|
|
| |
|
|
Сидоров A. И. Гностическая философия истории (каиниты, сефиане и архонтики у Епифания) // [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 29 (92): История и филология. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1987. C. 41—56.
Еще в прошлом веке известный неокантианец В. Виндельбанд назвал гностиков
первыми философами истории. По его мнению, гностики первыми представили
«очерк философии истории в широком смысле», проведя ту идею, что «с появлением
Спасителя наступает решительный поворот не только в развитии человеческого
рода, но и в истории мира», поэтому «их следует признать христианскими философами
истории и религии». Но подобное высказывание немецкого ученого
осталось практически одиноким в историографии гностицизма. Превалирует иная
точка зрения: у гностиков отсутствует интерес к истории, в «бегстве от истории»
проявляется типичная черта гностического мировоззрения, стремятся гностики
отрицать историю. Наиболее систематически изложил эту точку зрения
Г.Ш. Пюэш: в гностицизме прошлое отвергается и расторгается его связь с настоящим.
История бесполезна, она подобно всему мирозданию есть творение
низшего бога, и внезапное вмешательство бога высшего и трансцендентного разбивает
всю историю на куски, показывая тем самым, что она есть просто обман.
К данному мнению присоединяется и М.К. Трофимова: «В отрицании множественного
и тяге к единому гностицизм безразличен и к истории, как ко множеству
во времени»...
К содержанию сборника...
PDF-файлы Полный текст статьи
Ключевые слова
|
|
|
|
Случайная новость: Объявления |
|
Второе заседание комиссии по приему заявлений и документов для поступления в аспирантуру ИВР РАН состоится в среду 1 октября в 16:00 в "Кабинете изучения Лотосовой сутры" (каб. 146). |
|
Подробнее...
|
|
|
|
|