Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Лекторий ИВР РАН Версия для печати Отправить на E-mail
23.01.2015

Лекторий ИВР РАН

( Из истории лектория ЛО ИВ АН СССР / ИВР РАН )

( Архив новостей )

Ближайшая лекция

Скачать афишу...

6 февраля 2017 г. (в понедельник) в 17.30

«Как зарождалось китаеведение в Санкт-Петербурге»

лектор — Ирина Федоровна Попова (доктор исторических наук, директор ИВР РАН)

Истоки знаний и общественных представлений о Китае в русском обществе уходят в древность. Однако предпосылки к формированию китаеведения как отрасли знаний в России относятся лишь к началу XVIII в. В 1713 г. в Пекине учреждается Русская духовная православная миссия, которая играет важную роль в установлении и поддержании российско-китайских отношения, а также становится центром подготовки первых русских синологов. В 1725 г. в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию наук приглашается Теофил Зигфрид Байер, который в 1730 г. публикует в Санкт-Петербурге самую первую в России книгу по востоковедению и китаеведению «Museum Sinicum». По возвращении из Китая выпускники Миссии ведут активную преподавательскую работу, большую роль в этом отношении сыграл Илларион Калинович Россохин, автор первых в России учебных пособий по китайскому языку. На протяжении всего XVIII века интерес к китайской истории, философии и методам управления становится особенностью социальной мысли Европы и России. В это время в широкой печати публикуются первые переводы китайской классики, выполняемые с маньчжурского (А. Владыкин) и европейских языков (целый ряд авторов). Научное творчество о. Иакинфа (Никиты Яковлевича Бичурина, 1777—1853) подвело черту под начальным периодом формирования китаеведения в Санкт-Петербурге и в России и заложило основы национальной школы отечественного китаеведения.

В 16.30 (перед началом лекции) в кабинете 146 («Кабинет изучения Лотосовой сутры», первый этаж) будет проходить мастер-класс по китайской каллиграфии. Приглашаются все желающие!

Скачать афишу...

8 февраля 2017 г. (в среду) в 17.30

«Образ дракона в культуре Китая»

лектор — Антон Эдуардович Терехов (кандидат исторических наук, младший научный сотрудник ИВР РАН)

Дракон — один наиболее ярких образов в китайской культуре. В разных своих ипостасях он выступает как божество рек, божество дождей, божество-охранитель, посредник между Небом и людьми, первый среди покрытых чешуей существ, благое или дурное, в зависимости от обстоятельств, знамение, символ мужского начала (ян) в природе, символ гармонии женского и мужского начал (инь и ян), одно из основных понятий в системе фэн-шуй, дух-покровитель Востока, дух-покровитель Центра, один из четырех секторов звездного неба, одно из двенадцати зодиакальных животных, символ великого человека, символ верховной власти, символ китайской культуры и Китая в целом. В лекции будут рассмотрены истоки и различные версии происхождения образа дракона, изменения, которые он претерпевал на протяжении столетий китайской истории, а также его роль в философии, религии и политике традиционного Китая.

Вход бесплатный

Лекция будет проходить в здании Института восточных рукописей в Зеленом зале по адресу: Дворцовая наб. д. 18 (центральный вход с Невы)

О точном времени проведения следующих лекций будет объявлено позднее. Следите за анонсами!

_____________________________________________________________

 

Из истории лектория ЛО ИВ АН СССР / ИВР РАН

Лекторий ЛО ИВ АН СССР (ныне ИВР РАН) в первое десятилетие своего существования. По материалам архивных источников

В декабре 1962 г. Типографией Профессионально-технического училища № 4 г. Ленинграда была выпущена небольшая брошюра. В выходных данных значилось: «Дзержинское районное отделение общества по распространению политических и научных знаний РСФСР. Лекторий. Программа». Ее выход ознаменовал начало существования лектория при Институте народов Азии АН СССР (Ленинградское отделение) (ЛО ИНА) (позднее — ЛО ИВ АН СССР, в настоящее время ИВР РАН — Институт восточных рукописей РАН). Основанный «на общественных началах» лекторий успешно функционировал на протяжении почти трех десятков лет, и его деятельность прекратилась только в сложные для страны и для академической науки время конца 80-х гг. прошлого века.

Организация лектория совпала и, очевидно, во многом была обусловлена историческим периодом хрущевской оттепели, характеризуемым общим подъемом гуманитарного, и в том числе востоковедного знания в стране. В случае с ЛО ИНА это выразилось в частности, в расширении штата института (после 1956 г.), с возобновлением научной работы многих репрессированных востоковедов, появлением новых молодых сотрудников, структурными преобразованиями в институте.

С самого начала лекторий работал в тесном сотрудничестве с учреждениями научной пропаганды — Домом учителя, Домом кино, рядом общественных организаций города, прежде всего с обществом «Знание», — поскольку целью организации лектория была заявлена «популяризация и пропаганда» научных знаний по исследованию в области фундаментального востоковедения среди молодежи и трудящихся города на Неве. Ряд инициатив по организации печати, рассылке программ-абонементов, афиш, пригласительных билетов, информационных оповещений по радио, радиофикации помещения, просмотру видеоматериалов и пр., как это явствует из протоколов заседания членов бюро Лекторской группы, планировались из расчета материальной поддержки со стороны общества «Знания». Со второй половины 1960-х гг. во Дворце культуры работников просвещения (Дом учителя) действовал филиал лектория, в котором по первым средам каждого месяца сотрудниками института читались абонементные лекции специально для учителей истории городских школ.

Управлением деятельностью лектория — составлением программ, подготовкой проведения лекций, материальным обеспечением и прочими вопросами — занимались избираемые голосованием члены бюро Лекторской группы. Председателем бюро на протяжении первых лет существования лектория был И.И. Иориш, секретарем — И.Т. Канева. Активными членами бюро на протяжении первых лет существования лектория являлись также И.Д. Амусин, Г.В. Сорокоумовская, И.В. Виноградов. В дальнейшем делами лектория заведовал И.Ш. Шифман.

В программе были заявлены лекции по истории, культуре, традиционной идеологии народов Азии, по проблемам современного Востока, а также выделялся цикл лекций по теме «поиски в науке». Очевидно, с учетом повышенного интереса к духовной культуре Индии и одновременно с недостатком информации по ней, члены бюро собирались создать отдельный блок лекций по Индии. В дальнейшем же планировалось сформировать циклы лекций по Китаю, Японии, арабским странам. Также значительный интерес у посетителей лектория, в массе своей не имевших возможности побывать в зарубежных странах, должны были вызывать лекции, основанные на личных впечатлениях ученых, побывавших в странах Востока.

Помимо организации чтения лекций, лекторское бюро осуществляло функцию контроля качества предлагаемого лекционного материала: оценивалась его живость, популярность изложения, наличие наглядного материала. (В отдельных случаях внимание обращалось, в том числе, и на наличие художественного оформления зала во время проведения лекций). С целью формирования программы лекций, наиболее полно отвечающей интересам слушателей, изучались интересы аудитории, в частности проводилось анкетирование посещающих лекции. Безусловно, приметой времени можно считать своего рода «цензуру», через которую проходили материалы подготовленных сотрудниками института лекций в начале существования лектория: лекции предварительно прослушивались членами бюро перед их непосредственным чтением на большую аудиторию. Правда эта практика не прижилась и была вскоре отменена. Некоторые лекторы выдвигались на премирование. Так, в феврале 1964 года денежной премии удостоился В.Н. Горегляд. Грамота была вручена П.А. Баранникову. Лекции проходили в здании института по пятницам в 18.30. Вход на них был свободный.

Наряду с проведением лекций в самом помещении лектория организовывалось чтение «выездных» лекций, темы и содержание которых также заранее обсуждались. Число этих лекций росло. В отчете Лекторской группы за один только сезон 1963 г. указано 45 лекций, прочитанных сотрудниками института за его пределами. В отчете 1967 года уже встречается упоминание 136 лекций, прочитанных «на фабриках, заводах, в учебных заведениях и воинских частях». В программе сезона декабрь—май 1964—1965 гг. значатся 10 лекций (по 1—2 лекции в месяц) и еще 36 «резервных» лекций, на которые предприятиям и организациям предлагалось оставлять заявки. В отчетах лекторской группы фигурируют такие места проведения публичных «выездных» лекций, как Центральный лекторий общества «Знание», лекторий Эрмитажа, Географическое общество, воинские части (с общим числом присутствующих за отчетный период 1964—1965 гг. более 7000 человек), а также институты ВНИИТРИ, НИИТМАШ, «Гипрошахт», «Гипросантехпром», «Оргэнергострой», ВНИИ ГП, ИЭМ, Институт полупроводников. Также члены лекторской группы института принимали участие в телевизионных передачах.

Обсуждалась организация отдельного молодежного лектория и проведения лекций в школах. На заседаниях партбюро института членам бюро лекторской группы рекомендовалось выделить аспирантов, молодых сотрудников института для подготовки докладов для молодежного лектория. Планировалось приступить к изданию серии научно-популярных брошюр, подготовленных членами лекторской группы. (На одном из заседаний бюро лекторской группы был утвержден следующий список авторов брошюр: И.Д. Амусин, П.А. Баранников, П.А. Грязневич, В.А. Лившиц, Ю.Я. Перепелкин, Г.В. Сорокоумовская, К.Б. Старкова.)

Материалы архива востоковедов ИВРРАН также дают возможность составить впечатление о посещаемости лекций — в разное время она составляла примерно от 50 до 280 человек. Как свидетельствуют отчеты, наибольшую аудиторию собирали лекции по истории идеологии и культуре Востока.

На протяжении времени функционирования лектория в нем читали лекции многие сотрудники института. По воспоминаниям участников, огромной популярностью пользовались лекции И.М. Дьяконова (на них по некоторым свидетельствам выстраивалась очередь, за которой наблюдала конная милиция). Огромную аудиторию собирали лекции Ю.Я. Перепелкина. Помимо них в лектории выступали Л.Н. Меньшиков, Е.И. Кычанов, Г.А. Зограф, В.Н. Горегляд, В.А. Лившиц, И.М. Оранский, Я.В. Васильков, С.Л. Невелева, Н.С. Яхонтова, О.Г. Большаков и многие другие.

В качестве иллюстрации приведем лишь некоторые темы лекций, прочитанных в середине 1960-х гг.: «Как и почему египтяне строили пирамиды» (Ю.Я. Перепелкин); «Литература Древнего Востока» (И.М. Дьяконов); «Происхождение христианства» (И.Ш. Шифман); «Новые данные о рукописях Мертвого моря» (И.Д. Амусин); «Библия как исторический и литературный памятник (История дома Давидова)» (К.Б. Старкова); «Философия буддизма» (А.С. Мартынов); «Рукописи пещер тысячи будд» (Л.Н. Меньшиков); «Индийский фольклор» (Г.А. Зограф); «Из тьмы веков (расшифровка памятников письменности)» (В.А. Лившиц); «Современная Индия» (П.А. Баранников) «Языки Мира» (И.М. Оранский).

В. П. Иванов

ИЛЛЮСТРАЦИИ

 

Последнее обновление ( 03.02.2017 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций2983
Монографий1132
Статей1807


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type