Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
ХVII Всероссийские востоковедные чтения памяти О.О. Розенберга (отчет) Версия для печати Отправить на E-mail
10.06.2024

Семнадцатые Всероссийские востоковедные чтения памяти О.О. Розенберга (1888–1919), организованные ИВР РАН, проходили в Санкт-Петербурге 27–28 ноября 2023 г.

По традиции открыла чтения директор ИВР РАН член-корр. РАН И.Ф. Попова. Во вступительном слове она подчеркнула расширение тематики Чтений, к настоящему времени охватывающей различные аспекты изучения письменных памятников и истории культуры Дальнего Востока и Центральной Азии, историю востоковедения. В презентации были освещены основные этапы истории Азиатского музея (ныне ИВР РАН) и санкт-петербургской буддологической школы с преимущественным вниманием к периоду научной деятельности О.О. Розенберга, ученика акад. Ф.И. Щербатского.

Обнародование результатов изучения письменных памятников буддизма — одна из тематик, неизменно представленных на чтениях.

Е.П. Островская (д.филос.н., гл.н.с., зав. сектором Южной Азии Отдела Центральной и Южной Азии ИВР РАН) в докладе «Буддийские практики нравственного самосовершенствования» изложила промежуточные результаты исследования буддийской этики на материале оригинальных санскритских источников. Были разграничены монашеские и мирские практики, показана смысловая связь буддийской этики с четырьмя благородными истинами. Докладчица привела примеры дискуссий о конкретных способах обретения религиозной заслуги и взращивания корней благого монахами и мирянами в их повседневной жизни.

С.Л. Бурмистров (д.филос.н., в.н.с. сектора Южной Азии Отдела Центральной и Южной Азии ИВР РАН) представил доклад «Трактовки закона взаимозависимого возникновения в истории буддизма», в котором рассмотрел в диахронном аспекте комментаторские традиции и факторы интерпретации основополагающей буддийской идеологемы «пратитьясамутпада». С.Л. Бурмистров убедительно показал, что закон взаимозависимого возникновения, принимаемый во всех направлениях буддизма как основополагающая теория причинности, в разновременных источниках трактовался неодинаково. Это является доказательством исторического развития буддийского учения.

В.Ю. Климов (к.и.н., в.н.с. Отдела Дальнего Востока ИВР РАН) в докладе «Шань-дао в стихотворных славословиях Синрана» поднял существенную тему конструирования образа авторитетных проповедников. Было установлено, что Синран в тетради, содержащей сведения о «достойных монахах», в 27 строфах увековечил заслуги Шань-дао: практиковал буддийскую йогу, комментировал буддийские сочинения, переписывал сутру будды Амиды.

А.Ю. Лущенко (PhD., н.с. Отдела рукописей и документов ИВР РАН) в докладе «Минамото и Тайра в корейских источниках XVII в. о Японии» сопоставил историографические подходы к описанию японских властных субъектов периода XII–XIX вв. сложившиеся в Японии и Корее. Чередование у власти представителей кланов Минамото и Тайра, как установил докладчик, в корейских источниках обозначалось наименованием кланов, а не именами. В докладе были проанализированы корейские официальные истории и другие исторические документы.

Ю.В. Болтач (к.и.н., с.н.с. Отдела Дальнего Востока ИВР РАН) представила доклад «Ксилограф СЗ «Чигён ёнхом ки» из корейского собрания ИВР РАН: результаты предварительного изучения». Докладчица осветила историко-культурную ценность памятника, проливающего свет на взаимодействие государства, религии и культуры в Корее.

Г.С. Попова (м.н.с. Отдела Китая ИВ РАН, Москва) выступила с докладом «Хроники Семаранга и Чиребона». В результате комплексного исследования памятника, зафиксировавшего историю китайских мусульманских общин и формирование султанатов на о. Ява (XV — первая пол. XVI вв.), была восстановлена история его введения в научный оборот: комментированный перевод с китайского языка, выполненный колониальным чиновником К. Портманом в нач. XX в. с последующей передачей индонезийскому историку М.О. Парлиндунгану, который и опубликовал Хроники в 1964 г.

Г.В. Кашенина (ассистент кафедры иностранных языков Института русского языка Нижегородского гос. Лингвистического университета; Нижний Новгород) в докладе «Ислам в Лаосе» проанализировала историю и географию распространения ислама в Лаосе, локализацию главных мечетей. Особое внимание было уделено многочисленной группе лаосских мусульман — выходцам из Камбоджи.

Е.П. Лекарева (м.н.с. ИВР РАН) представила доклад «Роман „Дайте дорогу“ (1926) Ш. Чоттопаддхая: семантическое пространство текста». На основе анализа содержания произведения была установлена негативная коннотация образа англичан в дихотомической паре «свой-чужой».

В докладе «Бодхисаттва чарья аватара: глава „Усердие“» Р.Н. Крапивина (к.и.н., в.н.с. Отдела Дальнего Востока ИВР РАН) охарактеризовала памятник и поделилась своим опытом перевода с тибетского языка седьмого его раздела.

По традиции чтений обширно была представлена проблематика исследований культуры Китая.

А.Э. Терехов (к.и.н., н.с. Отдела Дальнего Востока ИВР РАН) в докладе «Время трех семерок: анокалиптические представления в западноханьском Китае» привел нумерологические формулы, характеризующие исторические периоды: «5 семерок» означали 350 лет, «3 семерки» соответствовали 210-ти годам. Предсказания делались о событиях, возможных в выбранный для девинации период.

П.Д. Ленков (к.и.н., доцент кафедры истории религий и теологии института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена) выступил с докладом «Числовые коды в текстах школы Цюаньчжэнь (некоторые наблюдения)». Он охарактеризовал данную школу как синкретическую, поскольку в текстах прослеживаются элементы буддизма, даосизма и конфуцианства. Именно поэтому числовые коды заимствовались из всех трех учений. Были приведены примеры основных кодов — троичные и двоичные.

Д.А. Худяков (к.ф.н., в.н.с. ИСАА МГУ, зав. научно-исследовательской лабораторией востоковедения и компаративистики ШАГИ ИОН РАНХиГС, Москва) в докладе «Даосско-буддийский синтез в идеологии минского императора Тай-цзу (1368–1398)» проанализировал комментарий императора Тай-цзу к «Дао-дэ-цзин», опубликованный в 1374 г. вскоре после основания новой династии. Этот комментарий, как показал докладчик, отразил те когнитивные шаблоны и механизмы, при помощи которых осуществлялся идейный синтез «трех учений» — конфуцианства, даосизма и буддизма.

К.М. Карасева (магистрантка ИСАА МГУ) в докладе «Различия в биографиях политических деятелей эпохи ранней Мин в Тай-цзу шилу и Мин ши» провела сравнительный анализ и сопоставление биографий «политических субъектов» (чиновники, военные, мятежники, прочие). Тексты биографий различались по объему, и это было признаком служебной (краткой) или развернутой биографии. К.М. Карасева привела дополнительные данные из представительных источников, в том числе тексты эпитафий.

М.В. Ефименко (лаборант-исследователь Отдела Китая ИВ РАН, Москва) изложила результаты своего исследования надписей на ритуальных бронзовых сосудах в докладе «Сакрально-политические центры государства по данным эпиграфики западного Чжоу (XI–VIII вв. до н.э.)». На репрезентативном эпиграфическом материале были убедительно установлены и соотнесены с известными ныне археологическими памятниками локусы сакрально-политических центров. Большинство из них, по реконструкции докладчицы, локализовано в Цишани, Сиане и Лояне.

М.С. Целуйко (преподаватель ИСАА МГУ) в докладе «„Песни царства Цинь“ Шицзина как исторический источник по истории Цинь» рассмотрел Шицзин как гетерогенный по времени составления свод ранних китайских произведений. Были проанализированы лексический состав и особенности иероглифики каждой песни, убедительно обоснована перспективность такого подхода для уточнения датировки конкретного текста.

Т.В. Клементьева (м.н.с. Отдела Дальнего Востока, аспирантка ИВР РАН) представила доклад «Описание округа Жунань по материалам трактата Ин Шао „Фэн су тун и“ («Проникновение в смысл поветрий и обычаев»)». На материале соответствующих разделов памятника была составлена таблица, систематизирующая упомянутые в нём примечательные случаи, персоналии и сведения об обрядовых практиках.

В.В. Башкеев (н.с. Центра изучения культуры Китая ИКСА РАН) выступил с докладом «Предания новизны высокой: об опыте сличения текстов некоторых глав Ши цзи и Хань шу из разделов чжуань». На основе текстологического анализа оригиналов произведений были установлены изменения синтагм, рассмотренных как фрагмент текста. Докладчик обосновал понятие «переходный фрагмент», использующееся в анализе многораздельных текстов.

Два доклада были посвящены исследованию рукописей из Центральноазиатского фонда ИВР РАН.

С.Х. Шомахмадов (к.и.н., с.н.с. Лаборатории Сериндика ИВР РАН) посвятил свой доклад «Фрагмент «Будда-нама-сутры» (SI 3446), содержащий дхарани, из Сериндийского фонда ИВР РАН» палеографическому и текстологическому анализу санскритского фрагмента из собрания ИВР РАН. Докладчик вычленил из текста имена будд и заклинательные формулы. В результате анализа текста было установлено, что каждому будде (и его имени) соответствует конкретная дхарани, текст содержит прозаическую часть, формулирующую пользу произнесения дхарани для монахов, а также мирян.

А.В. Мешезников (м.н.с. Лаборатории Сериндика ИВР РАН) в докладе «Неопубликованный санскритский фрагмент Махапраджняпарамиты (рукопись SI 3331/5) из коллекции М.И. Лаврова (ИВР РАН)» охарактеризовал состав обширного (664 ед.хр.) собрания, поступившего в Азиатский музей при содействии российских дипломатов. Особо подробно было рассмотрено содержание трех фрагментов, которые удалось совместить в слитный текст. Выполненный ранним туркестанским брахми текст существенно важен для понимания истории буддизма в культурном ареале Шелкового пути, подчеркнул докладчик. Его содержание подтверждает распространение текстов круга Праджняпарамиты в Хотане.

Реалиям проникновения христианства в социальные практики Японии посвятила свой доклад «Влияние христианства на положение людей с ограниченными возможностями в японском обществе (конец XIX — сер. XX вв.)» А.Д. Бертова (к.филос.н., ст. преп. Института философии СПбГУ). На обширном материале было установлено, что христианство распространялось среди слепых в форме поддержки их социальной адаптации через освоение профессий музыканта, массажиста, декламатора. Вероисповедная идентичность новообращенных поддерживалась распространением евангельского текста об исцелении слепца Христом.

Ю.И. Елихина (д.культурологии, в.н.с. Отдела Востока Государственного Эрмитажа) в докладе «К вопросу о культе Чингисхана» проанализировала художественные особенности памятников Чингисхану, установленных с 2000-х годов на территории МНР, в Калмыкии (РФ), Внутренней Монголии (КНР). Было отмечено, что все изображения отражают положительные стороны личности Чингисхана. Ю.И. Елихина рассмотрела также популяризацию Чингисхана в форме сувенирной продукции.

Возможности информационных технологий в исследовании фольклора и мифологии были представлены в докладе Е.Н. Дувакина (к.ф.н., н.с. МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН) «Специфические связи в области фольклора между Южной, Восточной и Центральной Азией в свете новых данных». Докладчик рассказал о своем опыте участия в разработке электронной базы данных по фольклору и мифологии народов мира и на конкретных примерах продемонстрировал уточнение ареального распределения мотивов и новые фольклорно-мифологические параллели.

Традиционному мировоззрению айнов посвятил свой доклад «Анимистические представления айнов об окружающем мире или все в природе имеет „камуй“» магистрант ИСАА МГУ И.Р. Сулейманов. Источниковую базу доклада составили труды исследователей о. Сахалин, экспонаты краеведческого музея. Опубликованные сведения об айнской анимистической картине мира докладчик дополнил данными из личного наблюдения.

Два доклада отразили исследовательский интерес к культуре калмыков. А.П. Слащинина (лаборант-исследователь Самарского НИУ) в докладе «История монаха „калмыцкой нации“ отца Михаила, изложенная А.А. Дмитриевским» осветила содержание рукописи из собрания РНБ (Санкт-Петербург), содержащей жизнеописание «Михаила-калмыка» — этнического калмыка, ставшего христианином-старообрядцем.

А.С. Сахаров (лаборант Самарского НИУ) представил подготовленный совместно с Л.Б. Четыровой (д.филос.н., проф. Самарского НИУ) доклад «Внутренняя колонизация России в контексте земельных взаимоотношений русских с калмыками в конце XIX — начале XX в.». Он рассмотрел источники исследуемого периода, отразившие процесс миграции населения центральных областей Российской империи в относительно мало населенные южные степи, и те коллизии, которые возникали при межэтническом взаимодействии.

По традиции чтений самостоятельной тематикой была история востоковедения.

Валеев Р.М. (д.и.н., Федеральный Казанский университет, Казань) представил коллективный доклад «Центральноазиатское путешествие Н.Ф. Катанова (1889–1892 гг.): рукописное и музейное наследие». Доклад обобщил исследование наследия Н.Ф. Катанова, предпринятое коллективом в перспективе юбилейной даты — 160-летия ученого и путешественника. Был осуществлен архивный поиск в хранилищах Татарстана и за его пределами. Идея проекта — представить научную биографию в контексте общественно-политических и социокультурных обстоятельств.

И.Ю. Котин (д.и.н. в.н.с., зав. Отделом этнографии Южной и Юго-Западной Азии МАЭ (Кунсткамеры) РАН) в докладе «Об одной биографии Рахула Санкритьяяна» осветил современные источники, посвященные жизнеописанию индийского востоковеда и политического деятеля. Докладчик отметил, что фактологическая канва биографии Санкритьяяны представлена во многих монографиях, но ощущается потребность в объективном неангажированном труде.

Е.В. Гордиенко (преподаватель Центра изучения религий РГГУ, Москва) представила совместный с М.Ю. Ульяновым (к.и.н., зав. каф. ИСАА МГУ) доклад «Издание книги А.Б. Полякова „Возрождение средневекового Вьетнама (X — начало XV в.)“». Была охарактеризована актуальность первой публикации в России на русском языке научного труда, опубликованного в Ханое в 1996 г. на вьетнамском языке. Публикуемая монография основана на авторских переводах вьетнамских исторических источников, в том числе летописи «Краткая история Вьета». Докладчица подчеркнула, что этот проект соответствует воле покойного ученого и поддерживается его семьей.

Е.А. Кий (к.филос.н., с.н.с. Отдела Востока Государственного Эрмитажа) представил доклад «Неосуществленный проект выставки буддийского искусства Ю.К. Щуцкого (Об одном неизвестном документе из архива Государственного Эрмитажа)». В ходе восстановления истории Отдела Востока была обнаружена программа буддийской выставки (1937 г.) авторства Ю.К. Щуцкого. Докладчик рассмотрел исторический контекст и биографическую канву недолгого периода (апрель 1936 — октябрь 1937 г.) работы Ю.К. Щуцкого (1897–1938) в Государственном Эрмитаже. Программа была охарактеризована как документ значительной историко-научной ценности, поскольку содержала описание принципов отбора и расположения экспонатов, тематику общедоступных лекций.

Д.А. Носов (к.ф.н., с.н.с. Лаборатории Сериндика ИВР РАН) в докладе «Ботаник Николай Васильевич Павлов (1893–1971) — исследователь культуры монголов» на основе ставшего библиографическим раритетом дневника ученого восстановил описание религиозной жизни монголов 1930-х годов.

Д.В. Возчиков (к.и.н., доцент кафедры востоковедения Уральского Федерального университета) посвятил доклад «Раджпуты и наяры в западноевропейских травелогах XVI — начала XVII вв.» малоизученным источникам — дневниковым записям путешественников-европейцев, не интегрированных в реализацию колониальных интересов португальцев. Докладчик отметил, что европейский стереотип восприятия наяров Юга Индии был четким и объёмным, в то время как  раджпуты описывались лаконично.Так,наяры отождествлялись  по статусу с европейским дворянством. Отмечалась их храбрость,поскольку в  битве не использовали доспехи.О раджпутах сообщалось лишь,что они воины.

Т.В. Ермакова (к.филос.н., в.н.с. Отдела Центральной и Южной Азии ИВР РАН) в докладе «М.И. Тубянский как инициатор отечественной бенгалистики» на основе опубликованных и архивных материалов раскрыла вненаучные и биографические факторы интереса ученика Ф.И. Щербатского к новоиндийской тематике, охарактеризовала его трактовку преемственности бенгалоязычной образности с древнеиндийской.

На чтениях было заслушано и обсуждено 32 доклада, зачитанных востоковедами Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Казани, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга. Тематика современных исследований письменных памятников, рукописного наследия, культуры Центральной Азии и Дальнего Востока, истории востоковедения была представлена в разнообразии интерпретаций и на высоком научном уровне.

В рамках научного сотрудничества ИВР РАН и Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (Москва) в программу чтений было включено и проведено отдельное заседание «День Центра исследования философии и культуры Индии „Пурушоттама“». В форме научно-практического семинара обсуждались проблемы разработки методологии изучения индийской философии, находящиеся в русле тематик чтений. Московские коллеги из Центра «Пурушоттама» Р.В. Псху (д.филос.н., проф., зав. Центром) и А.В. Парибок (к.ф.н., с.н.с.), Л.Г. Роман (аспирантка кафедры истории философии РУДН им. Патриса Лумумбы) в своих выступлениях продемонстрировали применение разработанного Р.В. Псху подхода — ситуативной герменевтики — к разным группам философских текстов. В результате заключительной дискуссии были сформулированы современные интерпретации классических тематик, по которым высказывался в своих трудах О.О. Розенберг — особенности перевода религиозно-философских текстов, философская терминология в культурах Востока и Запада.

При подведении итогов чтений был отмечен высокий научный уровень докладов, современный стиль подачи материала и его тематическое разнообразие. В качестве положительного опыта Чтений отмечено неизменное привлечение к участию с докладами аспирантов и выпускников аспирантуры ИВР РАН, что обеспечивает апробацию их исследований. Также было констатировано, что использование онлайн формата позволило расширить географию участников и такую практику целесообразно использовать и в дальнейшем.

Т.В. Ермакова

Фотоотчет 






Фотографии Н.В. Захаровой

Последнее обновление ( 10.06.2024 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10959
Монографий1590
Статей9111
b_vasiliev.a_1998.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type