамцарано. Предлагается текст недавно обнаруженных заметок, посвященных собиранию и публикации фольклора монгольских народов. Текст хранится в Архиве востоковедов Института восточных рукописей РАН в Ф. 62., On. 1. Ед. хр. 21.
Ключевые слова: монгольский, бурятский, фольклор, архив, рукописное наследие

М. П. Петрова. Архивные материалы о монгольских студентах в Ленинграде в 20-е гг. XX в. из ЦГА — 91
Первыми иностранными студентами в РСФСР после Октябрьской революции были граждане Монголии. В 1921 г. советские вузы приняли на учебу 15 монгольских «первопроходцев», число которых в последующие два десятилетия значительно увеличилось. Данная статья рассматривает документы из личных дел монгольских студентов, прибывших на учебу в Ленинградский Институт живых восточных языков в 20-е гг. XX в. Они хранятся в Центральном государственном Архиве Санкт-Петербурга. Среди них личное дело Д.Пагмадулам (1905‒1938) — первой супруги основоположника современной монгольской литературы Д.Нацагдоржа. Не менее интересным представляется дело студента ЛИЖВЯ О.Намнандоржа (1903‒1989), будущего известного археолога, географа и геофизика.
Ключевые слова: иностранные студенты, монголы, Ленинградский институт живых восточных языков, Центральный государственный Архив Санкт-Петербурга, Д.Пагмадулам, О.Намнандорж

Р. Ю. Почекаев. Политико-правовые взгляды Хутуктай-Сэчена-Хунтайджи (По данным «Белой истории») — 107
«Белая история» («Чаган тэукэ») является важнейшим памятником политической, правовой, философской и религиозной мысли средневековых монголов. Редактором ее текста (а по мнению ряда исследователей - возможно, и автором) являлся монгольский государственный деятель второй половины XVI в. Хутуктай-Сэчен- хунтайджи (1540‒1586), с именем которого во многом и связывается принятие буддизма монголами как государственной религии. В статье на основе анализа текста «Белой истории» предпринимается попытка реконструкции политико-правовых воззрений Хутуктай-Сэчена.
Ключевые слова: «Белая история», Монголия XVI в., традиционная государственность и право монголов, Хутуктай-Сэчен-хунтайджи, церковное право, имперское правовое наследие

П. О. Рыкин. Чтение монгольской надписи на Тырской стеле 1413 г.: новые подходы и результаты — 121
Статья посвящена предварительным результатам применения нового подхода к чтению монгольской надписи на Тырской стеле 1413 г., хранящейся в Приморском государственном объединенном музее им. В. К. Арсеньева (Владивосток). Стела содержит тексты на трех языках: китайском, чжурчжэньском и монгольском. Монгольский и чжурчжэньский тексты памятника очень близки с точки зрения содержания и грамматической структуры. В статье делается попытка продемонстрировать важность данного вывода для дешифровки некоторых утраченных или испорченных фрагментов монгольской надписи на стеле. Предлагаемый автором подход основан на подробном сопоставлении лакун в монгольском тексте с параллельными фрагментами чжурчжэньского текста, которые имеют лучшую сохранность, в сочетании с более тщательным исследованием всех существующих фотографий и эстампажей памятника. В качестве иллюстрации приводится новое чтение строк 2 и З монгольской надписи, значительно дополняющее предыдущие варианты их дешифровки.
Ключевые слова: монгольские языки, тунгусо-маньчжурские языки, доклассический письменный монгольский язык, чжурчжэньский язык, уйгуро-монгольская письменность, историческая лингвистика, эпиграфика

С. С. Сабрукова. Эпистолярное наследие калмыков XVIII века — 141
Статья посвящена обзору и выявлению стилистических особенностей документов, хранящихся в архиве ИВР РАН и представляющих собой эпистолярное наследие калмыков. Это материалы из семейного архива последнего из владетельных Малодербетовских нойонов Тундутовых и официальное письмо княгини Тарзай, адресованное графу Александру Романовичу Воронцову. Эти письма содержат интересные факты из жизни дербетских князей, начиная с истории возникновения вплоть до самого упадка.
Ключевые слова: калмыки, дербетские князья, письмо-грамота, улус

Ж. Саруулбуян. Марзан Шаравын шинээр олдсон нэгэн бүтээлийн тухай — 151

Ц. Б. Селеева. Фольклор монгольских народов в записях А.В.Бурдукова: из архивной коллекции КНЦ РАН — 161
В статье рассматриваются фольклорные материалы, собранные известным монголоведом А.В.Бурдуковым и хранящиеся в Научном архиве Калмыцкого научного центра РАН. В «Личный фонд А.В.Бурдукова и ТЛ.Бурдуковой» наряду с монгольскими вошли и калмыцкие материалы. Особое внимание в статье уделяется малым жанрам фольклора. Исследователем был собран обширный материал, включающий пятнадцать тетрадей/блокнотов с текстами пословиц, поговорок и загадок монгольских народов. Кроме того, собирателя привлекали и такие оригинальные произведения устного творчества монголов как состязания в красноречии и мудрости или философские раздумья, выраженные в форме беседы человека с каким-нибудь предметом живой природы.
Ключевые слова: А. В. Бурдуков, фольклор монгольских народов, архивные записи, личный фонд, архивная коллекция, малые жанры

Д. Д. Селюнина. Особенности употребления термина Ejen в монгольском сочинении XVII в. «Erdeni tunumal neretii sudur» — 172
Статья посвящена анализу использования термина ejen на материале одного из ранних памятников монгольской исторической литературы «Erdeni tunumal neretb sudur». Подробное изучение контекстов употребления этого термина позволило выделить два основных значения его в указанном памятнике. Оба они связаны с именами выдающихся монгольских лидеров - Чингис-хана и Алтан- хана. Значение концепта gen как обожествленного после смерти Чингис-хана остается в русле традиционной монгольской мифологии и политической культуры. В то же время, обозначение этим термином Алтан-хана, на мой взгляд, эксплицитно или имплицитно связано с распространившимся в монгольских степях буддизмом.
Ключевые слова: политическая культура, Алтан-хан, Чингис-хан, терминология власти, верховный правитель

Л. Г. Скородумова. Рукописное наследие В. Инжинаша: «Повесть о Лунной кукушке» — 183
В статье рассказывается о найденной в родовом поместье Инжинаша (1837‒1892) рукописи с названием «Повесть о лунной кукушке». Вопреки сложившемуся в монголоведении общепринятому представлению о «Лунной кукушке» как о тексте, содержащем проповедь буддизма, повесть Инжинаша рассказывает о жизни в аристократическом доме. Таким образом, от Лунной кукушки здесь осталось только название. По мнению некоторых авторов, повесть была написана в 1854 г., когда Инжинашу было 17 лет. Кроме того, в статье дается краткий обзор работ современного литературоведения Внутренней Монголии, причем центральное место среди них занимает изучение творчества Инжинаша.
Ключевые слова: Лунная кукушка, повесть, литературоведение, литературная учеба, текст

Т. Д. Скрынникова. «Эрдэнийн эрихэ» о властных отношениях в Халхе 1636‒1736 гг. — 188
Анализ материала летописи «Эрдэнийн эрихе» показывает, что правовое поле Халхи XVII в. находится в стадии формирования при взаимодействии разных юридических концептов, что определялось изменением политической ситуации в регионе - вхождение в состав Цинской империи. Характер новых властно-управленческих практик определялся рядом постановлений, указов, распоряжений, законов: jarliy, который исходил только от императора; продолжением действия прежних законов — cayaja, jirum; новыми законами, диктуемыми маньчжурами (qauli, dürim), значение которых в политической культуре монго лов представляет большой интерес.
Ключевые слова: Халха XVII в., постановления, указы, распоряжения, законы, jarliɣ, čaɣaja, jirum, qauli, dürim

С. Соронзонболд, Ц. Цэвэгсурэн. Особенности и виды обозначений мелодий в музыкальных сутрах — 197

С. Чулуун. Краковын архив дахь «Тод» үсгийн хэдэн захидлын тухай —204

Т. И. Юсупова. Первый официальный визит монгольских ученых в Академию наук СССР и создание Академии наук МНР — 209

Л. Эрдэнэболд, Б. Пүрэвсүрэн. Археологические исследования историко-культурных памятников Монголии, связанных с историей Халхи XVII века — 219
Развалины Хар Бух, обнаруженные на територии Булганского аймака — один из крупнейших комплексов древних памятников в долине реки Хар Бух. В два этапа, 2002‒2003 и 2011‒2012 гг., исследовательская группа под руководством А. Очира и Л. Эрдэнэболда провела археологические раскопки на месте каменных построек позднего времени. Были собраны данные, уточняющие схему построек, найдены предметы культа, и множество фрагментов берестяных книг. В статье представлены основные результаты археологических исследований каменных строений разных эпох в свете их историко- культурного значения.
Ключевые слова: Хар Бух, Халха, археологические раскопки

Н. С. Яхонтова. Тибетско-Монгольская рукопись тематического словаря из собрания ИВР РАН — 230
В статье рассматривается структура тематического словаря, распределение лексики по разделам, ее разнообразие и особенности ее перевода на монгольский язык. Источники, использованные автором словаря для его составления, остаются неизвестными, нозаимствование автором лексики из знаменитого словаря буддийской терминологии «Махавьютпати» и/или известного четырехъязычного словаря, изданного в конце XVIII, несмотря на их схожую структуру и репертуар тем, как показано в статье, очень маловероятно.
Ключевые слова: тибетско-монгольская лексикографическая традиция, тематические словари, рукопись-гармоника

Авторы — 246

Зохиогчид — 250

PDF-файлы

Полный текст сборника

Ключевые слова



На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций8589
Монографий1407
Статей7112


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type