Benická J. Chan Buddhism and Huayan: Yongjue Yuanxian (1578-1657) on the Five Positions” (wu wei) Theory of Dongshan Liangjie // Письменные памятники Востока, 2(9), 2008. С. 243—255.
Чань и хуаянь являются двумя важнейшими школами китайского буддизма, возникшими как синкретические учения, уходящие своими корнями в китайскую философскую традицию. Принято считать, что хуаянь является самой умозрительной (теоретической) системой китайского буддизма, в то время как чань традиционно представляется как «вне-интеллектуальная» практика, свободная от систематических теоретических размышлений. В основе статьи лежат философские тексты, приписываемые учителям школы чань и относящиеся к различным уровням восприятия действительности. Анализ этих текстов показывает, что обе школы, чань и хуаянь, значительно ближе друг к другу по своим теоретическим положениям, чем это обычно представлялось.
13–14 ноября 2024 г. в ИВР РАН состоятся XIII петербургские тибетологические чтения, посвящённые 300-летию Российской академии наук. Предлагаем вашему вниманию программу.