Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти / Ислам. Религия, общество, государство. Сборник статей. Отв. редакторы П.А. Грязневич и С.М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1984, 204-212.


Нынешние события в Иране, потрясшие эту страну и поразившие мир, вызвали небывалый интерес к шиитскому исламу — религиозно-политической идеологии иранской революции. При всей специфике этой идеологии, обусловленной историко-культурными и национальными факторами, корни основных ее догматов восходят к раннешиитскому исламу. Современные идеологи шиитского ислама в Иране, в том числе и аятолла Хомейни, в своих проповедях и сочинениях постоянно ссылаются на основополагающие труды средневековых шиитских авторитетов. Поэтому изучение исходных идей раннешиитского ислама, путей их формирования и развития имеет первостепенное значение для правильного понимания и истолкования современных форм шиитской идеологии.

Проблема власти была и остается центральной проблемой теории и практики ислама. Именно проблема власти привела мусульманскую общину, а затем и весь мусульманский мир к расколу на суннитов и шиитов. Различие в истолковании природы власти оформилось со временем в две принципиально различные доктрины верховной власти.

Одним из основополагающих догматов шиитского ислама стало учение об имамате — верховной власти в мусульманском государстве. Термин имамат происходит от арабского глагола амма — «стоять впереди», «руководить чем-либо». Еще в доисламской Аравии имамом называли человека, «стоящего впереди» (например, проводника каравана верблюдов) или «руководящего каким-либо делом». С утверждением ислама слово имам приобрело более конкретное значение: «предстоятель на молитве», «духовный руководитель», и в этом значении оно употреблено в Коране. В первые годы ислама функции имама выполнял сам Мухаммад, а после его смерти — халифы. И поскольку халиф был не только предстоятелем на молитве, но одновременно и главой государства со всеми вытекающими отсюда полномочиями, то халиф-имам практически являлся единственным законодателем и высшим духовным авторитетом, верховным носителем духовной и светской власти. Отсюда функции имама — имамат — определяются как верховное руководство мусульманской общиной-государством...

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


‘Али ибн Аби Талиб
Аллах
власть верховная
ал-гайба ал-кабира
ал-гайба ас-сагира
догматика
имам «скрытый»
имамат
имамиты
ислам
Ислам. Сборник статей
махди
Мухаммад
обожествление имамов
«правление исламское»
право
«свет божественный»
сунниты
шииты

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10936
Монографий1587
Статей9094
c_niyazov_1979.jpg
b_fishman_1977.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type