Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Кульганек И.В. Третьи Доржиевские чтения: Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство (Улан-Удэ — Иволгинский дацан — Алханай, 8—12 июля 2008 г.) // Письменные памятники Востока, 2(9), 2008. С. 320—231.


С 8 по 12 июля 2008 г. в Бурятии проходили Третьи Доржиевские чтения. По традиции, их организаторы — Санкт-Петербургский благотворительный общественный фонд «Общество бурятской культуры ״Ая-Ганга“», религиозное объединение буддистов «Дацан Гунзэчойнэй», Институт восточных рукописей РАН / СПбФ ИВ РАН. В этом году к ним присоединилось еще одно научное учреждение — Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ). Именно здесь состоялось открытие конференции, прошло пленарное заседание. Сотрудники ИМБТ СО РАН представили почти половину докладов.

Как и две предыдущих конференции, Доржиевские чтения 2008 г. имели название: «Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство», что говорит о сохранении основной идеи конференций — развитии всех направлений монголоведных исследований, к которым, как представляется организаторам, был причастен в той или иной мере Агван Лубсан Доржиев, выдающийся бурятский общественный и политический деятель, ученый-философ, буддолог и буддист.

Однако, если две предыдущие конференции проходили в Санкт-Петербурге (на базе Российского этнографического музея, Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, Музея-квартиры П. К. Козлова), то в этом году два первых дня заседаний были распределены между Институтом монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН и Буддийским университетом «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Заяева; последнее заседание участники провели на Алханае, в заповедном национальном парке Читинской области, куда они добрались из Читы, преодолев почти тысячу километров.

В конференции участвовали сотрудники ИВР РАН, Государственного Эрмитажа, Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета, Музея-квартиры П. К. Козлова, Буддийского университета «Чойнхорлин» и некоторых других организаций.

Первый день конференции был посвящен жизни и творческой деятельности Агвана Доржиева. Прозвучали доклады д. и. н., в. н. с. ИМБТ СО РАН Л. Л. Абаевой «Буддийская культура и ее концепты в мировоззрении Агвана Доржиева»; д. соц. н., проф. БГУ Э. Д. Дагбаева «Концепция государства Агвана Доржиева»; к. и. н., с. н. с. ИМБТ СО РАН Н. В. Цыремпилова «Агван Доржиев и тайная российско-тибетская дипломатия (1912—1925 гг.)»; к. филос. н., с. н. с. ИМБТ СО РАН С. Н. Нестеркина «Учение о личности в тибетской историко-философской литературе». В тот же день на секции «Буддизм Монголии, Тибета, Бурятии» были заслушаны доклады д. и. н., в. н. с. ИМБТ СО РАН Т. Д. Скрынниковой «Буддизм в индентификационных практиках Монголии XVII в.»; д. и. н., в. н. с. ИМБТ СО РАН Ц. П. Ванчиковой «О современных тенденциях в монгольском буддизме»; к. и. н., с. н. с. ИИ АН Монголии Ц. Энхчимэг «К вопросу о начале распространения буддизма в Монгольской империи»; д. и. н., в. н. с. ИЭА РАН Н. Л. Жуковской «Буддисты Бурятии глазами ссыльного народовольца Моисея Кроля (90-е годы XIX в.)», посвященные истории северного буддизма. Филологические доклады представили к. и. н., доц. СПбГУ Е. Н. Афонина; преп. СПбГУ К. В. Алексеев; д. и. н., в. н. с. ЦС РГГУ К. В. Орлова; д. ф. н., в. н. с. ИМЛИ РАН Е. А. Балданмаксарова; д. ф. н., в. н. с. ИМБТ СО РАН Е. О. Хундаева. Археографическим исследованиям был посвящен доклад д. и. н. в. н. с. ИМБТ СО РАН А. А. Базарова; этнографическим — д. и. н. в. н. с. ИИ АН Монголии Г. Цэрэнханд, искусствоведческим — к. и. н., с. н. с. ГЭ Ю. И. Елихиной.

Второй день конференции проходил в Иволгинском дацане — монастыре «Гандан Даши Чойнхорлин» (тиб. «Колесо Учения, дарующее счастье и полную радость»), резиденции главы российского буддизма, находящемся в 30 км от Улан-Удэ в селении Верхняя Иволга. Участники осмотрели монастырский комплекс. На утреннем заседании, открытом пандито хамбо-ламой БТСР Д Аюшеевым, говорилось о проблемах современного буддийского образования в России, Тибете, Бурятии. С докладами выступили проректор Буддийского университета «Даши Чойнхорлин», рассказавший об организации учебного процесса, и преподаватель старомонгольского письменного языка Университета С. Баасан с историографическим докладом о монголоязычной буддийской литературе. Здесь же прозвучали доклады к. и. н. Е. Ю. Харьковой — о монастыре Лавран Ташикьил; настоятеля Хойморского дацана Тункинского района РБ В. А. Шаглахаева — о ламе-гелонге Данзан Хайбзун Самаеве; настоятеля храма Великой победы Октября Калмыкии С. А. Манжикова — о вкладе геше Вангъяла в калмыцкий буддизм. Участники конференции поклонились «нетленному» телу XII пандито хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова (Этигелова, Итегелова), представляющему собой в современном буддийском мире не до конца изученный феномен.

Во время работы конференции участники имели возможность побывать в Агинском дацане — монастыре «Дэчэн Лхундублин» (тиб. «Обитель спонтанной реализации великого блаженства»), известном в прошлом своей богатой библиотекой и обширной издательской деятельностью. Российские ученые получили аудиенцию у хамбо-ламы Читинской области и Забайкальского края — пандито хамбо Цэдэн ламы. Осмотрели Цугольский дацан — монастырь «Даши Чойнжилин» (в XIX в. центр общественной и культурной жизни Бурятии), которому несколько лет назад была возвращена статуя Майдари, хранившаяся в советское время в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Последний день конференции проходил в уникальном месте — природно-культовом комплексе «Алханай», отнесенном к числу пяти святынь северного буддизма, расположенном в Дульдургинском районе Читинской области. На заседании выступили санкт-петербургские ученые с докладами о буддизме немонгольских народов (д. и. н., в. н. с. МАЭ РАН Н. Г. Краснодемская; к. и. н. с. н. с. ИВР РАН Ю. В. Болтач), ряд сообщений выступавшие посвятили результатам экспедиций по Монголии и Бурятии (к. ф. н. с. н. с. ИВР РАН И. В. Кульганек; к. и. н. доц. СПбГАСУ В. Ю. Жуков; к. и. н., н. с. ИВ РАН, н. с. ИСА МП (Германия) С. Намсараева; н. с. Музея-квартиры П. К. Козлова Т. Ю. Гнатюк).

Научная программа конференции была завершена восхождением к культовым объектам, памятникам истории и культуры буддизма Алханая, храмам: «Хозяина Алханая», «Вечной Лампады», «Ворот», «Чрева Матери», «Промежуточного Мира».

Общероссийская конференция Третьи Доржиевские чтения продемонстрировала высокий научный уровень исследований, посвященных философским, историческим, филологическим, искусствоведческим аспектам буддизма, а также актуальность обсуждения данных вопросов в настоящее время не только в сугубо научном мире специалистов, но и среди самих буддистов и более широких кругов общественности.

[К оглавлению номера 2(9) ППВ за 2008 г.]

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


Агван Доржиев

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095
b_diakonoff_1995.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type