Latest news
Most popular
Main menu
News
History
Structure
Personalia
Events
Manuscripts
Publications
IOM Journals
PhD Program
Videos (rus)
Buy books (rus)
Library (rus)
IOM (rus)
What's most interesting for you?

  Print

Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. Ответственный редактор К.Б.Старкова. — СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. — 384 с.


В монографии на основе анализа кумранских рукописей, содержащих намеки на исторические события, представлена оригинальная реконструкция истории Кумранской общины (ессейской конгрегации, проживавшей в местности Хирбет-Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря во II в. до н.э. — I в. н. э.), проливающая, в частности, новый свет на зарождение и становление иудейских религиозно-политических сект ессеев, фарисеев и саддукеев. В работе предлагается также новая концепция эволюции мессианско-эсхатологических представлений кумранитов, выявляются особенности их воззрений на бессмертие души и воскресение тел в Конце дней и доктрины о предопределении, рассматриваются дуалистические и гностические элементы учения данной конгрегации. Особое внимание автор уделяет исследованию истории возникновения и развития кумранской идеи о божественном происхождении Мессии.

Русскоязычный читатель впервые получит возможность ознакомиться с рядом опубликованных в последние годы рукописей Мертвого моря, в том числе, с арамейскими фрагментами Завещания Левия (II в. до н.э.), где упоминается о распятии жреческого Мессии-Раба Господа, и книги Псевдо-Даниила (втор. пол. II — пер. пол. I вв. до н.э.), в которой Мессия изображен в качестве «Сына Бога». По мнению автора книги, члены Кумранской конгрегации, по-видимому, отождествляли с Мессией харизматического лидера — Учителя праведности, распятого в Иерусалиме около 137/136 гг. до н. э.

Издание рассчитано на историков, теологов и филологов, специалистов по истории культур древних обществ, а также на всех интересующихся историей религии.

Предисловие

Книга И.Р.Тантлевского «История и идеология Кумранской общины» открывает совершенно новую страницу в кумранистике. Исследование охватывает весь срок существования Кумранской общины, а это почти три века — обычный срок для структур, опирающихся на первоначальный волевой импульс личности, их создавшей. Авторитет такой личности создает опору для этических норм, издавна присущих данному сообществу. (Кумраниты и отошлют нас к допотопным временам, к чину Мелхиседека, непорочно зачатого женой брата Ноя, к эпохе Синайского Откровения и формирования Моисеем заповедей, благодаря которым и в Вавилонском плену народ не растворился, но окреп в своих убеждениях и вернулся на родину.) Колоссальное преимущество предлагаемой книги состоит в том, что автору удалось превозмочь соблазн растворения своих сюжетов в серии надличностных общих мест; он сконцентрировал свое внимание на конкретных исторических событиях и сумел выстроить их в четкую картину жизни Кумранской общины, не упустив из виду как трансформацию ее установлений, так и перипетий становления важнейших моментов идеологии и литургии.

Подкупает удивительное сочетание сжатости и четкости изложения при колоссальной насыщенности материалом — объем кумранологических исследований так велик и многообразен, что удержать свою твердую линию изложения крайне трудно, в особенности там, где автор расходится с уже устоявшимися положениями. И. Р. Тантлевский справился со своей задачей блестяще — концепция воспринимается как бесспорная, как в раскрытии иносказаний, неизбежных ввиду гонений на общину, так и в восстановлении истинной связи между действующими лицами и образными осмыслениями ситуации — без насилия над фактическим материалом, органично и свободно, с редким изяществом и простотой.

Книга вне всяких сомнений является замкóвым камнем кумранистики. Это именно та свеча, которую не надо ставить под сосуд — она освещает утробный период формирования христианства, самые его истоки, его скрытые корни. Это работа историка, в лучших традициях сочетающего понимание вечного и преходящего в таком состоянии общества, которое воспринимается как абсолютно тупиковое, конечное, исполненное зла, которому противостоит добро в виде самоограничения аскезы, когда зло повернуто на само себя и потому погашается братством единомышленников, задавшихся целью спасти мир, очистив его для новой жизни.

Кумранистика, при своем рождении воспринятая ведущими христианскими конфессиями как величайший соблазн, постепенно признавалась ими в ходе ее развития. В книге И.Р.Тантлевского она становится апофеозом науки.

Доктор исторических наук,
главный научный сотрудник Отдела Востока
Государственного Эрмитажа
Н. Б. Янковская

PDF-files

Аннотация, Предисловие, Предисловие автора, Содержание, Contents

Keywords



IOM's page contains
Publications702
Monographs323
Papers376
b_bronevsky_1996.jpg
b_lundin_1965.jpg
b_kychanov_1986.jpg
Random news: Announcements
An extended meeting of the Academic Council will be held at 14:00 on Wednesday, May 15, 2024. Six talks will be given on the topic of “Oriental studies: teachers and students”.
Read more...


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov


beacon typebeacon type