Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Прозоров С.М. К истории мусульманской догматики: мурджииты // Ислам в истории народов Востока (сборник статей). Ответственные редакторы И.М.Смилянская, С.Х.Кямилев. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука». 1981.


Ранние мусульманские ересиографы выделяли несколько главных религиозно-политических группировок, на основе которых образовались многочисленные теологические и догматические школы (фирак), условно называемые нами сектами. Среди первых непременно упоминаются мурджииты. Так, один из ранних шиитских авторов, аль-Хасан ан-Наубахти (ум. в конце Ш/начале X в.), информация которого восходит, вероятно, к источнику конца II в. х., выделил четыре главные «секты»: шиитов, мутазилитов, мурджиитов и хариджитов К Наименее изученной из них до сих пор остается категория мурджиитов. Что же представляли собой ранние мурджииты?

Ан-Наубахти называет мурджиитами многочисленную категорию людей (бывшие приверженцы Али б. Аби Талиба, Тал-хи, аз-Зубайра, Муавии и др.), по разным соображениям признавших верховную власть Муавии. «Всех их,— говорит ан-Наубахти,— назвали мурджиитами, потому что они приемлели всех расходившихся во мнениях [с общиной] и утверждали, что все мусульмане (ахль аль-кибла) — верующие вследствие внешнего признания ими веры, и они надеялись на прощение [грехов] всем им»2. Из этого определения и из дальнейшего контекста явствует, что: 1) ранние мурджииты не решались судить о том, кто был прав — Али или Муавия — в борьбе за власть; 2) внешнее исповедание веры провозглашалось достаточным для того, чтобы считать человека верующим; 3) в противоположность хариджитам их отношение к согрешившим людям было умеренным: они не решались считать их неверующими и надеялись на прощение им грехов.

Таким образом, согласно ан-Наубахти, исходным моментом учения ранних мурджиитов был отказ от суждения, или, точнее, «откладывание суждения», о действиях человека. Такая позиция ранних мурджиитов была вызвана, очевидно, сложной политической ситуацией, сложившейся в халифате после убийства Али, когда вопрос о праве на верховную власть не мог быть решен однозначно.

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


ал-Багдади
ереси
ирджа
ислам
мурджииты
ан-Наубахти
откладывание
секты
толки
фирак
аш-Шахрастани
школы догматические

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095
b_diakonoff_1971.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type