Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Отчет о Третьих петербургских тибетологических чтениях Версия для печати Отправить на E-mail
24.11.2014
13—14 октября 2014 г. в ИВР РАН прошли Третьи петербургские тибетологические чтения. Как и в предыдущие годы, в оргкомитет Чтений вошли директор ИВР РАН д. и. н. И. Ф. Попова (председатель), к. ф. н. А. В. Зорин, А. А. Сизова (секретарь). Активное участие в организации мероприятии принял Санкт-Петербургский буддийский храм дацан Гунзэчойнэй в лице его настоятеля Б. Б. Бадмаева (ширетээ-ламы Джампа Доньеда) и помощника настоятеля И. В. Васильевой. Кроме того, необходимо отметить роль заведующего Кафедрой тибетологии и монголоведения Восточного факультета СПбГУ д. и. н. В. Л. Успенского, привлекшего к участию в Чтениях студентов университета.

Всего на Чтениях прозвучало 27 докладов из 31 заявленного. Среди участников были представители ИВР РАН (9 докладчиков), Восточного факультета СПбГУ (5), дацана Гунзэчойнэй (4), МАЭ РАН (2), Государственного Эрмитажа (1), КИГИ РАН, г. Элиста (1), Высшей школы экономики (1), СПбГУКИ (1), клиники тибетской медицины «Наран» (1), а также один журналист и один независимый исследователь.

В отсутствие директора ИВР РАН И. Ф. Поповой, находившейся в заграничной командировке, открыл Чтения заместитель директора по науке к. и. н. С. М. Прозоров, который в своем приветствии участникам отметил, что буддология и тибетология входят в число приоритетных направлений исследовательской и собирательской работы ИВР РАН начиная с самого его основания в 1818 г. под названием Азиатского музея. Вступительное слово настоятеля дацана Гунзэчойнэй Б. Б. Бадмаева было посвящено системе образования тибетской школы гелуг, с которой исторически связаны традиционные буддийские общины на территории РФ.

Дальнейшая программа Чтений была разбита на шесть секций. Первая из них, «Коллекции», состояла из шести докладов (секция была разбита на две части, председателями здесь выступили к. и. н. С. М. Прозоров и д. ф. н. Я. В. Васильков). В докладе д. ф. н., гл. н. с. Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН Я. В. Василькова был представлен редкий памятник неварской книжной культуры (повествовательный свиток с рисунками на темы «Лалитавистары»), привезенный И. П. Минаевым из Непала и хранящийся в МАЭ РАН; в ближайших планах ученого перевод с невари и издание данного свитка. Единственный гость Чтений из другого города, к. ф. н., с. н. с. КИГИ РАН (Элиста) Д. Н. Музраева сообщила некоторые подробности своей продолжающейся работы по изучению тибетских рукописей и ксилографов у калмыков и ойратов Западной Монголии, остановившись на характеристике владельцев текстов, сохранивших ценнейшие памятники письменности в годы тяжелых испытаний советского периода.

Вторую часть данной секции открыл доклад д. и. н., заведующего Кафедрой монголоведения и тибетологии Восточного факультета СПбГУ В. Л. Успенского о трех источниках поступлений тибетских книг в Азиатский музей — Институт востоковедения (ныне ИВР РАН) в 1920-е — 1930-е гг.: речь шла о закрытой властями библиотеке Казанской духовной академии, коллекции проф. Позднеева и библиотеках бурятских буддийских монастырей, подвергшихся практическому полному уничтожению в годы гонений на религии в СССР. К. ф. н., с. н. с. ИВР РАН А. В. Зорин сделал доклад о текстах на тибетском языке, поступивших в собрание РАН в XVIII в.: вновь выявленных листах из монастыря Аблай-хийд на Иртыше, калмыцких рукописях второй половины XVIII в., текстах из первого каталога тибетских текстов в академическом собрании, подготовленного И. Йеригом (изд. в 1796 г.). Художник-реставратор I степени ИВР РАН Л. И. Крякина сообщила о первых итогах работы по консервации листов из Аблай-хийда, о применяемых методиках, анализу бумаги (в т. ч. были использованы данные, полученные от ведущего исследователя истории тибетской бумаги А. Хельман-Важны). Н. с. ИВР РАН К. М. Богданов поделился результатами своей работы с уникальным текстом из тангутского фонда ИВР РАН, содержащим фрагменты описания ритуальной практики, связанной с темой бардо.

По окончании первой секции состоялся осмотр выставки «Тибетские и монгольские тексты, поступившие в Санкт-Петербург в XVIII в.», организованной А. В. Зориным, Л. И. Крякиной, А. А. Сизовой (сотрудники Отдела рукописей и документов ИВР РАН), Н. В. Ямпольской (сотрудник Сектора Центральной Азии ИВР РАН).

Вторая секция, «Искусство и культура» (председатель — к. ф. н. Н. С. Яхонтова), состояла из четырех докладов. Ее открыла к. и. н., с. н. с. Государственного Эрмитажа Ю. И. Елихина, продемонстрировавшая в своей презентации различные региональные формы культа богини Харити, покровительницы чадорождения, в буддийском искусстве основных стран буддийского мира, включая Тибет и Монголию. К. филос. н., с. н. с. ИВР РАН Т. В. Ермакова рассказала об основных направлениях исследований буддийской художественной культуры представителями петербургской буддологической школы в конце XIX — начале XX вв. (особенно С. Ф. Ольденбургом и В. Л. Котвичем). Аспирант СПбГУКИ А. А. Владимирцева в докладе, посвященном буддийскому архитектурному канону на примере монастырей Тибета и Индии, особое внимание уделила истории храмового комплекса в Бодхгае, возникшем на месте достижения Буддой Пробуждения. Магистрант Восточного факультета СПбГУ П. И. Буцык представила классификацию и краткое описание тибетских музыкальных инструментов, относящихся как к религиозной, так и светской сторонам тибетской культуры.

Завершала первый день Чтений секция, посвященная медицине (под председательством Б. Б. Бадмаева). Ассистент-стажер дацана Гунзэчойнэй М. Р. Измайлов в своем выступлении остановился на теме т. н. «внутренних болезней» и их причин, согласно основополагающему тибетскому трактату «Чжуд-ши». Далее помощницей директора клиники тибетской медицины «Наран» Б. Д. Дугарова был зачитан доклад о различных видах «драгоценных пилюль», применяемых в тибетской медицины для лечения многих заболеваний, их составе и способах применения. Наконец, жимба-лама дацана Гунзэчойнэй В. В. Партилхаев, на практике занимающийся тибетской медициной, сделал доклад о лекарственных средствах, применяемых современными эмчи-ламами в Бурятии, в том числе остановившись на вопросе замещения тибетского лекарственного сырья местными аналогами.

Второй день Чтений открыла секция, посвященная истории и источниковедению (под председательством д. и. н. В. Л. Успенского). К. и. н., н. с. НИУ ВШЭ М. А. Солощева представила доклад о роли Панчен-лам, второй по популярности линии тибетских хубилганов, в отношениях с империей Цин в кризисной политической ситуации, сложившейся в Тибете после смерти Далай-ламы V. Доклад журналиста и главного редактора Военного информационного агентства В. Л. Иванова касался истории буддизма в Сибири и был основан на материалах неопубликованной переписки братьев Гомбоевых и Алексея Старцева, известного предпринимателя и коллекционера, с географом и востоковедом Григорием Потаниным. Тема была продолжена к. и. н., с. н. с. МАЭ (Кунсткамера) РАН Д. В. Ивановым, представившим обзор фотоматериалов из коллекции МАЭ РАН, связанных с деятельностью русских купцов в Сибири, прежде всего в городе Бийске. Секция завершилась выступлением к. ф. н., ст. лаб. ИВР РАН С. С. Сабруковой, которое было подготовлено по архивным материалам, содержащим сведения по истории буддизма у бурят и калмыков, которые принадлежали С. Ф. Ольденбургу, однако хранятся в фонде этнографа и путешественника Д. А. Клеменца.

Следующую секцию, «Философия и практика буддизма» (председатель — к. и. н. Е. Ю. Харькова), открыл доклад к. и. н., с. н. с. ИВР РАН Р. Н. Крапивиной, посвященный многоуровневой структуре ключевого текста буддизма Махаяны — «Украшения из постижений» (Abhisamayālaṅkāra). Намжил-лама дацана Гунзэчойнэй М. Ю. Зоммер рассказал о сочинении Агвана-Даши (1678—1783), относящемся к жанру дуйра (bsdus grwa) и в сокращенном виде излагающем часть тем «Праманавартики» Дхармакирти. Доклад к. ф. н., доцент Кафедры монголоведения и тибетологии Восточного факультета СПбГУ Б. М. Нармаева, подготовленный совместно с к. и. н. Е. Ю. Харьковой, стал данью памяти ламы Данзан-Хайбдзун Самаева, настоятеля дацана Гунзэчойнэй в 1990—1997 гг., в молодые годы учившегося на Восточном факультете ЛГУ одновременно с Б. М. Нармаевым, доклад был проиллюстрирован многочисленными фотографиями из личных архивов друзей и родных Д.-Х. Самаева.

Заключительная секция Чтений, отведенная филологической тематике, была разделена на две части, председателями которых выступили к. и. н. Р. Н. Крапивина и к. ф. н. А. В. Зорин. Доклад н. с. ИВР РАН В. П. Зайцева был посвящен прочтению и интерпретации санскритских мантр на маньчжурских шлемах эпохи Цин, хранящихся в различных музейных коллекциях мира; исследователю удалось прочитать и объяснить искаженные художниками надписи на шлемах с портретов выдающихся военачальников, созданных в период правления императора Цяньлуна. К. и. н., независимый исследователь Е. Ю. Харькова прочитала доклад о сочинении Муге Самтэна Гьяцо (1914–1993) «Совершенное (всеблагое) колесо» (kun bzang ’khor lo), памятнике тибетской комбинаторной литературы. Название сочинения указывает на то, что его компоненты (тибетские слоги помещены в таблицу) могут быть прочитаны одновременно в нескольких направлениях, в каждом из случаев образуя осмысленный текст. Магистрант Восточного факультета СПбГУ А. C. Крамскова подготовила обзор современных исследований по материалам, принадлежностям и технике тибетского письма.

Во второй части секции «Филология» прозвучал доклад к. ф. н., с. н. с. ИВР РАН Н. С. Яхонтовой о структуре четырехъязычного словаря Цинского периода и его взаимосвязях с другими лексикографическими работами того времени. В докладе ст. лаборанта ИВР РАН А. А. Сизовой, основанном на сравнительном анализе различных переводов трактата «Ламрим Ченмо» с тибетского на монгольский язык, были представлены примеры различных переводческих техник монголов. Завершилась секция сообщением магистранта Восточного факультета СПбГУ А. А. Грибковой, посвященным выявлению системы персонажей в монгольской версии рассказов о пользе «Алмазной сутры» и описанию их функций.

По результатам Чтений планируется публикация сборника материалов, который будет издан ИВР РАН совместно с Санкт-Петербургским буддийским храмом — дацаном Гунзэчойнэй.

к. ф. н. А. В. Зорин

А. А. Сизова

ФОТООТЧЕТ

Выступает Д. Н. Музраева. За председательским столом С. М. Прозоров и Б. Б. Бадмаев

Выступает В. Л. Успенский; председатель Я. В. Васильков

Выступает А. В. Зорин

Выступает Л. И. Крякина

Выступает К. М. Богданов

Выступает Ю. И. Елихина

Выступает Т. В. Ермакова

Выступает П. И. Буцык

Выступает М. Р. Измайлов

Выступает В. В. Партилхаев

Выступает В. Л. Иванов

Выступает Д. В. Иванов

Выступает С. С. Сабрукова

Выступает Б. М. Нармаев

Выступает Р. Н. Крапивина

Выступает М. Ю. Зоммер

Выступает В. П. Зайцев

Выступает Е. Ю. Харькова

Выступает Н. С. Яхонтова

Фотографии А. Сизовой и Е. Кантор

Последнее обновление ( 13.11.2017 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций9790
Монографий1510
Статей8110


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type