Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Попова И.Ф. Категория «верность» (чжун) в политической мысли раннетанского Китая // Материалы научной конференции, посвященной 50-летию образования Китайской Народной Республики. 27-28 октября 1999 г. СПб., 1999. С. 58-61.


Изучение духовной культуры традиционного Китая сквозь призму формировавших ее основополагающих категорий, в последние два десятилетия превратилось в весьма плодотворное и перспективное направление отечественного китаеведения. Контентно ёмкие и многозначные категории Пути-Дао, добродетели (дэ), недеяния (у вэй), сыновней почтительности (сяо), верности (чжун), искренности (чэн), доверия (синь) возникли в глубокой древности в классических книгах и прошли через всю историю традиционной китайской идеологии, обеспечивая ей преемственность и жизнеспособность, и в то же время претерпевая многие интерпретации, по-разному акцентировавшие, расширявшие и углублявшие их содержание.

Танское время явилось этапным периодом в развитии политической мысли: на первый план выдвинулись не абстрактные задачи нравственного совершенствования, а вполне реальные политические цели, которые, конечно, требовали от правителя и государственных людей высокого морального соответствия. Но при всей специфичности рационального танского этапа наука о государственном управлении обобщала и анализировала политическую практику с помощью этических подходов, а первостепенным в социальной идеологии оставалось осмысление социально-политического статуса. На это указывает, в частности, структурно-текстологическое построение главнейших политических текстов начала Тан: сочинение Тай-цзуна (599-649) «Правила императоров» («Ди фань») начинается с главы под названием «Сущность правителя», фундаментальный труд У Цзина (670-649) «Основы управления в период Чжэнь-гуань» («Чжэнь-гуань чжэн яо») с главы «Путь-Дао государя», а морально-назидательное произведение «Правила подданных» («Чэнь гуй») императрицы У-хоу (624-705) с главы «О единстве сути» (т.е. единосущности государя и подданного).

Среди важнейших качеств, присущих образцовому подданному, верности (чжун) отводилось главенствующее положение. Параллельные высказывания: «Сын должен быть почтительным, подданный должен быть верным» восходят к раннему конфуцианству. И в более позднее время, в частности, в сочинении Ма Жуна (79-166) «Книга о верности» («Чжун цзин») прояснение и анализ категории «верность» осуществлялись через фундаментальную категорию «сыновней почтительности», а аргументация строилась на сопоставлении понятий «государство» и «семья». В предисловии в «Чжун цзин» отмечено: «Книга о верности» создана под влиянием «Книги о сыновней почтительности». Конфуций говорил, что суть сыновней почтительности состоит в служении государю, и от того, кто постиг ее, [следует] ожидать воплощения верности [подданного]». Категория верности стала существенной частью официальной идеологии в период царствования танской императрицы У-хоу. В период правления Гао-цзуна (650-683) и У-хоу большой стиль императора Тай-цзуна, обсуждавшего при дворе дела управления со своими сановниками, был утрачен. Сочинение «Правила подданных» с его трактовкой государственной роли сановников было, безусловно, реакцией императрицы на подспудное недовольство высшего чиновничества, отстраненного от принятия важнейших политических решений и от активной совещательной деятельности в эпоху ее царствования. Посему подробно рассматривая в «Чэнь гуй» качества, присущие образцовому сановнику, У-хоу главный акцент помещала не на его личных талантах и способностях, которые необходимо полностью исчерпать во благо государства, а на внутренней гармонии, скромности, осмотрительности, способности держаться в тени, жертвенности, умении маневрировать и убеждать, скрытности, бесконфликтности, искусстве намека, имении вложить свои мысли в уста правителя. Все перечисленное, собственно говоря, и составляет содержание, введенное У-хоу в категорию «верность».

Так, в главе «О подлинной преданности» важнейшие качества, присущие сановникам, иллюстрируются с помощью следующих цитат: «Некогда Конфуций сказал: «Разве подданные не подобны земле? Когда ее засевают, то пять злаков произражда-ется на ней; когда ее перекапывают, то благодатные струи пробиваются из нее. Травы и деревья разрастаются на ней, птицы и звери вскармливаются ею. Многое творит она и хранит безмолвие». Таков же Путь-Дао преданного подданного. Согласно «Шу [цзин]», «Чэнь-ван говорил Цзюнь-чэню: 'Если у тебя есть прекрасные способности и замыслы — приди и сообщи [о них] при дворе своего правителя, а затем, применяя их в государстве, говори, что эти способности и замыслы — лишь проявление добродетели-дэ нашего правителя. Если все подданные так [поступят], сколь замечательны и славны они будут!». В «Ли цзи» сказано: «Когда свершают добрые дела, превозносят правителя; когда случаются неудачи — винят себя».

Частым в «Чэнь гуй» было сравнение служения сановника государю со служением сына своим родителям. Связывая по традиции сыновнюю почтительность сяо с верностью сановника чжун, «Чэнь гуй» непременно отмечал приоритет последней, поскольку: «Издревле бывали отцы, не имевшие сыновей, и семьи, лишившиеся отцов; но не бывало еще государей, не имевших подданных, и государств, не имевших правителей».

Поставленные У-хоу в «Чэнь гуй» акценты в разъяснении категории «верность», трактовка ею умения самозабвенно служить правителю, приоритет «государства» перед «семьей» в целом отвечали характеру стиля управления У-хоу и были подчинены задаче подтверждения ее политической нормативности.

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


верность
конфуцианство
Тан
У-хоу
чжун
«Чэнь гуй»

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций7404
Монографий1343
Статей5993


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type