Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Введение в исламоведение: Раздел IV Версия для печати Отправить на E-mail
30.11.2005

Раздел IV. Хадисы и хадисная литература

Ермаков Д.В.

1. Хадисы и сунна Пророка

Хадис — особая форма передачи знания. Структура хадиса (иснад, матн).

Формирование концепции «сунна Пророка». Эволюция отношения к хадисам как к основе сунны, к устному и письменному способам их передачи при «праведных» халифах и Умаййадах. Роль аз-Зухри и аш-Шафи‘и в утверждении авторитета хадисов и сунны как второго источника вероучения ислама.

2. Хадисы и процесс формирования догматико-правовой системы ислама

Суннитский хадис — ши‘итский хабар. Умаййадские и ‘аббасидские хадисы.

Проблема власти в хадисах. Догматика в хадисах (свобода воли и предопределение; грех и греховность верующего; проблема нововведений-бида‘; эсхатология). Разработка права в хадисах.

3. «Традиционалисты» и традиционалистская идеология на рубеже VIII—IX вв.

Традиционалистские школы и центры. Талаб ал-‘илм. Выдвижение иракской школы хадисоведения в конце VIII — начале IX в. Ее роль в разработке и пропаганде традиционалистской концепции вероучения ислама.

Борьба ахл ал-хадис с рационалистическими тенденциями в исламе (му‘тазилиты). Ханбалитское религиозно-политическое движение (начало IX в.). Ханбалитская теория возрождения «истинного» ислама — наиболее яркое воплощение традиционалистской концепции вероучения ислама в IX в.

4. Критика хадисов как источника

Традиционная критика.

Причины возникновения науки о хадисах (ал-джарх ва-т-та‘дил). Классификация хадисов по иснадам (сахих, хасан, да‘иф; муттасил, мункати‘, мурсал). Классификация по источнику (марфу‘ — от Пророка, маукуф — от сахиба, макту‘ — от таби‘а).

Типы сборников по способу организации материала — мусаннаф, муснад; сороковники — арба‘ун (например, ан-Навави).

История создания основного корпуса хадисов в VII—X вв.

Научная критика хадисов как исторического источника.

Пересмотр значения хадисов как источника по истории жизни и деятельности Мухаммада и эпохи раннего ислама в исламоведении конца XIX—начала XX в. Историко-филологический подход И. Гольдциэра и его разработка А. Гиййомом, Й. Шахтом, Й. ван Эссом. Г. Йейнболл — синтез достижений школы Гольдциэра—Шахта и достижений традиционных подходов к критике хадисов.

Изучение текстологической базы хадисоведческих исследований. А. Венсинк и международная программа по созданию «Конкорданса» к основным суннитским сборникам хадисов. Публикация текстов и дискуссия об истории создания и бытования сборников хадисов. Критический подход к идее ранней письменной фиксации хадисов: школы Гольдциэра—Шахта, Леви-Провансаля, Миньяна. «Позитивный» подход к традиционному представлению о ранней письменной фиксации хадисов: Н. Эббот, Ф. Сезгин.

Выработка методики стратификации и датировки хадисов (М. Кистер).

Переводы сборников хадисов.

 

Литература к разделу

Ахмад б. Ханбал. Муснад. 1. Ал-Кахира, 1313/1895—1896.

Китаб ал-джами‘ ас-сахих ли-Мухаммад б. Исма‘ил ал-Джу‘фи ал-Бухари.

Сахих Муслим би-шарх ан-Навави. 1—18. Ал-Кахира, 1347—1349/1929—1930.

Голъдциэр И. Лекции об исламе. Пор. с нем. А. Н. Черновой. СПб., 1912.

Ермаков Д.В. Иби Ханбал и начало ханбалитства. — Религии мири. 1984. М., 1984, с. 175—190.

Ермаков Д.Б. Нововведение — бид‘а в раннеханбалитской идеологии. — ПП и ПИКНВ. 1. М., 1985, с. 144—150.

Goldziher I. Muhammedanische Studien. 1—2. Halle, 1888—1890.

Graham W.A. Divine Word and Prophetic Word in Early Islam. A Reconsideration of the Sources, with Special Reference to the Divine Saying or «Hadith Qudsi». The Hague — Paris, 1977.

Guillaume A. The Traditions of Islam. An Introduction to the Study of the Hadith Literature. Oxford, 1924.

Juynboll G.H.A. The Authenticity of the Tradition Literature. Discussions in Modern Egypt. Leiden, 1969.

Juynboll G.H.A. Muslim Traditions: Studies in Chronology, Provenance and Authorship of Early Hadith. L.— N. Y., 1983.

Kister M.J. Studies in Jahiliyya and Early Islam. L., 1980.

Lecomte G. Le traité des divergences du hadit d'Ibn Qutaiba. Damas, 1962.

Makdisi G. The Rise of Colleges. Institutions of Learning in Islam and the West. Edinburgh, 1981.

Sezgin F. Hadit. — Sezgin F. Geschichte des arabischen Schrifttums. 1. Leiden, 1967, p. 50 — 90.

Wensinck A.J. A Handbook of Early Muhammadan Tradition. Leiden, 1927.

Wensinck A.J. Concordance et indices de la tradition musulmane. Les six livres, le Musnad d'al-Darimi, le Muwatta' de Malik, le Musnad de Ahmad ibn Hanbal. Par A. J. Wensinck. 1—7. Leiden, 1936—1969.

Последнее обновление ( 30.11.2005 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type