Хисматулин А. А. Прагматический суфизм в братстве Накшбандийа: аудирование (самā‘) // Петербургское востоковедение. Выпуск 8. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1996. С. 120—156.
Распространение ислама с его абстрактной монотеистической
идеей, ниспосланной и переданной через слово (калāм), способствовало
моделированию новой культурной системы с преимущественной
ориентацией ее носителей на восприятие живого каким-либо образом
ритмически организованного слова на слух. «Слух (сам‘) преимущественнее
(фаз̤илтар) зрения (бас̣р). Все заповеди шариата основаны
на слухе, поскольку если бы не было слуха, утверждение (с̠абат)
и установление (нас̣ӣб) их были бы невозможными».
При этом различные приемы и методы сенсорного воздействия,
направленные на слуховое восприятие и попавшие в сферу действия
системы или внесенные вместе с ней (напр., рецитация Корана), получают
как бы преимущественное право на развитие. Такое эксклюзивное
право дает им возможность проявить себя с точки зрения эффективности
и неэффективности воздействия в рамках конкретной
этносреды и, исходя из этого, — быть отобранными и адаптированными
представителями этой среды. Другими словами, это право — право на эволюцию, даваемое системои этим приемам и методам...
21 октября 2024 г. (понедельник) в 14:00 состоится заседание Ученого Совета, на котором будет заслушан научный доклад г.н.с., д.ф.н. И.В. Кульганек «Генезис монгольских триад».