|
|
|
|
Парибок А.В. О буддийском понятии «первой арийской личности» в связи с символикой воды в буддизме // Литература и культура древней и средневековой Индии. Сборник статей. М.: «Наука», ГРВЛ, 1987. С. 150-161.
Как общеизвестно в буддологии, хинаянский путь духовного развития человека включает в себя следующие этапы: «человек-из-толпы» (пали puthujjano, санскр. pŗthagjana)-«вступивший-в-поток» (пали sotāpanno, санскр. srotaāpanпа) — «тот, кто вернется однажды» (пали sakadāgāmī, санскр. sakrdāgāmi) — «безвозвратный» (пали, санскр. anagāmī) — «святой» (пали arahā, санскр. arhant). Все типы личности, представленные на этой шкале, именуются, начиная с sotāpanno, «арийскими» (санскр. ārya) , а человек типа sotāpanno называется «первой арийской личностью». Сам этот термин единодушно понимается и переводится в буддологической традиции вышеуказанным образом (англ. entering the stream). Такое же понимание мы встречаем и в тибетском буддизме: ср. тибетское соответствие rgyun-du shugs-pa, имеются и косвенные иконографические данные; впрочем, их можно интерпретировать по-разному. И все же слова «вступление в поток» оставляет впечатление некоторой неясности и недосказанности. Ведь если человек вошел в воду, то с ним, по-видимому, должно нечто произойти и дальше: он мог бы, например, получить в воде крещение (если это струи реки Иордана) или совершить религиозное омовение, как индуист, погружающийся в воды Ганга; его может унести потоком, он может утонуть, его может утащить крокодил; или он выберется на противоположный берег, достанет со дна жемчужину и пр. Единственное, чего трудно ожидать — это того, что образ останется неразвитым, а вступивший в поток человек будет брошен в нем на произвол судьбы. И однако дело обстоит именно так. Образ потока никак не используется в названиях дальнейших стадий духовного роста; что такое этот поток, неизвестно. Расхожие в буддологии пояснения — «имеется-де в виду поток Учения, поток, текущий к нирване» — не убеждают. Чтобы стать символом Учения, т.е. высшей культурной ценности, образ речного потока должен обладать положительной коннотацией, а это для жителей Гангской равнины с ее мощными, полноводными реками, несущими опустошительные наводнения, кажется совершенно неправдоподобным. Попавший в поток человек будет скорее всего стремиться тотчас выбраться из него на сушу, спасая свою жизнь; плывущий по течению находится в беде, в опасности и взывает о помощи (ср. неоднократное использование этого мотива в «Джатаках»). Одним словом, «вступление в поток» непонятно и нуждается в более пристальном рассмотрении... PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова буддийская философия вступивший в поток символика воды Хинаяна шротапанна
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
27 мая 2024 года, в понедельник, состоится очередное заседание иранистического семинара «Фрейманские чтения». Предлагаем вашему вниманию программу. |
Подробнее...
|
|
|
|
|