Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)

Базар Барадиевич
Барадийн (Барадин)

(16.06.1878 — 24.08.1937)

Барадийн (Барадин) Базар (Бадзар) Барадиевич [16(28).06.1878, Могойтуйская управа, Агинская степная дума, Забайкальская обл. — 24.08.1937, Ленинград], выдающийся исследователь Центральной Азии, монголовед, тибетолог, буддолог, общественный деятель, писатель и переводчик. В 1901 поступил на юридический факультет СПбУ, годом позже перевелся на восточный факультет. Изучал санскрит, тибетский и монгольский языки у С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского. В 1905‒1907 по заданию ИРГО находился в командировке в Урге и Восточном Тибете, около восьми месяцев провел в монастыре Лавран, одном из центров буддийской учености в Амдо. Результатом пребывания там стала превосходная коллекция книг на тиб. яз., переданная в АМ, и ряд науч. публикаций. По итогам экспедиции ИРГО присудило Б. премию им. Пржевальского (1907). В 1908‒1917 преподавал монг. язык на вост. факультете СПбУ. В 1917 вернулся в Бурятию, где принимал активное участие в образовании бурятской национальной автономии, входил в состав Бурнацкома, после образования Бурят-Монгольской АССР занимал ряд важных постов: наркома просвещения республики (1923‒1926), председателя Буручкома (1923‒1929), после его реорганизации в БМГИК — зам. директора этого учреждения (1929‒1935), наконец зав. кафедрой бурят-монгольского языка и литературы Бурят-Монгольского ПИ в Улан-Удэ (1932‒1935). В марте 1936 вернулся в Ленинград и стал науч. сотр. ИВ АН СССР и преподавателем монг. яз. в ЛИФЛИ. 22 февраля 1937 был арестован НКВД по ложному обвинению, 24 августа приговорен к высшей мере наказания и расстрелян в тот же день. 27 марта 1958 был реабилитирован.

Б. внес немалый вклад в распространение грамотности среди населения Бурятии, в создание литературного бурят. яз., выступал за латинизацию алфавита, он один из первых авторов художественных и драматических произведений на бурятском языке (использовал псевдоним Самандабадра), переводчик некоторых произведений Льва Толстого. Для Бурятии Б. является одной из крупнейших фигур в истории, талантливым просветителем, литератором, создателем трудов по грамматике, лексике бурятского языка.

Так же как его старший современник Г. Ц. Цыбиков, Б. вошел в историю востоковедения прежде всего благодаря своей экспедиции в тибетский монастырь Лавран, основанный в Амдо в начале XVIII в. и известный как крупнейший монастырь-университет, привлекавший множество учеников из Монголии и Бурятии. Коллекция Б., которая включает в себя около 200 томов и является одним из украшений Тибетского фонда ИВР РАН, прекрасно дополнила коллекцию Цыбикова, поскольку Б. сосредоточил свое внимание на сочинениях тех авторов, которые были более известны на Востоке Тибета, в частности некоторых перерожденцев, связанных с Лавраном: Чжамьянг Шепы, Ачжа-хутухты, Гунгтанга, а также других, менее известных буддийских учителей не только Лаврана, но и прочих монастырей Амдо.

Своим отчетом о пребывании в Лавране (1908) Б. ввел в научный оборот немало ценных сведений об этом монастыре, его устройстве, убранстве храмов, повседневной жизни монахов и т.д. К сожалению, потребовалось почти сто лет, чтобы свет увидели более подробные дневники исследователя (2002). Из других публикаций, связанных с лавранской экспедицией, выделяется работа о статуе Майтреи в Золотом храме (1924), отличавшаяся научно-теоретической новизной: ученый не просто описал внешний вид храма (как делали предшественники), но и увязал его в единое целое с культовой и иконографической сторонами буддизма, объяснил символику тех или иных деталей. Не менее значима его пионерская работа о буддийских монастырях в Бурятии, в которой он детально проанализировал систему функционирования дацанов как центров не только культовой, но и образовательной жизни традиционного буддийского общества (1926). В этих публикациях Б. выступил как представитель санкт-петербургской буддологической школы и достойный ученик ее основателей — С. Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского, с которыми он состоял в тесном научном контакте.

Основные работы: Путешествие в Лавран (буддийский монастырь на северовосточной окраине Тибета) Б. Б. Барадийна. 1905–1907 гг. // ИИРГО. 1908, т. XLIV, вып. IV. C. 183–232; Цам Миларайбы // ЗИРГО по отделению этнографии. Т. XXXIV. 1909. С. 157‒162; Отрывки из бурятской народной литературы. Тексты. СПб.: Тип. ИАН, 1910; Из легенд Тибета // Живая старина. 1912, вып. 2/4. С. 437‒444; Статуя Майтреи в Золотом храме в Лавране. Л.: Изд-во АН СССР, 1924 (Bibliotheca Buddhica, XXII); Беседы буддийских монахов // Сборник МАЭ. Т. 5, вып. 2. Л.: Изд-во АН СССР, 1925. С. 631‒656; Барадин Б. Буддийские монастыри (краткий очерк) // Богданов М.Н. Очерки истории бурят-монгольского народа / С доп. статьями Б. Б. Барадина и Н. Н. Козьмина. Верхнеудинск: Бурят-Монгольское изд-во, 1926. С. 109‒151; Бурятмонголы. Краткий очерк оформления бурят-монгольской народности // Бурятиеведение. 1927, №  3/4. С. 39‒52; Краткое руководство по грамматике и графетике нового бурят-монгольского литературного языка. Верхнеудинск: Бургосиздат, 1931; Русскобурятский терминологический словарь по языку и литературе. Улан-Удэ: Бурят-Монгольское гос. изд-во, 1935; Жизнь в Тангутском монастыре Лавран. Дневник буддийского паломника (1906‒1907 гг.). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2002; Дневник вольнослушателя Санкт-Петербургского университета Базара Барадина по бурятским дацанам (1903‒1904). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013.

Лит-ра о жизни и трудах: Милибанд 2008, кн. I, с. 101–102; Савицкий Л. С. Обозрение фонда Б. Б. Барадийна в собрании архивных документов ЛО ИВ АН СССР // ПП и ПИКНВ. XXIII годичная науч. сессия ЛО ИВ АН СССР. Материалы по истории отечественного востоковедения. Ч. 3. М., 1990. С. 141–160; Дугаров Р. Путешественник и исследователь Центральной Азии (Алашань) Б. Б. Барадин (1905‒1907 гг.): путь в монастырь Лавран // Байкал. 1997, №  2. С. 139‒160; Найдаков В. Ц., Миткинов М. К. Базар Барадин (Самандабадра) // Биобиблиографический словарь репрессированных писателей Бурятии / Отв. ред. М. И. Тулохонов. Улан-Удэ: институт обществен. наук ОНЦ «Сибирь» СО РАН, 1996. С. 12−20; Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX — первой трети XX в. (Россия и сопредельные страны). СПб.: Наука, 1998. С. 84‒110; Ермакова Т. В. Вклад Б. Б. Барадийна в формирование источниковой базы буддологических исследований // Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Третьи Доржиевские чтения. СПб.: Нестор-История, 2009. С. 154‒160; Алексеева Л. Ц. Базар Барадин — исследователь истории и культуры монгольских народов. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 2015.

А. В. Зорин

Публикации

[2018]

Барадийн Б. Б. Вопросы методологии перевода. Предисловие, публикация, примечания Е. П. Островской // Mongolica-XXI. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2018. С. 75—79.

[1924]

[Bibliotheca Buddhica XXII:] Статуя Майтреи в золотом храме в Лавране Бадзара Барадийна. Л.: 1924. 11, 98 с.

[1908]

Залеман К. Г. Новые поступления в Азиатский Музей I–IV // [Mélanges asiatiques. Tirés du Bulletin de l’Académie Impériale des sciences de St.-Pétersbourg. Tome XIII (1907—1908). St.-Pétersbourg, 1908. С. 303–316] = BAIS II. 1908, 1297–1310]

[1905]

Salemann C. Musei Asiatici Petropolitani Notitiae VII. Список материалам Ц. Жамцаранова и Б. Барадийна. 1903–1904 // [Mélanges asiatiques. Tirés du Bulletin de l’Académie Impériale des sciences de St.-Pétersbourg. Tome XII (1902—1906). St.-Pétersbourg, 1906. С. 319–354] = BAIS 1905 Mars. XXII, № 3, 049–084.


На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10059
Монографий1518
Статей8364
Случайная новость: Объявления
16 марта 2020 г. в ИВР РАН пройдет Японо-российская однодневная конференция «Токугава-Мэйдзи-Тайсё: новаторство и преемственность». Предлагаем вашему вниманию программу конференции. Объявление: конференция перенесена на август.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type