|  | 
				
					| 
    
	|  |   |  
	|   | 
          Mongolica. Том XXV, 2022, №4. Посвящается 150-летию со дня рождения российско-польского монголоведа Владислава Людвиговича Котвича (1872–1944) / Главный редактор И. В. Кульганек. Секретарь Д. А. Носов, помощник секретаря М. А. Козинцев. СПб., 2022. 71 с. ISSN 2311-5939.
           СОДЕРЖАНИЕ
 
 Вл. Л. Котвич (1872–1944) — российский Ученый и Учитель (И. В. Кульганек)— 5
 
 ЛИНГВИСТИКА
 
 Мөнхбатын Очирцэнд. Дархад аман аялгууны эгшиг авиалбарын тогтолцоо (Система гласных фонем дархатского диалекта) — 11
 Диалектология является предметом систематического знания родного языка, а также играет важную роль в формировании основных диалектов литературных языков. В настоящее время существует несколько областей исследований для изучения местных диалектов в соответствии с социолингвистикой, этнологией и региональной лингвистикой. В настоящее время дархаты представляют собой в этническом плане три
крупные группы населения. В XIII в произошло смешение кочевых тувинцев с лесными жителями, позже их потомки смешались с хотогойтами и некоторыми ойратами. Это обстоятельство дает возможность использовать языковые особенности и лексику дархатов при изучении средне-и-древнемонгольского языка. По словам носителей дархатского диалекта, дархаты сомонов Улан-Уул и Ренчинлхумбе узнают друг друга по особенностям речи. Присутствуют некоторыве различия также в отраслевых диалектах.
 Ключевые слова: бинарный принцип, локальный говор или диалект, дархатский говор, гласные фонемы
 
 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ТЕКСТОЛОГИЯ
 
 Чулууны Заяасурэн. Гэрийн ерѳѳлийн бичмэл судруудын уран сайхны онцлог (Художественные особенности сутры благопожеланий дому) — 21
 
 Дашнямын Мѳнх-Отгон. О происхождении и значении имени Джангар — 28
 Известный монгольский деятель буддизма, просветитель, художник, драматург и филолог XIX в., Д. Равджаа (монг. Дулдуйтын Лувсан Данзанравжаа, 1803–1856), считающийся Пятым перерожденцем гобийского нойона-хутухты, оставил литературное наследие на монгольском и тибетском языках. Ряд произведений представлен одновременно на двух языках. К числу таких произведений относится стихотворное сочинение дидактического характера «Бумажная птица, объясняющая законы времени» (монг. «Цагийн жамыг тодруулагч Цаасан шувуу»). Наличие большого количества списков «Бумажной птицы» на монгольском и тибетском языках, а также на монгольском языке в записи тибетским письмом говорит о широкой популярности сочинения в монгольской среде. Автор статьи впервые знакомит научную общественность с неизвестным тибетским вариантом «Бумажной птицы», сопоставляет его с опубликованными ранее монгольскими вариантами и высказывает гипотезу о том, что тибетский текст был написан самим Д. Равджой, а не переведен кем-то в более позднее время.
 Ключевые слова: Дидактическая литература, монгольская поэзия, тибетоязычная, Лувсандандзан Равджа, «Бумажная птица»
 
 ФОЛЬКЛОР И ЭТНОГРАФИЯ
 
 Г. А. Дорджиева, С. В. Подрезова. Ранние записи калмыцкой музыки в Фонограммархиве Пушкинского Дома: экспедиция А.В. Бурдукова и Ф.Н. Гоухберг 1939 года — 37
 Статья посвящена малоизвестной коллекции фонографических записей, собранных в 1939 г. А. В. Бурдуковым и Ф. Н. Гоухберг. В ходе полевой работы было сделано 103 записи, в том числе 70 песен и 33 инструментальных наигрыша, в Троицком, Черноземельском, Улан-Хольском, Приволжском улусах Калмыцкой АССР и в Калмыцком районе Ростовской области, а также от участников Олимпиады народного творчества
в Элисте. Исследователями были зафиксированы важнейшие жанры и формы песенного и инструментального фольклора. Уникальными оказались записи наигрышей на скрипке и хулсн бишкюр — камышовом духовом инструменте. Материалы коллекции являются не только исключительно важным источником для изучения основных типов и форм калмыцкой музыки, но открывают возможности для восстановления
репертуара калмыцких инструментов. В научной биографии выдающегося монголоведа А. В. Бурдукова экспедиция 1939 г. оказалась завершающей, подытожившей многолетние наблюдения над фольклором западных монголов и калмыков. Значительный интерес представляют его рукописные материалы, в которых дается историческая оценка значения калмыцкой музыки, рассматриваются ее стилевые характеристики. Запись на фонограф и последующую работу c нотацией осуществляла музыковед Ф. Н. Гоухберг. Восстановление сведений о ней потребовало специальных архивных разысканий, результаты которых представлены
в приложении к основному тексту статьи.
 Ключевые слова: этномузыкология, полевые записи, хулсн бишкюр
 
 НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
 
 М. В. Федорова. Выставка «Народы Великой степи: буряты, калмыки» в Российском этнографическом музее — 50
 
 О. В. Жербанова. «Времен связующая нить»: выставки живописи, графики и каллиграфии. Санкт-Петербург. 12–30 июня 2022 г. — 57
 
 Н. В. Ямпольская. Рец. на: Инедиты калмыцкого фольклора из архива И. И. Попова: несказочная проза и малые жанры / сост., перевод Б. Б. Горяева, С. В. Мирзаева, Д. В. Убушиева. — Элиста: КалмНЦ РАН, 2021 — 63
 
 И. В. Кульганек. Новые книги по монголоведению — 68
 
 
 Полный текст выпуска PDF-файлы
 
 
 Ключевые слова Котвич, Владислав Людвигович
 
 |  |  | 
	| 
							
					| Случайная новость: Объявления |  
				| 
				
			| В Отдел Дальнего Востока ИВР РАН поступила для обсуждения диссертация Клементьевой Татьяны Владимировны на тему «Сочинение “Фэн су тун и” (конец 2 – начало 3 в.) в истории энциклопедической традиции Китая». |  
					| Подробнее... |  |  
 |  |  |