Исследования буддизма в ИВР РАН (Азиатском Музее) ::
Personalia :: Bibliotheca Buddhica ::  Труды ::
Искусство тибетско-монгольского буддизма в ИВР РАН ::

История буддологии в ИВР РАН (Азиатском Музее)

Отечественная буддология имеет хорошую теоретическую основу, заложенную академиком Ф.И.Щербатским и его школой. Однако в конце 30-х гг. преемственность в исследовании памятников буддийской культуры была прервана. В 1965 г. силами специалистов ЛО ИВ АН СССР (ныне ИВР РАН) был подготовлен доклад Отделению истории АН СССР, в котором утверждалась необходимость развертывания планомерного изучения буддизма. На сегодняшний день Санкт-Петербургская (Ленинградская) школа в буддологии, чья теоретико-методологическая база неразрывно связана с именем академика Ф.И. Щербатского и его ученика О.О. Розенберга, представляет собой самостоятельное направление в исследовании традиционных идеологий.

Изучение буддийских рукописей из коллекции ИВР РАН, привезенных еше в Азиатский Музей Российской академии Наук из Восточного Туркестана, Дуньхуана и Хара-Хото в конце XIX – начале ХХ вв. русскими экспедициями С.Ф. Ольденбуга, М.М.Березовского,. П.К.Козлова, П.И.Лаврова, С.Е.Малова и др., неразрывно связано с научной деятельностью Маргариты Иосифовны Воробьевой-Десятовской (род. в 1933 г.). В 1956 г. она поступила на работу в Ленинградское отделение Института востоковедения Академии Наук СССР. В сентябре 1966 г. защитила диссертацию на степень кандидата филологических наук по тибетской грамматике. Работала старшим научным сотрудником сначала в тибетском фонде, а затем в Секторе Южной и Юго-Восточной Азии. С 1982 по март 2005 г. руководила работой Рукописного отдела Санкт-Петербургского Филиала Института востоковедения РАН. В 1989 г. защитила диссертацию на степень доктора исторических наук.

Современный период исследовательской работы в рамках Санкт-Петербургской школы буддологии ведет свой отсчет с 1969 г. и связан с именем В.И. Рудого, применившего принцип трансрегионального подхода к исследованию становления буддизма на материале китайских текстов, эффективность которого была продемонстрирована еще О.О. Розенбергом в работе «Проблемы буддийской философии» (1918). В рамках такого подхода к исследованию процесса становления буддизма эталонной формой выступает индобуддийская традиция, с которой должны быть сопоставлены региональные буддийские традиции в Китае и Тибете. Поэтому с 70-х гг. XX в. и по настоящее время ведется изучение уникального по полноте представления основной буддийской терминологии памятника – «Энциклопедии Абхидхармы» Васубандху (V в. н.э.).

Принципы, сформулированные в трудах академика Ф.И. Щербатского, получили новый импульс в работах В.И. Рудого и. Е.П. Островской, пришедшей в ЛО ИВ АН СССР в 1980 г. Исследования буддийского традиционного письменного наследия ведется с учетом современных достижений гуманитарного знания. В.И. Рудой и Е.П. Островская на примере трактата «Энциклопедия Абхидхармы» применили метод структурно-герменевтического анализа, основанный на принципе ценностно-смысловой целостности трех уровней функционирования буддийской традиции – религиозной доктрины, психотехнической практики (совокупности традиционных технологий психосоматической регуляции сознания, направленных на полную нейтрализацию аффективного аспекта психики) и философского дискурса.

С 1986 г. В.И. Рудой возглавил межсекторальную Буддологическую группу, куда в разное время входили специалисты различных направлений (В.И. Рудой, Е.П. Островская, Т.В. Ермакова, Е.А. Торчинов, М.Е. Ермаков, М.Е. Кравцова). Активно используемые группой принципы выявления закономерностей становления буддийской религиозно-идеологической традиции в Индии, Китае и Центральной Азии способствовали подключению к работе специалистов, не входивших в Буддологическую группу, и одновременно открыли возможность постановки общей проблемы – реконструкции религиозно-идеологического процесса в странах буддийского ареала в период древности и средневековья.

Буддологической группой ЛО ИВ АН СССР – СПбФ ИВ РАН велась систематическая разработка ряда стандартизированных методик по интерпретации буддийской технической терминологии (санскритские, тибетские и китайские соответствия). Наличие подобных методик позволяет ускорить анализ первичной информации, извлекаемой из материала письменных памятников. Эта работа ранее проводилась индивидуально заведующим группой – В.И. Рудым; результаты прошли успешную апробацию (см.: В.И. Рудой. «Некоторые вопросы структуры и терминологии Абхидхармы». 1980. Канд. дисс.).

C 1990 г. тогда еще в ЛО ИВ АН СССР начала свою работу Т.В. Ермакова, сначала как работник архива института, а затем – как сотрудник Буддологической группы. Исследуя вместе с коллегами классическое философское наследие индобуддийской традиции на примере трактата Васубандху «Энциклопедия Абхидхармы», Т.В. Ермакова также занимается изучением истории отечественной буддологии. Ей удалось разработать аналитическую реконструкцию этапов становления отечественной буддологии как отрасли научного религиоведения. Кроме того, Т.В. Ермаковой выявлены историко-культурные факторы, повлиявшие на процесс становления предмета, объекта и конкретных научных методов отечественной буддологии; установлены основные этапы развития отечественной буддологии в зависимости от стадий формирования ее предмета и конкретных научных методов изучения буддийской духовной традиции; дана аналитическая оценка вклада отечественных ученых в исследование буддийского религиозного мировоззрения – живой религиозной традиции и религиозно-философских школ древности и раннего средневековья.

В 1984 г. из Музея истории религии и атеизма перешел на работу в ЛО ИВ АН Евгений Алексеевич Торчинов (1956–2003). До своего перехода в 1994 г. в Санкт-Петербургский университет Е.А. Торчинов работал над китайскими переводами махаянских сутр Праджняпарамиты и проблемами даосско-буддийского взаимодействия, а позднее обратился к изучению дальневосточной буддийской традиции и общебуддологических проблем.

Михаил Евгеньевич Ермаков (1947–2005) сразу после окончания Восточного факультета ЛГУ в 1974 г. работал над переводом сочинения Хуэй-цзяо «Гао сэн чжуань» («Жизнеописание достойных монахов»). В 1991 г. он опубликовал перевод I-го тома сочинения Хуэй-цзяо. Следующий том сочинения «Жизнеописания достойных монахов» был опубликован в 2005 г. Объектом исследования М.Е. Ермакова были также китайские буддийские сочинения первых веков нашей эры («Предания об услышанных мольбах»; «Вести из потустороннего мира»; «Достопамятные происшествия»; «Загробное воздаяние»), которые были опубликованы в переводе, со вступительной статьей и с комментариями М.Е. Ермакова в 1998 г.

Марина Евгеньевна Кравцова (род. в 1953 г.) в 1975 г. закончила Восточный факультет ЛГУ. Около 30 лет (с сентября 1975 по сентябрь 2003 г.) проработала в СПб Филиале Института востоковедения РАН – до начала 90-х гг. − ЛО ИВ АН СССР, – с 1996 г. − в статусе ведущего научного сотрудника. Предметом ее буддологических исследований было изучение буддийских представлений о царской власти на материале китайских канонических сутр.

В 1992 г. Буддологическая группа стала самостоятельным структурным подразделением в составе СПбФ ИВ РАН. На базе Буддологической группы СПбФ ИВ РАН в рамках комплексной исследовательской программы «Становление буддийской религиозно-идеологической традиции в Индии, Китае и Центральной Азии» под руководством В.И. Рудого был реализован проект «Категории буддийской культуры».

Концептуальная база проекта была разработана В.И. Рудым и Е.П. Островской. Прежде всего, было сформулировано методологическое культурологическое обоснование реконструкции системы категорий буддийской культуры на основе текста «Энциклопедии Абхидхармы» Васубандху. В рамках данного проекта антропологическое измерение буддийской культуры было представлено Т.В. Ермаковой, а М.Е. Ермаков провел анализ категориальной структуры буддийской народной культуры в Китае IV–VI вв. Исследование концепции верховной власти в системе категорий буддийской культуры на материале китайских канонических текстов велось в рамках проекта М.Е. Кравцовой, однако работа не была завершена, а ее результаты позднее были опубликованы в хрестоматии «Религии Китая».

Сотрудники Буддологической группы ЛО ИВ АН СССР – СПбФ ИВ РАН, возрождая традиции школы академика Ф.И. Щербатского, придерживались позиций, выработанных отечественной буддологической школой относительно ключевой роли именно философских текстов для адекватного понимания и истолкования буддизма как мировоззренческой системы. Разработанная отечественной буддологической школой исследовательская установка на приоритетную роль буддийских философских трактатов до сих пор считается непревзойденным достижением мировой научной буддологии. Буддологическая группа в соответствии с профилем ЛО ИВ АН СССР – СПбФ ИВ РАН работала исключительно на материале письменных памятников буддийской культуры.

В 2002 г. после окончания аспирантуры в Буддологическую группу приходит С.Х. Шомахмадов, избравший темой своих научных изысканий буддийские социально-политические воззрения. 30 июня 2004 г. он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Концепция царской власти в буддийских канонических и постканонических источниках». Сфера научных интересов С.Х. Шомахмадова: структура буддийского канона, буддийские теории имперской власти, модельные биографии буддийских царей и учителей.

В 2003 г. Буддологическая группа перестала быть самостоятельным подразделением и была включена в состав Сектора Южной и Юго-Восточной Азии.

В настоящее время буддологами ИВР РАН ведется работа над проектом «Культурные модели буддийской повседневности в письменных памятниках раннесредневековой Индии». Исследование направлено на выявление типологических структур повседневности — типичных мотивов, ситуаций и стратегий деятельности буддистов-мирян, моделей монашеских религиозных практик и модельных биографий буддийских учителей.

к.и.н. С.Х. Шомахмадов

Примечание: данный очерк доведен до 2009 г., в настоящее время готовится его обновленный вариант.