Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Отчет о LX Дальневосточном семинаре отдела Дальнего Востока ИВР РАН (22 мая 2023 г.) Версия для печати Отправить на E-mail
29.05.2023

22 мая 2023 г. в ИВР РАН прошло юбилейное, шестидесятое, заседание Дальневосточного семинара отдела Дальнего Востока ИВР РАН. Со вступительным словом «Каллиграфия и поэзия» выступила доцент Восточного факультета СПбГУ к. ф. н. Мария Павловна Петрова, после чего сотрудник Посольства Монголии в Российской Федерации (Москва) Цэрэн-Очир Дорждэрэм представила доклад и провела мастер-класс на тему «Искусство монгольской каллиграфии».

В своём вводном слове М. П. Петрова дала общее определение искусства каллиграфии и отметила, что каллиграфия отличается от обычных шрифтовых работ своей художественностью, экспрессивностью и спонтанностью. В настоящее время каллиграфия находит своё применение в дизайне, эпиграфике, рукописных документах. К числу основных инструментов каллиграфа относятся кисти, палочки для письма, птичьи и металлические перья разной формы. Для письма используется особая бумага, которая хорошо впитывает жидкость. Искусство каллиграфии было издревле распространено в Китае, а в Европе оно зародилось и существовало в рамках традиции греко-римского письма. Что касается Монголии, то в ней каллиграфия получила новое развитие в XXI в. в связи с возрождением монгольской письменности и планами полного перехода на неё в документах к 2025 г. В наши дни в Улан-Баторе работает много мастеров, которые часто соединяют в своих произведениях каллиграфию и поэзию.

Выступление М. П. Петровой завершилось демонстрацией фотографий произведений современного монгольского каллиграфа Д. Баттура, выполненных по стихам поэта Г. Мэнд-Ооёо.

Открывая вторую часть семинара, Ц.-О. Дорждэрэм, прежде всего, поблагодарила организаторов за возможность выступить на заседании. Будучи профессиональным преподавателем монгольского языка и любителем-каллиграфом, она занимается искусством каллиграфии с 1993 г. и много лет активно сотрудничает с Восточным факультетом СПбГУ, где как раз сейчас отмечается 220-летие монгольского религиозного деятеля, просветителя и поэта Д. Равжи.

Продемонстрировав образцы каллиграфических надписей, выполненных в прошлом году во время мастер-класса на кафедре монголоведения и тибетологии Восточного факультета СПбГУ, Ц.-О. Дорждэрэм на их примере объяснила основные принципы создания каллиграфических надписей. Прежде чем приступать к написанию слова, нужно мысленно определить общую композицию надписи и модифицировать начертание букв в зависимости от общей формы изображения — например, чтобы вписать слово «красота» в круг, нужно изогнуть заключительную горизонталь и соединить её с начальной буквой. Докладчик также отметила тесную связь искусства каллиграфии и внутреннего состояния человека. Каллиграфические надписи эмоционально влияют на их автора и зрителей, поэтому для каллиграфии обычно выбираются слова с благоприятным смыслом (например, слово «удача»), буддийские благопожелания (например, благопожелание Чже Цонкапы) или стихотворения (например, стихи поэта Нацагдоржа о четырёх временах года). Вместе с тем, каллиграфическое произведение позволяет раскрыть внутренний мир его создателя и проявить его талант, потому что главное в жизни человека — это творчество, и врождённые способности человека могут найти выражение в том числе и в каллиграфии.

После этого Ц.-О. Дорждэрэм дала необходимые пояснения относительно материалов и инструментов, используемых каллиграфами. Каллиграфические надписи могут выполняться не только на бумаге, но и на фарфоре, стекле и ткани. Для письма на бумаге используется тушь, а на остальных поверхностях — акриловые краски. Орудием письма служит кисть. Под бумагу, поскольку она тонкая, при письме подкладывается специальная салфетка.

В ходе последующего мастер-класса Ц.-О. Дорждэрэм объяснила, что основное в каллиграфии — это чувства и эмоции, а техника играет вспомогательную роль, и дала краткие пояснения по приёмам выполнения каллиграфических надписей, включая три базовых приёма написания букв, существующие в монгольской каллиграфии:
— точка (лёгкое касание бумаги самым кончиком кисти);
— прижимание (черта с усилением нажима);
— ослабление (черта с уменьшением нажима).

Кроме того, она продемонстрировала способы обращения с кистью, пояснив, что  её следует обмакивать в тушь самым кончиком, а при письме держать вертикально.

Затем участники мастер-класса, предварительно поупражнявшись в написании букв кистью на бумаге, создали под руководством Ц.-О. Дорждэрэм каллиграфические надписи с монгольским словом «удача». В заключение мастер-класса Ц.-О. Дорждэрэм продемонстрировала приёмы письма на ткани и стекле.

Заседание прошло в тёплой, непринуждённой и заинтересованной атмосфере. В семинаре приняло участие 30 человек: двое докладчиков и 28 слушателей (19 из ИВР РАН, 2 из СПбГУ, 2 из НИУ ВШЭ, 2 из Музея-квартиры П. К. Козлова, 1 из БАН и 2 независимых исследователя). В числе участников было много студентов и аспирантов. Доклады и последующий мастер-класс вызвали большой интерес аудитории и многочисленные вопросы, на которые М. П. Петрова и Ц.-О. Дорждэрэм дали исчерпывающие ответы.

М. П. Петрова
Ю. В. Болтач

Фотографии Н.В. Захаровой

 

Последнее обновление ( 29.05.2023 )
« Пред.   След. »

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10956
Монографий1589
Статей9109
b_cpe_xxxii_2005.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type