|
Родилась 18 января 1938 г. в г. Горьком (ныне Нижний Новгород), в семье служащего и домохозяйки.
В 1956 г. поступила на исторический факультет Горьковского Государственного университета, который закончила в 1961 г. Будучи студенткой V курса, М.М. Елизарова успешно защитила дипломную работу по теме «Ессеи в античной традиции», положительный отзыв на которую написал известный кумранист И.Д. Амусин. В том же году она была принята к нему в аспирантуру ЛО ИНА АН СССР по специальности кумранистика. По окончании аспирантуры 16 августа 1965 г. она поступила на работу в ЛО ИНА АН СССР в должности научно-технического сотрудника, в течение некоторого времени занималась научно-технической обработкой рукописей еврейского фонда собрания ЛО ИНА АН СССР.
10 сентября 1965 г. была переведена на должность мл. н. сотр. в отдел Древнего Востока. 14 марта 1968 г. М.М. Елизаровой была присуждена ученая степень кандидата исторических наук после защиты диссертации на тему «Египетская община терапевтов в свете кумранских рукописей». В 1969 г. на основе кандидатской диссертации была подготовлена и сдана в печать монография «Община терапевтов», увидевшая свет только в 1972 г. и ставшая, пожалуй, главной работой исследовательницы.
В период работы в отделе Древнего Востока М.М. Елизарова подготовила к печати ряд научных статей. Среди них: «Проблема календаря терапевтов» (1966), «Община терапевтов в египетском окружении» (тезисы доклада; 1967), переводы отдельных фрагментов Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Ипполита Римского, вышедшие как приложение к работе И.Д. Амусина «Тексты Кумрана. Вып. 1» (1971).
С сентября по декабрь 1971 г. М.М. Елизарова читает спецкурс «Библия и кумранские находки» на кафедре истории древней Греции ЛГУ.
С 1971 г. М.М. Елизарова участвует в деятельности Палестинского Общества, в качестве секретаря она входила в редколлегию «Палестинского Сборника». В этом научном журнале увидели свет статьи исследовательницы: «Сведения о ессеях и терапевтах в «Хронике» Георгия Амартола» (1974)» и «Об одном неясном месте в «Апокрифе книги Бытия» (1Q Gen. Ap. XXII, 31)» (1978).
Совместно с коллегами К.Б. Старковой и Е.Н. Мещерской она, по заданию Палестинского Общества, исследовала в 1974—1975 г. караимские памятники Крыма. Результатом этой работы стала статья «Караимская надпись в Чуфут-кале» (не опубл.) и доклад «А. Фиркович и памятники эпиграфики Крыма», прочитанный на заседании памяти А. Фирковича в ЛО ИВ АН СССР в декабре 1974 г.
С февраля по май 1975 г. М.М. Елизарова читает спецкурс «Идеология Кумранской общины» на историческом факультете ЛГУ.
В 1976 г. М.М. Елизарова по личной просьбе была переведена в Кабинет Ближнего Востока, поскольку, начиная с этого года исследовательница занималась изучением библейской апокрифической литературы. Здесь М.М. Елизарова трудилась вместе с такими известными исследователями истории и культуры Ближневосточного региона, как К.Б. Старкова, Е.Н. Мещерская, И.Ш. Шифман и А.В. Пайкова.
В марте 1976 г. М.М. Елизарова подготовила к печати «Апокриф книги Бытия (введение, перевод, комментарии)» для монографии «Тексты Кумрана. Вып. 2», которая готовилась к изданию К.Б.Старковой. Она была опубликована только в 1996 г. (третьим соавтором выступил А.М.Газов-Гинзберг).
В период с 1970 по 1976 г. М.М. Елизарова занималась изучением библейских апокрифов и их связью с кумранскими рукописями, она исследовала книгу Еноха в её различных редакциях, Завет 12-ти патриархов, книгу Юбилеев и др.
18 сентября 1978 г. М.М. Елизарова была вынуждена уволиться из ЛО ИВ АН СССР по причине тяжелой болезни, от которой уже не смогла оправиться: она умерла на своей родине, в г. Горьком, 13 ноября 1978 г. в возрасте 40 лет.
М. В. Фионин
Публикации
[1996]
Тексты Кумрана. Выпуск второй. Введение, перевод с древнееврейского и арамейского и комментарии А.М.Газова-Гинзберга, М.М.Елизаровой и К.Б.Старковой. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996. — 440 с. («Памятники культуры Востока»). ISBN 5-85803-021-1
[1986]
Елизарова М. М. Ветхозаветная апокрифическая литература и кумранские находки // [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 28 (91): История и культура Ближнего Востока древнего и раннесредневекового времени. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1986. С. 62—68.
[1978]
Елизарова М. М. Об одном неясном месте в «Апокрифе кн. Бытия» (1Q Gen. Ар. XXII, 31) // [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 26 (89): Филология и история. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. 133—135.
Елизарова М. М. Об одном неясном месте в «Апокрифе кн. Бытия» (1Q Gen. Ар. XXII, 31) // [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 26 (89): Филология и история. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. 133—135.
[1974]
Елизарова М. М. Сведения о ессеях и терапевтах в «Хронике» Георгия Амартола // [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 25 (88): Культура Ближнего Востока древнего и раннесредневекового времени. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1974. С. 73—76.
[1972]
Елизарова М.М. Община терапевтов (из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н.э.). Ответственный редактор И.Д.Амусин. М.: Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы. 1972.
[1967]
Елизарова М. М. Община терапевтов в египетском окружении // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Тезисы докладов III годичной научной сессии ЛО ИНА. Май 1967 года. Ленинград, 1967. C. 50—51.
[1966]
Елизарова М. М. Проблема календаря терапевтов // [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 15 (78): История и филология стран Ближнего Востока. М.; Л.: Издательство АН СССР, 1966. С. 107—116.
[1965]
Елизарова М. М. Из истории общественных движений в Египте I в. н.э. // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. Тезисы докладов I годичной научной сессии ЛО ИНА. Март 1965 года. Ленинград, 1965. С. 30—31.
[0]
Тексты Кумрана. Вып. I / Перевод с древнееврейского и арамейского, введение и комментарий И. Д. Амусина. М.: Наука, ГРВЛ, 1971. 496 с. (Памятники письменности Востока, XXXIII.)
|