Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
  Версия для печати

Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти / Ислам. Религия, общество, государство. Сборник статей. Отв. редакторы П.А. Грязневич и С.М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1984, 204-212.


Нынешние события в Иране, потрясшие эту страну и поразившие мир, вызвали небывалый интерес к шиитскому исламу — религиозно-политической идеологии иранской революции. При всей специфике этой идеологии, обусловленной историко-культурными и национальными факторами, корни основных ее догматов восходят к раннешиитскому исламу. Современные идеологи шиитского ислама в Иране, в том числе и аятолла Хомейни, в своих проповедях и сочинениях постоянно ссылаются на основополагающие труды средневековых шиитских авторитетов. Поэтому изучение исходных идей раннешиитского ислама, путей их формирования и развития имеет первостепенное значение для правильного понимания и истолкования современных форм шиитской идеологии.

Проблема власти была и остается центральной проблемой теории и практики ислама. Именно проблема власти привела мусульманскую общину, а затем и весь мусульманский мир к расколу на суннитов и шиитов. Различие в истолковании природы власти оформилось со временем в две принципиально различные доктрины верховной власти.

Одним из основополагающих догматов шиитского ислама стало учение об имамате — верховной власти в мусульманском государстве. Термин имамат происходит от арабского глагола амма — «стоять впереди», «руководить чем-либо». Еще в доисламской Аравии имамом называли человека, «стоящего впереди» (например, проводника каравана верблюдов) или «руководящего каким-либо делом». С утверждением ислама слово имам приобрело более конкретное значение: «предстоятель на молитве», «духовный руководитель», и в этом значении оно употреблено в Коране. В первые годы ислама функции имама выполнял сам Мухаммад, а после его смерти — халифы. И поскольку халиф был не только предстоятелем на молитве, но одновременно и главой государства со всеми вытекающими отсюда полномочиями, то халиф-имам практически являлся единственным законодателем и высшим духовным авторитетом, верховным носителем духовной и светской власти. Отсюда функции имама — имамат — определяются как верховное руководство мусульманской общиной-государством...

PDF-файлы

Полный текст статьи

Ключевые слова


‘Али ибн Аби Талиб
Аллах
власть верховная
ал-гайба ал-кабира
ал-гайба ас-сагира
догматика
имам «скрытый»
имамат
имамиты
ислам
Ислам. Сборник статей
махди
Мухаммад
обожествление имамов
«правление исламское»
право
«свет божественный»
сунниты
шииты

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций9747
Монографий1504
Статей8073
Случайная новость: Объявления
25 сентября 2019 г. в ИВР РАН пройдет конференция «Дальний Восток: традиции и современность». Предлагаем вашему вниманию программу Конференции.
Подробнее...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type