22 марта 2023 г. в ИВР РАН состоялась Четырнадцатая научно-практическая конференция отделов Центральной и Южной Азии и Дальнего Востока ИВР РАН «Путешествия на Восток-2022». Отрадно, что востоковеды по-прежнему совершают поездки в страны Востока, привозят фотоматериалы и впечатления и делятся ими со своими коллегами. Уже четырнадцатый год коллеги рассказывают об увиденных странах и поездках в новые места, совершенные только в течение предыдущего года. В этом году темой конференции были путешествия 2022 года. Конференция проходила в Зеленом зале Института восточных рукописей РАН (Ново-Михайловского дворца. Дворцовая наб, 18). На двух заседаниях было заслушано 10 докладов. Присутствовало 40 человек. На утреннем заседании, которое вела к. и. н., зам. директора по науке Т.А. Пан, были представлены следующие доклады: Р.Ю. Почекаев (ВШЭ) «Путешествие в Золотую Орду – 2 (поездка в Астрахань в июле 2022 г.)», Д.С. Анофриева (ИВР РАН) «Наследие чжурчжэней в Уссурийске», В.В. Щепкин (ИВР РАН) «Коллекция японских предметов и старых книг в Музее Г.И. Шелехова», А.О. Победоносцева-Кая (СПбГУ) «Северный Кавказ (Дагестан и Ингушетия)». После перерыва на дневном заседании, председателем которого была д. филол. н. И. В. Кульганек, прозвучали следующие доклады: Ю. И. Елихина (Гос. Эрмитаж) «Монастыри Сиккима», С. Л. Бурмистров (ИВР РАН) «Рамаитский ашрам Галта в Джайпуре», Р. Н. Крапивина «Путешествие в Непал – путь к знанию», М.М. Юнусов (ИВР РАН) «Столица Катара: прогулка в тени небоскребов», И. В. Герасимов (СПбГУ) «Сирия 2022: 36 лет спустя» и «Эр-Рияд: саудовские зарисовки». В середине июля 2022 г. Р.Ю. Почекаев совершил поездку в Астрахань. Он получил возможность увидеть памятники нескольких этапов развития города. Первый, «золотоордынский», этап был представлен развалинами столицы Улуса Джучи — Сарая-Бату у современного села Селитренное. Поскольку раскопки этого средневекового города ведутся поэтапно, и те части города, которые в данный момент не изучаются археологами, консервируются, то строительные материалы золотоордынского периода сохранились в прекрасном состоянии. В этом убеждает и тот факт, что современные жители Селитренного используют кирпичи золотоордынского времени для строительства в собственных нуждах. Р. Ю. Почекаев посетил также расположенный неподалеку от Селитренного туристический центр «Сарай-Бату», некогда возведенный в качестве декораций для съемок фильма «Орда». Путешественнику нетрудно было увидеть, что никакого отношения к историческим реалиям этот «город» не имеет, поскольку никаких стен в золотоордынских городах не было, да и внутренний его облик больше напоминает среднеазиатскую, а не поволжскую городскую планировку. Докладчик заметил, что столица золотоардынского ханства XV-XVI вв., на сегодня, увы, не сохранилась ни в каком виде. Второй этап истории этого города, представленный сохранившейся архитектурой, — это период «Астраханского царства» (XVI — начало XVIII в.). Главный памятник этого периода — Астраханский кремль, самая старая башня которого датируется 1586 г. Кроме того, роль Астрахани как важного торгового и пограничного центра нашла отражение в сохранении рыночной (Татар-Базар, Большие Исады) и посольской (старинное здание персидского консульства) инфраструктуры. А тот факт, что город изначально был многонациональным и поликонфессиональным, подтверждается сохранением исторических слобод, в которых компактно проживало и до сих пор проживает татарское, иное мусульманское, армянское, немецкое население и др., причем для представителей каждой религии имеются собственные храмы — мусульманские мечети, христианские церкви, синагога и т.д. Своеобразным отражением буддийского влияния в Астраханской области (после прихода калмыков, что можно считать третьим этапом) стало появление уже в XVIII в. обширных «лотосовых полей» в дельте Волги. Эти цветы, несмотря на свою красоту и недолговечность, весьма агрессивно осваивают гидросферу, вступая в конфликт с другими представителями местной флоры и фауны. Поскольку их запрещено срывать, уничтожать и пр., местные экологи бьют тревогу по поводу того, что лотосовые заросли блокируют пути миграции обитателей Волги, и это может привести даже к вымиранию отдельных видов живых существо. В заключение своего сообщения докладчик отметил, что Астрахань, являясь современным, развитым городом, вместе с тем, может рассматриваться и как исторический памятник, музей под открытым небом, в котором нашли отражение различные этапы истории нашего государства и его связей с Востоком.
Сарай-Бату – исторический вид, т.е. «правильный»…
… и туристический вид, т.е. «неправильный»
Кремль – памятник Астраханского царства
Лотосовые поля навевают буддийское настроение Д.С. Анофриева в докладе «Наследие чжурчжэней в Уссурийске» рассказала о своей поездке на Дальний Восток в декабре 2022 года в район, где сохранились следы чжурчжэньской культуры. В начале рассказа докладчица предложила небольшой экскурс в историю края и территорий, которые присоединились к России в 1860 г. Показ фотографий чжурчжэньской черепахи, памятника культуры XII в, сопровождался цитированием выдержек из дневников исследователей, занимавшихся изучением городищ, оставшихся от ранее существовавших империй и государств на этой территории. Ниже предлагаются три фотографии чжуржэньской черепахи, находящейся в Уссурийске.
В. В. Щепкин в докладе «Коллекция японских предметов и старых книг в Музее Г. И. Шелехова» рассказал о японских книгах и предметах материальной культуры, хранящихся в Музее Г. И. Шелехова, в котором он побывал в январе 2022 года. Город Шелехов Иркутской области, где находится музей, имеет давние побратимские связи с японским городом Номи префектуры Исикава. Григорий Иванович Шелехов (1747–1795), сибирский купец, именем которого назван город, известен как основатель первых поселений в Русской Америке и спонсор первых экспедиций по установлению отношений с Японией. Вероятно, именно эти «судьбы связующие нити» предопределили покупку попечителями музея японских вещей и книг XVIII–XIX вв., составивших замечательное собрание, в настоящее время одно из самых представительных за Уралом. Докладчик рассказал об истории города, его связях с Японией и музеем, показал основные жемчужины коллекции предметов японской культуры и книг.
Японские книги из коллекции Музея Г. И. Шелехова
Одна из японских витрин Музея Г. И. Шелехова
Часть экспозиции предметов японской культуры в Музее Г. И. Шелехова А. О. Победоносцева-Кая (СПбГУ) посвятила свой доклад «Северный Кавказ: Дагестан и Ингушетия» путешествиям в 2021 и 2022 гг. Кавказ – один из самых многонациональных и многоязычных регионов мира. С одной стороны, Кавказ является общим историко-культурным пространством, а с другой, представляет сокровищницу самых разнообразных традиций. В докладе на примере многоэтнического Дагестана и практически моноэтнической Ингушетии была представлена картина распространения ислама и различных верований в регионе. Докладчик обратила внимание на различие исторического пути данных республик и особенностям их межкультурного взаимодействия. Рассказ сопровождался демонстрацией характерных для региона предметов быта. Фотографии:
Цитадель Нарын-кала, Дербент, Дагестан Средневековый комплекс оборонно-сторожевых ингушских башен Вовнушки, Ингушетия. Ю. И. Елихина рассказала в своем посещении Сиккима – 22-ого штата Индии. Она отметила, что одна треть его населения исповедуют буддизм, две трети – индуизм. Показ фотоматериала докладчик предварила кратким знакомством присутствующих с историей распространения буддизма в Сиккиме, который, согласно легендам, связан с именем Падмасамбхавы, мага-мистика, жившего в VIII в. Этот тантрист посетил Сикким, усмирил духа горы Канченджанга, обратив его в главное местное божество-хранителя. Докладчик представила большое количество фотографий знаковых буддийских мест Сиккима: гор, монастырей, храмов. Так, монастырь Ташидинг (1642 г.), является главным монастырем, «сердцем Сиккима». Он был основан Пунцоком Ригзингом, последователем школы ньингмапа, одним из трех учителей, провозгласившим правящую династию Намгьялов (1642-1975) в Сиккиме. Согласно буддийскому определению Сикким называется в тибетских текстах Беюл (тиб. sbas yul), т.е. «Скрытая святая страна». В монастыре Ташидинг начинался введенный при правителе Чагдор Намгьяле (1686-1716) праздник цам, который далее проходил во всех монастырях школы ньингма. В это же время началось поклонение божеству горы Канченджанга. Гора Канченджанга почитается в Сиккиме как священное место, так как было время, когда она являлась центром Сиккима. Название этой горы означает «Пять сокровищ великих снегов» и связано с ее формой – она представляет собой горный массив, состоящий из пяти вершин. В Сиккиме имеются монастыри школ гелугпа, сакьяпа и традиции бон. Монастыри Дубди, Пемаянгце, Санга Чойлинг относятся к школе ньингмапа. Один из самых известных монастырей – Румтек, относится в школе карма-кагью. В настоящее время построены храмы, на крышах которых восседают огромные скульптуры Будды, Падмасамбхавы и Авалокитешвары.
Храм Авалокитешвары в Пеллинге
Монастырь Санга Чойлинг
гора Канченджанга
Храм Будды на горе Равангла в Татхагата парке
Бхавачакра — изображение шести миров, роспись при входе в храм в монастыре Хангри Доклад С. Л. Бурмистрова был посвящен истории рамаитского ашрама Галта в Джайпуре (штат Раджастхан, Индия). Ашрам (храмовый комплекс) Галта был основан Савай Джай Сингхом II (1688–1743), правителем раджпутского княжества Дхундхар (с 1699 г.) в начале XVIII в. Строительством руководил архитектор Рао Крипарам. Само место считалось святым еще с XVI в., когда там жил рамаитский святой Кришнадас Пайо Хари. В настоящее время основные храмы Галты – это Шри Галва Питха и Шри Гопалджи, посвященные Раме, Сите и Лакшмане. Другие важные храмы комплекса – это храмы Рамануджи и Ханумана.
Храм Шивы Дундхар на карте Раджастхана
Савай Джай Сингх II Интерес вызвал также доклад Р. Н. Крапивиной «Путешествие в Непал как путь к знанию». Докладчик отметила, что тибетолог в Непале встречается с живым буддизмом, с богатыми монастырскими библиотеками и центрами по изучению языков и текстов. В качестве прекрасного дополнения к неизгладимому впечатлению от яркой и самобытной страны служит чудесный климат долины Катманду и гостеприимство жителей страны. Р. Н. Крапивина представила фотографии, наглядно показывающие каждодневную и праздничную жизнь жителей Непала, вид городов, этнографию местного населения. Обратила внимание собравшихся, что она, пребывая в стране в качестве путешественника, оставалась заинтересованной исключительно в поддержании и развитии своей профессии.
Ступа Будды Шакьямуни; Катманду, район Боднатх Вид из окна монастыря школы тибетского буддизма Дригун Кагью, окрестности Катманду
Падмасамбхава, основатель школы тибетского буддизма Ньинма; «Парк Падмасамбхавы», Катманду, район Боднатх М. М. Юнусов в докладе «Столица Катара: прогулка в тени небоскребов» рассказал о своем посещении Катара и впечатлениях от столицы этого молодого арабского государства на самом краю Аравийского полуострова. Доха («Морская бухта»), основанная в 1850 г., стала столицей независимого Катара лишь в 1971 г. За последние годы столица изменила свой облик до неузнаваемости. На месте некогда рыбацкого поселка с малоэтажной застройкой и узкими улочками вырос ультрасовременный мегаполис с устремленными к небу небоскребами удивительной архитектуры, причудливо сочетающей в себе футуристические фантазии их создателей и многовековые арабские элементы орнамента. Доха по праву считается одним из центров культуры и информационных технологий стран Персидского залива, местом притяжения многих мировых спортивных форумов, крупнейшим региональным транспортным авиаузлом. Докладчик сопроводил свой рассказ о стране и ее столице фотографиями, сделанными им в Дохе в августе 2022 г.
Небоскребы Дохи — выше полета птиц Торговый центр «Carrefour» — для покупок, отдыха и даже катания на коньках
«Спальный район» Дохи Катарская «Венеция» В течение 2022 г. И.В. Герасимову (СПбГУ) дважды удалось посетить Сирию. В стране произошли большие изменения по сравнению с периодом 1985г., когда он попал в нее впервые, будучи на годичной стажировке. Прежде всего, в глаза бросается то, что произведена полная нумерация домов и есть таблички с названиями улиц. Это значительно облегчает ознакомление с Дамаском – древним и красивым городом. Не стало Международной выставки в Дамаске, вместо этого на ее бывшей территории проводятся временные мероприятия и ярмарки. Город остается почти без света из-за перебоев с подачей электроэнергии, существуют проблемы с обеспечением бензином, отсутствием печатных изданий, но местные жители надеются на преходящий характер проблем подобного рода. В городе работают музеи, библиотеки, открыты двери университетов и молодежь продолжает учиться, надеясь на перемены к лучшему. Все это вселяет оптимизм, что сирийский народ при большой поддержке нашей страны преодолеет все трудности.
Мечеть Омейядов в Дамаске. Утро Разрушения в Хомсе
Театр в Босре Центр Дамаска. Штормовой ветер В прошлом году И.В. Герасимову удалось побывать и в Саудовской Аравии, однако посещение этой страны ограничилось столицей – Эр-Риядом. Город имеет ярко выраженный административно-деловой центр, сформирован прямыми широкими улицами и расположенными вдоль них многоэтажными гостиницами, бизнес-центрами, сетевыми магазинами, учебными заведениями, административными зданиями. Это – район небоскребов. Один из них «Бурдж ал-мамлака» является центром притяжения туристов и местных жителей. В нем имеются смотровая площадка, рестораны, обсерватория и даже мечеть. Наиболее интересным с точки зрения истории этой страны является старинный форт Масмак. Внутри обновленной четырехугольной крепости в настоящее время расположен музей, рассказывающий об истории королевства и правящей династии. Вокруг него множество лавочек, среди владельцев которых – пакистанцы, индийцы, сирийцы. Другим, значимым для истории королевства местом, является ад-Дирийа – небольшое селение в окрестностях разросшейся столицы. Когда-то оно было важным политическим и военным населенным пунктом. В настоящее время там ведутся реставрационные работы, превращающие селение в туристический и деловой кластер. Дух прошлого постепенно покидает этот яркий район. Особый интерес в Саудовской Аравии для любого востоковеда представляют книжные магазины и библиотеки. В городе всегда открыты двери библиотеки имени короля Фахда. В ней удобно работать и легко знакомиться с каталогами. Книжные магазины представлены сетью «Джарир». В магазинах много развлекательной и учебной литературы по экономике, технологиям, торговле на арабском и английском языках. Научно-исторической литературы значительно меньше. Настоящим «книжным раем» является магазин под названием «Мактаба турасийа» («Библиотека культурного наследия»). Здесь представлена литература местных и зарубежных издательств и палитра возможных научных книг здесь значительно шире. Жители КСА (Королевства Саудовской Аравии) с большим вниманием следят за ситуацией в мире и очень доброжелательны в отношении России.
ад-Дирийа - историческое селение в окрестностях столицы Саудовской Аравии
Форт Масмак
Эр-Рияд вечером. Вид на Бурдж ал-мамлака Все представленные доклады вызвали как всегда живой интерес и отклик у присутствующих: задавались уточняющие вопросы, высказывались мнения и пожелания докладчикам. Научная общественность ознакомилась с предпринятыми в 2022 г. поездками ученых-востоковедов в страны Востока, узнала о современном положении в этих странах и культурных памятниках, которые удалось посетить докладчикам. Значение конференции продолжает оставаться значительным. Она знакомит востоковедов с новыми местами, не известными им ранее, дает дополнительный импульс для собственных путешествий, продолжает быть площадкой для обсуждения вопросов культуры народов Востока и мира. Проводимая Институтом восточных рукописей РАН регулярная конференция «Путешествия на Восток» убедительно подтверждает, что человек из путешествия возвращается уже не тем, кем он был до поездки: во время путешествий происходит своеобразная перезагрузка человеческого сознания, путешествия дают вдохновение, и самое главное, – во время путешествия, человек учится. Путешествуйте, дорогие коллеги! д.и.н. И.В. Кульганек
к.и.н. Т.А. Пан Фотоотчет Н.В. Захаровой о конференции
|