Пайкова A. В. Отражение некоторых гностических представлений в памятниках сирийской повествовательной литературы // [Православный] Палестинский сборник. Выпуск 27 (90): История и филология. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981. С. 80—85.
Учение гностиков, система их идей, история возникновения и истоки
гностических воззрений интересовали многих представителей отечественной
и западной науки. Внимание к этим проблемам особенно возросло после
находки в Наг-Хаммади собрания гностических текстов на коптском языке.
Интерес этот не прерывается и по сей день как у нас в стране, так и за рубежом,
чему есть многочисленные свидетельства: публикации найденных
текстов, их исследование, международные конгрессы и конференции с десятками
докладов, посвященных вопросам, связанным с гностицизмом.
Последняя такая конференция состоялась в Галле в 1976 г. Тема ее была
«Представления о человеке в учении гностиков и манихеев». Наряду с другими
на конференции были сделаны выводы о том, что, во-первых, тексты
Наг-Хаммади обнаруживают лишь часть гностической системы и религиозной
практики и, во-вторых, следы гностических представлений можно
заметить в византийской ортодоксальной теологии...
В Отдел Дальнего Востока ИВР РАН поступила для обсуждения диссертация Клементьевой Татьяны Владимировны на тему «Сочинение “Фэн су тун и” (конец 2 – начало 3 в.) в истории энциклопедической традиции Китая».