Последние новости
Часто просматриваемые
Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописные сокровища
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Работа с рукописями
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Введение в исламоведение: Раздел III Версия для печати Отправить на E-mail
30.11.2005

Раздел III. Коран и коранистика

Резван Е.А.

1. Коран как исторический источник

Двойственность идеологической основы Корана, отразившая переход от политеизма к монотеизму и процесс закрепления институтов и норм раннеклассового общества.

Содержание Корана: полемика, легенды, притчи, эпические сказания; основы вероучения, догматики, культа; правовые и этико-моральные установления.

Отражение в Коране идеологических, социальных, экономических и этико-моральных проблем эпохи.

Реальная историческая основа ряда коранических сказаний. Проблема «внешних влияний». Коран и культура Передней Азии в древности и раннем средневековье. Многовековой процесс адаптации этой культуры в Аравии.

2. Коран как литературный памятник

Коран и словесность доисламской Аравии (поэзия, аййам ал-‘араб, хабар, амсал, речи кахинов, хатибов, саййидов, хакамов, ‘акидов, эпические предания, проповеди).

Проблема языка Корана. Форма и стилевые особенности. Садж‘, внутренняя рифма, «диалоговый» характер текста. Образная система.

И‘джаз ал-кур’ан. «Подражания» Корану.

Коран и современная арабская художественная литература (Амин ар-Райхани, Нагиб Махфуз, ‘Абд ал-Хамид ас-Саххар).

Коран в европейской и американской культуре (Гёте, Рильке, Пушкин, Бунин, Борхес).

3. История текста

Проповеди Мухаммада и их первые записи. Предания о сложении текста при Абу Бакре и ‘Усмане. Точки зрения Дж. Вансброу и Дж. Бартона.

Проблема хронологии текста.

‘Илм ал-кира’а. Варианты чтений, экзегетика и религиозно-политическая борьба. Сочинение Ибн Муджахида. Семь чтений. «Три после семи», «Четыре после десяти». «Коран писаный» и «Коран произносимый» (позиция А. Уэлча).

История печатных изданий. Египетское издание 1919—1928 гг.

Сложение текста Корана и история арабо-мусульманского общества.

Работа над созданием критического текста Корана в Европе. Работа над текстом Корана в современном мусульманском мире.

4. ‘Илм ал-кур’ан ва-т-тафсир и религиозно-политическая история средневекового арабо-мусульманского общества

Возникновение ‘илм ал-кур’ан ва-т-тафсир внутри нерасчлененного комплекса дисциплин.

Суннитский тафсир и шиитский та’вил.

Илм ан-насих ва-л-мансух; асбаб ан-нузул; фада’ил ал-кур’ан. Тенденциозность подбора материалов.

Борьба между ахл аз-захир и ахл ал-батин.

Му‘тазилитский та’вил.

Исма‘илитский та’вил

Суфийский та’вил. Та’вил как философия. 

Полемика о сотворенности и несотворенности Корана и причины ее возникновения.

Тафсиры ат-Табари (838—923), ат-Туси (ум. в 1067 г.), аз-Замахшари (1075—1144), ар-Рази (1149—1209), ал-Байдави (ум. в 1292 г.), Ал-Джалалайн. Сочинения Ибн
‘Араби (1165-1240). 

5. Коран и общественно-политическое развитие мусульманских стран в конце XIX—XX вв.

Процесс реинтерпретации культурного наследия и Коран. Мусульманский модернизм. Тафсир ал-Манар. Коран и поиски путей обновления общества в либерально-реформаторском духе.

Попытки обоснования «демократии», «социализма», «третьего исламского пути» с помощью Корана. Позиция авторитетов ал-Азхара при Насере. Саййид Кутб (ум. 1966) как идеолог «Братьев-мусульман» и его тафсир.

Ат-Тафсир ал-‘илми. Сочинения ал-Кавакиби (1849—1903), Тантави Джаухари (1862—1940), Амина ал-Хули (ум. в 1965 г.), ‘Абд ар-Рахмана бинт аш-Шати, Мустафы Махмуда.

Коран в общественном сознании, культуре, политике, юридических институтах.

6. История изучения Корана и новые методики в коранистике

Возникновение внутри и вне исламской традиций изучения Корана и особенности их развития.

Связь изучения Корана с религиозно-политической историей и развитием религиозно-философской мысли в Европе.

Проблема перевода Корана. Ранние переводы. Переводы на русский и европейские языки. Мусульманские переводы. Научный, «литературный», пропагандистский переводы.

Важнейшие направления в исследовании Корана.

Изучение истоков коранических представлений, сюжетов и образов на основе сопоставления с памятниками культуры древней и раннесредневековой Передней Азии.

Коран и история Аравии. Поиски исторической основы коранических сказаний с использованием археологических, эпиграфических, этнографических материалов, на основании изучения раннемусульманских нарративных источников.

Реконструкция коранических понятий и представлений с использованием методики сравнительного контекстового и диахронного анализа лексико-семантических групп языка Корана и доисламской словесности.

Изучение эволюции понимания и толкования Корана в связи с религиозно-политической историей арабо-мусульманского общества с помощью обращения к сочинениям круга ‘илм ал-кур’ан ва-т-тафсир.

Структурный анализ коранических текстов.

Использование компьютерных методик для анализа текста Корана.

Справочная литература по Корану: введения, конкордансы, словари, указатели, библиографии.

 
Литература к разделу

Ал-Кур’ан ал-карим. Ал-Кахира, 1976.

Ал-Байдави. Анвар ат-танзил ва асрар ат-та’вил. 1—2. Лейпциг, 1896 —1898.

Ат-Табари. Джами‘ ал-байан фи тафсир ал-Кур’ан. 1—30. Булак, 1329—1333 г. х.

Бертельс А. Е. Сила традиции. Об одной из причин почитания Корана в наши дни. — Наука и религия. 1975, № 4, с. 38—43.

Иванов В.В. Темы и стили Востока в поэзии Запада. — Восточные мотивы. Стихотворения и поэмы. М., 1985, с. 430—434.

Кашталева К..С. Терминология Корана в новом освещении. — ДАН-В, 1928, с. 7—12.

Киктев М.С. Теория «неподражаемости» Корана (и‘джаз) в арабской филологии X— XI вв. — IV Всесоюзная конференция арабистов. Тезисы докладов и сообщений. Ереван, 1985, с. 123—125.

Пиотровский М.Б. Коранические сказания как историко-культурный памятник. — Всесоюзная конференция по проблемам арабской культуры памяти И. Ю. Крачковского. Тезисы докладов и сообщений. М., 1980, с. 38—39.

Прозоров С.М.Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии. (Шиитская историография). М., 1980, с. 21—23.

Саблуков Г.С. Приложение к переводу Корана. Казань, 1879.

Семенов А.А. Взгляд па Коран в восточном исмаилизме. — Иран. Вып. 1. Ташкент, 1927, с. 59—72.

ас-Суйути Джалал ад-Дин. Совершенство в коранических науках. Выпуск первый. Учение о толковании Корана. Вводная статья, перевод и комментарии Д.В. Фролова. М., 2000; Выпуск второй. Учение о ниспослании Корана. Вводная статья Д.В.Фролова. М., 2001; Выпуск третий. Учение о своде Корана. Под общей редакцией Д.В. Фролова. М., 2003.

Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы (VI—XII вв.). М., 1974, с. 59—85.

Abbot N. Studies in Arabic Literary Papyri. 2; Quranic Commentary and Tradition. Chicago, 1967.

Arabic Literature to the End of the Umayyad Period (The Cambridge History of Arabic Literature). Ed. by A.P.L.Beeston, T.M.Jonstone, В.Е.Serjeant, G.R.Smith. Cambridge, 1983, p. 186—270, 322—343.

[A. J. Arberry]. The Koran Interpreted by A.J.Arberry. 1—2. N. Y., 1955.

Arkoun M. Comment lire le Coran? — Le Coran. Tradiut de l'arabe par Kasimirski. P., 1970, p. 11—36.

Baljon J.M.S. Modem Muslim Koran Interpretation. 1880—1960. Leyde, 1961.

[R. Blachére]. Coran. Traduction nouvelle par R.Blachère. P., 1947.

Blachêre В. Introduction au Coran. P., 1959.

Flügel G. Concordantiae corani arabicae. Lipsiae, 1898.

Gätje H. Koran und Koran-exegese. Zürich, 1971 (The Quran and its Exegesis. L., 1976).

Goldziher I. Die Richtungen der Islamischen Koranauslegung. Leiden, 1920.

Jeffery A. Materials for the History of the Text of the Qur'an (Ihn Abi Dawud, Kitab al-masahif). Leiden, 1937.

Lichtenstadter I. Quran and Quran Exegesis. Humaniora Islamica, 2, 1974, p. 3—28.

Nöldeke Th., Schwally P. Geschichte des Qorans. 1—2, Leipzig, 1909—1919.

Bergstrasser G., Pretzl O. Geschichte des Korans III; Die Geschichte des Koran Texts. Leipzig, 1938.

Paret B. Der Koran. Überzetzung. Stuttgart, 1966.

Paret R. Der Koran. Kommentar und Konkordanz. Stuttgart—Köln—Mainz, 1971.

Penrice J. A Dictionary and Glossary of the Kor'an. L., 1873 (1970).

Rippin A. The present status of tafsir studies. — Hamdard Islamicus 6., 1983, p. 17—31 (MW 72, 3/4, 224—238).

Bippin A. Approaches to the History of the Interpretation of the Qur'an. Ed. by A. Rippin. Oxford, 1988.

Sezgin F. Geschickte des arabischen Schrifttums. 1. Leiden, 1967, p. 1—49.

Speyer H. Die biblischen Erzählungen in Quran. Gräbenhainichen, 1931; Hildesheim, 1961.

Wansbrough J. Quranic Studies. Sources and Methods of Scriptural Interpretation. Oxford, 1977.

Watt W. M. Companion to the Qur’an Based on Arberry Translation. L., 1967.

Watt W. M. Bell's Introduction to the Qur’an. Edinburgh, 1970. Перевод на рус. яз.: Коранистика. Введение. Ричард Белл. Полностью переработал и дополнил У.Монтгомери Уотт. М.-СПб., «Диля», 2005.

Welch A.T.  [Ed.]. Studies in Qur'an and Tafsir. — Journal of American Academy of Religion. Thematic issue. 47, 1979.

Последнее обновление ( 30.11.2005 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций10939
Монографий1588
Статей9095
b_barabanov_1941.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type