Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
V международный семинар по тибетологии в Пекине Версия для печати Отправить на E-mail
19.08.2012
С 1 по 4 августа 2012 г. в Пекине прошел V Международный семинар по тибетологии (его продолжением была ознакомительная поездка в г. Чендэ, с 5 по 7 августа). Семинар был организован Китайским центром тибетологии (Пекин) совместно с Китайской ассоциацией по сохранению и развитию тибетской культуры (Пекин) и Академией общественных наук Тибетского автономного района КНР (Лхаса). Он прошел в помещениях Китайского центра тибетологии (КЦТ) и конференц-залах отеля «Тибет», расположенного рядом с КЦТ. В семинаре приняли участие 267 научных сотрудников из Китая (в том числе ТАР) и многих других стран: России, США, Германии, Франции, Японии, Италии, Венгрии, Великобритании и др.; среди них такие известные ученые как М. Голдстейн, Т. Гранфилд (оба США), У. Реслер (Оксфорд), В. Л. Успенский (Россия, СПбГУ), Г. Бетленфелви (Венгрия), С. Кацура (Япония), К. Г. Троппер (Австрия), Линь Гуаньцунь (КНР) и т. д. Работа семинара состояла из пленарных заседаний и заседаний по 9 секциям, связанным со следующими направлениями: «История», «Литература, археология и искусство», «Изучение наследия Гедун Чойпэла», «Религия», «Санскрит», «Прамана», «Современное политическое положение», «Обеспечение устойчивости развития и жизнедеятельности (социально-экономические вопросы)», «Культура», «Тибетские медицина и фармакология», «Язык и информационные технологии».

Все выступления, сделанные на пленарных заседаниях, были обеспечены последовательным переводом на три рабочих языка семинара: английский, китайский и тибетский. Пленарные заседания проходили в актовом зале ЦКТ. На открытии семинара с приветственными речами выступили представители трех учреждений-организаторов мероприятия: г-н Лхакпа Пунцок (директор ЦКТ), г-н Ситар (глава Китайской ассоциации по сохранению и развитию тибетской культуры), г-н Пэма Лангчже (президент Академии общественных наук ТАР).

Полную программу работы пленарных заседаний и секций можно посмотреть в формате PDF. Ниже приводится краткая характеристика отдельных докладов.

Среди выступлений, прозвучавших на пленарных заседаниях, особо следует отметить доклад выдающегося американского тибетолога М. Голдстейна «Кочевники Западного Тибета: 30 лет борьбы за модернизацию и сохранение своего образа жизни». Докладчик охарактеризовал перемены, произошедшие в жизни тибетских кочевников-скотоводов, отметив положительные и отрицательные стороны этих перемен (основные: общий рост благосостояния наряду с имущественным расслоением и нехватка пастбищ в связи с ростом населения и количества голов скота) и предложив возможные пути решения проблем, например в отношении перераспределения земельных наделов. С точки зрения тибетской археографии и истории письменности особый интерес представляли доклады К. Г. Троппера «Жизнь Будды на фресках пещерных храмов в Дункаре (Нгари)» и Х. Дьембергер «Бодонг Чоклэ-намгьел и Чойки-дронма ― пионеры тибетского книгопечатания». Современное состояние научных знаний о древнейших исторических хрониках Тибета было представлено в докладе Линь Гуаньцуня «Историография хроник тибетского царства в период династии Тан» (автор использовал, в том числе, сведения о материалах дуньхуанской коллекции ИВР РАН).

В заседаниях секции «История» приняли участие 36 ученых. В. Л. Успенский сделал доклад «Важные сведения об отношениях между императором Канси и Первым Чжебцзун Дамба-хутухой (1635―1723) Халха-Монголии», в котором рассказал о существенной роли монгольского буддийского иерарха при дворе Канси: он выступал личным переводчиком с тибетского для китайского императора, сопровождал его в поездках на Утайшань и в Рэхэ (ныне г. Чендэ), совершил посвящение Канси в тантру Гухьясамаджи т. д. Э. Сперлинг (США) в своем докладе «Чонэ-понпо: происхождение династии и ее отношения с императорским двором Мин» рассмотрел раннюю историю княжества Чонэ, которое располагалось на пограничных территориях Китая в период правления династии Мин и играло важную роль в торговле чаем и лошадьми между Китаем и Тибетом. В докладе Чжан Юня «Анализ сведений о тибетской социальной истории в тексте „Качем Каколма‟» рассмотрены данные о некоторых важных аспектах социальной и культурной жизни древнего Тибета, в частности об особенностях брачных отношений, похоронных обрядах, популярных играх того времени и пр. Также в докладе охарактеризовано влияние буддийской доктрины на стиль и содержание исторических сочинений Тибета, начиная с данного памятника.

Из докладов, представленных в секции «Литература, археология и искусство», где приняло участие 22 ученых, особо хочется отметить сообщение Чень Цин-ина и Ван Сян-юня «О надписях на стяге над входом в храм Чжоканг (Лхаса)», в котором были впервые представлены перевод двух тибетских надписей на флаге, украшающем главный храм Тибета; докладчики установили, что украшение над входом в Чжоканг (включая стяг и т. н. «колесо Учения» с двумя оленями) было возведено на пожертвование одного из монгольских князей по предложению пекинского Чжанчжа-хутухты. Специалистам по военному делу должен быть интересен доклад Гун Цзяна и Ли Юнкая «Тибетское холодное оружие», в котором сравниваются особенности тибетских и китайских шлемов, доспехов, копий и мечей.

Третья секция, «Изучение наследия Гедун Чойпэла», собрала доклады 12 участников, посвященные жизни, деятельности и наследию выдающегося тибетского ученого XX в. Гедун Чойпэла, в частности в сообщении Цэванг Дорчже выявлены корни его культурных и идеологических представлений: особенности воспитания (он был выращен матерью после смерти отца), образования (пройдя первоначальное обучение в монастыре школы ньингма, он затем учился в монастырях школы гэлук), сочетание личных качеств (острого ума, артистических наклонностей, способности воспринимать иностранное влияние). Сочетание этих факторов позволило ему, с одной стороны, внести вклад в развитие традиционной культуры Тибета, и с другой стороны ― возглавить движение за ее модернизацию.

В работе секции «Религия» приняли участие наибольшее количество ученых ― 43. Особо следует отметить доклад известного венгерского исследователя Г. Бетленфелви о найденном им в Монголии тексте по ритуалу умилостивления четырех демонов-мар. В докладе были представлены копии иллюстраций к тексту, названы основные аспекты умилостивительного ритуала и его желательные следствия. Сообщение японского ученого Х. Немото «Тибетские комментарии к „Абхисамаяланкаре‟ Майтреи: от Бутона до Чжамьянг-шепы» характеризует тибетскую комментаторскую традицию, связанную с изучением важнейшего в догматическом отношении сочинения «Абхисамаяланкара», приписываемого будущему Будде Майтрее; особое внимание в докладе уделено аргументации великого тибетского ученого к. XVII ― н. XVIII вв. Чжамьянг-шепы I в доказательство того, что автор указанного текста, Майтрея, является достигшим пробуждения. Аспирантка СПбГУ М. А. Солощева посвятила свой доклад, «О положении школы ньингма в религиозной и светской жизни Тибета в период 1642―1735 гг.», противоречивому положению школы ньингма в названный период: благоприятное положение школы в конце XVII в. при Пятом Далай-ламе, который сам имел посвящения на совершение отдельных практик этой школы, сменился гонениями от джунгаров, вторгшихся в Тибет в 1717 г. В работе секции приняло участие несколько тибетских буддийских монахов, сообщивших свою точку зрения на различные аспекты функционирования буддизма в современном мире. Доклад единственного представителя ИВР РАН на семинаре, А. В. Зорина, был посвящен гимну Махакале из уникального тибетского свитка XIII в. Тезисы выступления на английском, тибетском и китайском языках доступны в формате PDF.

На заседаниях секций «Санскрит» (23 участника) и «Прамана» (15 участников) прозвучали многочисленные доклады по письменному наследию традиции буддийской логики (например, сообщение венского исследователя Х. Лазича «Степень наших знаний о рукописях „Праманасамуччаи‟ Дигнаги» было посвящено проекту восстановления оригинального санскритского текста основополагающего логического сочинения в буддизме; доклад С. Кацура и Д. Ачарьи (Киото, Япония) был посвящен изучению санскритского текста третьей главы «Праманасамуччая-тики» Джинендрабудхи) и некоторым другим философским и доктринальным текстам (например, Лю Чжень сообщил о санскритской рукописи знаменитого буддийского гимна «Дхармадхату», найденной в Тибете; У. Реслер ― о цитатах из сутр в сочинениях представителей школы кадампа, часто отличающихся от текстов сутр в последующих изданиях тибетского буддийского канона). Особо следует отметить доклад Шейрап Дэндара об уникальном явлении в образовательной системе школы гэлук ― сессии учебных диспутов чжанг-гун-чой, проводимой в монастыре Чжангпу; автор сообщил об истории возникновения и характерных чертах этого явления и о современном его распространении в других монастырях, как на территории ТАР, так и в Амдо, Каме и Индии.

Работа секции «Современное политическое положение» (17 участников) была посвящена преимущественно т. н. «тибетскому вопросу» в международных отношениях. Например, в докладе Т. Гранфилда «Тибетский вопрос в американско-китайских отношениях» освещены основные этапы американской политики в отношении Тибета начиная с середины XX в.; сообщение основано на новых материалах, которые ранее были недоступны исследователям. В докладе китайского исследователя Сяо Цзе «Политика Индии в отношении тибетцев в изгнании» охарактеризованы действия индийского правительства в отношении тибетцев, эмигрировавших в эту страну в период после восстания 1959 г., и их отражение в официальных контактах между Дели и Пекином.

Секция «Обеспечение устойчивости развития и жизнедеятельности (социально-экономические вопросы)» (36 участников) состояла из докладов, охватывающих весь спектр тем, связанных с современным положением тибетского общества в социально-экономическом отношении: от вопроса добычи особого вида съедобных грибов (доклады Д. Винклера (США) и Я. Линке (Германия)) до проблемы воздействия развития туристического бизнеса на социальный статус женщин в Тибете (доклад Цэринг Янгсонг).

В секции «Культура» (24 участника), среди прочего, прозвучало три доклада об эпосе «Гэсар»: Чопа Дондруп (КНР) рассказал о творчестве одного из самых уважаемых в Тибете исполнителей эпоса по имени Дорчже Вангдуй; Гьелцэн Цэринг (КНР) ― об этнониме «хор» в тексте эпоса; Сьед Мухаммад Аббас Казми (Пакистан) ― о балтистанской версии «Гэсара». А. Д. Цендина (РГГУ) сделала доклад «Легенды о Таранатхе в Монголии», в котором, в частности, коснулась темы почитания монголами черепа Таранатхи (тибетского ученого XVI―XVII вв., чьим воплощением считаются монгольские первосвященники ― дамба-хутухты).

Секция «Тибетские медицина и фармакология» (29 участников) была посвящена различным аспектам медицинской проблематики, в том числе связанным с религиозными традициями. Например, доклад И. Варгас-О’Брайен (США) был посвящен теме заболеваний от зловредного воздействия духов-нагов (по каноническому тексту тибетской медицины ― «Четыре тантры»), а доклад Ли Хунхуна «Fructus Chebulae в руке Будды врачевания» ― различиям в использовании названного растения, изображаемого на иконах популярного божества тибетского буддийского пантеона ― Будды врачевания Бхайшаджьягуру, ― в тибетской и китайской медицине. В этой же секции был заслушан доклад Фу Цяньцзи «Изучение тибетской астрономической традиции по рукописям из Дуньхуана».

Наконец, одиннадцатая секция, «Язык и информационные технологии», собравшая 19 участников, была посвящена различным лингвистическим вопросам, а также проблемам создания электронных ресурсов и программ на тибетском языке. Например, в докладе Цэсунг Тара (КНР) говорилось о перспективах автоматического компьютерного распознания границ между тибетскими словами на письме, в докладе С. Хироно ― о фонетических и лексических аспектах одного из диалектов тибетского языка (провинция Юньнань), в докладе Кхаганг Таши Цэринга ― о количестве основных гласных в тибетском языке (с привлечением дуньхуанской рукописи из парижского собрания).

В один из дней семинара для участников была организована экскурсия в недавно открытый Музей Тибета, экспозиция которого в основном повторяет экспозицию аналогичного музея в Лхасе.

По окончании семинара организаторы конференции устроили ознакомительную поездку для группы участников, выразивших соответствующее желание, в г. Чендэ (провинция Хэбэй), где находится летняя резиденция императоров династии Цин, куда не раз в XVIII―XIX вв. приезжали высокие иерархи тибетского буддизма и где имеются реплики некоторых тибетских храмов, а также дворца далай-лам Поталы. В честь гостей местные власти устроили торжественный прием.

Следующий семинар должен пройти в Пекине через четыре года. Нет сомнений в том, что он будет не менее масштабным, чем предыдущие, и еще более упрочит репутацию данного научного мероприятия как одного из важнейших мировых форумов, посвященных изучению тибетской истории, культуры, духовных традиций и т. д.

н. с. ИВР РАН, к. ф. н. А. В. Зорин

ФОТООТЧЕТ

Открытие семинара: выступает директор Центра китайской тибетологии г-н Лхакпа Пунцок

Пленарное заседание: выступает проф. М. Голдстейн (США)

Во время заседания религиоведческой секции: обсуждение одного из докладов

Во время заседания религиоведческой секции: выступает А. В. Зорин (ИВР РАН)

Российские участники семинара на Великой китайской стене (участок Цзиньшаньлин): А. В. Зорин (ИВР РАН), М. А. Солощева (СПбГУ), В. Л. Успенский (СПбГУ), А. Д. Цендина (РГГУ)

Реплика дворца Потала в г. Чендэ

Служба в одном из храмов тибетского стиля г. Чендэ

Последнее обновление ( 19.08.2012 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10936
Монографий1587
Статей9094
b_maranjian_co_2001_vol2.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type