Latest news
Most popular
Main menu
News
History
Structure
Personalia
Events
Manuscripts
Publications
IOM Journals
PhD Program
Videos (rus)
Buy books (rus)
Library (rus)
IOM (rus)
What's most interesting for you?

Structure of the IOM — The Department of Ancient Eastern Studies Print E-mail
28/10/2005

— The Department of Ancient Eastern Studies —

When the Leningrad Branch of the Institute of Oriental Studies was established in 1956, there was no Department of Ancient Eastern Studies. However, there was a group of scholars of relevant disciplines that included I.M. Diakonoff, I.M. Dunaevskaya, V.A. Livshits, A.G. Perikhanian and S.M. Batsieva (later to become an Arabist).

In 1958, a new sub-division was formed, aimed at historical studies and headed by acad. V.V. Struve.

In 1959, the Department of Ancient Eastern Studies was set up at the Institute’s headquarters in Moscow. A little later, a similar department was established at the Leningrad Branch of the Institute with acad. V.V. Struve as its chairman. The staff of the newly organised Department included all the Assyriologists and some new fellows, such as the Egyptologists I.G. Livshits, O.D. Berlev, Y.J. Perepelkin and an Assyriologist and Iranist M.A. Dandamaev, who were all enrolled by V.V. Struve from the Institute of Histoircal Studies in 1959. In 1959 and at the beginning of the 1960s, the Department acquired with an Iranist I.M. Oransky, the Egyptologists H.A. Kink, I.V. Vinogradov, a Coptologist A.I. Elanskaya, a Papyrologist I.F. Fikhman and the Assyriologists V.A. Jacobson, I.T. Kaneva and G.H.Kaplan.

Gradually, the number of scholars increased to 20 people: historians, philologists, linguists and archaeologists. It is important to note that the Department has always dealt with both a broad time period (from the most ancient periods till the beginning of the common era) and a vast geographic scale (from Egypt and Mesopotamia till Japan, China, Korea and India).

The structure of the Department consisted of two sub-divisions, those of historical and philological studies (the latter ones were mostly carried out by Assyriologists). Historians studied various aspects of political, social, economic, religious and cultural history, paying special attention to the signs of emerging statehood: commune genesis, temple property and agrarian relationships. Philologists and linguists studied Ancient Eastern languages and literatures and published some texts and translations of them.

The Department’s most important projects included research on so-called “thorough” topics, carried out by scholars of various disciplines. For example, the project entitled Ancient Babylonian Cities brought together the forces of I.M. Diakonoff, who studied the city of Ur, N.V. Kozyreva, who studied the city of Larsa, and V.A. Jacobson, who studied certain theoretic and juridical aspects of the city life. A number of collective monographs by M.A. Dandamaev, O.D. Berlev, M.V. Vorobiev, K.V. Vassiliev, I.M. Diakonoff, V.A. Jacobson, I.D. Amusin and I.F. Fikhman reflected important aspects of social and economic relationships.

The following provides a brief description of the academic activities of the Department’s scholars.

As was said, the foundation of the Department was closely connected with the name of Vassily Vassilievich Struve (1959—1965; hereafter the data in brackets indicate years of work at the Department), a famous Egyptologist and Assyriologist, one of the most pre-eminent Orientalists of the 20th century and the patriarch of the Ancient Near East studies in our country. He published hundreds of papers on the history, languages and social institutions of Ancient Egypt, Mesopotamia and Iran. Among all he edited the famous Mathematical Papyrus of the New Kingdom kept at the Moscow Pushkin Museum.

For a long time, V.V. Struve was the only Sumerologist of the Institute and wrote a great number of papers on the history and language of the Sumerians, including a book entitled The Lagash State. His book on the Sumerian onomatology, edited by his pupil G.H. Kaplan, was published posthumously. It is also worth mentioning that he paid much attention to both administrative and teaching activities when at Leningrad State University.

Egyptologic studies were carried out by a number of great scholars. The most senior, Isaak G. Livshits (who worked at the Department from 1959-1966), studied Egyptian religion, which he considered to represent a clue to the mentality of the Ancient Egyptians. The history of Egyptian writing and the issues surrounding its deciphering were another principal object of his research. He translated the most important texts from the epochs of the Middle and New Kingdoms. He also edited texts inscribed on the Old and Middle Egyptian sarcophagi from the V.S. Golenischev collection kept at the Moscow Pushkin Museum.

The academic work of Yury J. Perepelkin reached its climax at the time he worked at the Department (1959—1982). He was a brilliant expert in the Egyptian language, his major interest was in the Amarna epoch (New Kingdom). His two principal monographs — The Revolution of Amenhotp IV consisting of 2 volumes and Kia and Smenkhkare. On the End of the Sun-Worshipping Revolt — made a breakthrough in the Egypt studies. His chapter on Egypt in the History of the Ancient East was the first academic review of Egyptian history after that by B.A. Turaev. A number of his works were published posthumously, most of all thanks to E.S. Bogoslovsky.

Hilda A. Kink (1960-1976) paid much attention to the study of productive forces and relations of production in ancient Egypt, since the development of these factors made possible a shift to the class-based society and the emergence of the state. In her book How the Pyramids Were Built H. Kink scrutinised the sophisticated technological methods developed in Egypt. Her book Artistic Handicraft of the Earliest Egypt and Neighbouring Countries is also worth mentioning.

Works by Oleg D. Berlev (1959-2000) reflected various aspects of the life of the Ancient Egyptians, history and culture of Egypt, first of all those of the Middle Kingdom. The scholar was especially interested in the social and economic relationships with a focus on the working folk of Ancient Egypt. O.D. Berlev brought together and studied a huge number of various texts that allowed him to specify, for the first time, some main categories of the so-called njswt (the king’s slaves). This work resulted in monographs The Working People in the Middle Kingdom Of Egypt and The Social Relationships in the Middle Kingdom of Egypt. The edition of all the epigraphic texts of ancient Egypt kept at the Moscow Pushkin Museum produced by him and S.I. Hodjash is also of great academic significance.

Igor V. Vinogradov (1959-1970) began his scholarly career at the Department before leaving for Leningrad State University. At the Institute, he studied agrarian relationships in the New Kingdom of Egypt on the basis of a number of sources, primarily the Wilbour papyrus.

Eugene S. Bogoslovsky (1968-1990), whose life ended tragically early, nevertheless managed to fulfil many valuable projects. He studied social and economic history, sources and paleography of the ancient Egypt, history and culture of the New Kingdom. In his monographs Servants of Pharaohs, Gods and Private Persons and Craftsmen of Ancient Egypt he scrutinised Egyptian economics and discovered some forms of hitherto unknown exchange relationships and property relationships in Ancient Egypt. Moreover, he published a number of papers on certain monuments of Egyptian culture kept at the Hermitage and the Moscow Pushkin Museum.

Alexander S. Chetverukhin (1971-2006) is an expert in linguistics. He studies the Ancient Egyptian language in many aspects such as vowelization, syntax, morphology, etc. He developed an understanding of Egyptian Grammar on the basis of the Pyramids Texts. He took part in a project entitled Historical-Comparative Vocabulary of Afrasian led by I.M. Diakonoff. He edited some works by both Russian and foreign scholars such as V.V. Struve, P.V. Jernstedt, W. Till and H.-M. Schenke (supplied with his commentaries and addenda).

In 2001, a young Egyptologist Ivan V. Bogdanov joined the Department. He is an expert on the Old Kingdom. After successfully defending his PhD dissertation, he focused on the major aspects of the administrative system of Ancient Egypt.

The Greek and Roman periods and that of Byzantine Egypt have been researched by Papyrologists and Coptologists.

Papers by the Papyrologist Itzhak F. Fikhman (1960-1986) were devoted to studying the relations of production and crafts in the Egyptian cities at the end of the ancient period and the beginning of the Middle Ages. On the basis of Oxyrhynchus Papyrus, he explored the craftwork, development of different forms of slavery, evolution of social relationships. Moreover, he published a number of general papers on Roman and Byzantine Egypt and on documentary Papyrology. In 1986, I.F. Fikhman moved to Israel where he works to this day.

The world famous Coptologist Alla I. Elanskaya (1960-2005) dedicated herself to the study of the Coptic language and literature. Coptic Grammar completed not long before her death proved to be the most important of her academic works. A.I. Elanskaya paid much attention to the publishing of Coptic texts, first of all hagiographic literature, from the collections of the Russian National Library (Saint Petersburg) and the Moscow Pushkin Museum. She compiled a comprehensive catalogue of the Coptic manuscripts kept at the Russian National Library.

In the later stages of her life A.I. Elanskaya explored some Early Christian Coptic texts (Papyrus Berolinensis No 8502, Codex Askewianus) and manuscripts from Nag Hammadi. In 1984, at the Third International Congress of Coptic Studies A.I. Elanskaya was chosen as the honorary president of the International Association for Сoptic Studies.

Svetlana I. Marakhonova (from 1983) first studied the collection of Coptic manuscripts from Nag Hammadi. She has prepared a monograph in which she covers the history of its discovery and gives a description of the uncovered documents. In recent years, she has studied the history of Christian Coptic monasteries located in Egypt.

Assyriology has been another important discipline developed at the Department. The group of Assyriologists was led by Igor M. Diakonoff (1953-1999) who explored the history of Ancient Near East in various aspects (political, economic, cultural) and was an expert in almost all the languages that existed in this region. His papers on both historical and linguistic matters may be defined as perfect. Moreover, he published a number of brilliant translations from Akkadian literature such as that of The Gilgamesh Epic. I.M. Diakonoff established an entire school of Assyriological studies, so that all experts in this area who work at our Institute may be called his pupils. He was a member of the British Academy and a number of other foreign academic societies.

Irina M. Dunaevskaya (1957-1980) studied languages of Ancient Asia Minor such as Hattic (non-Indo-European), Hittite (Indo-European) and Luwian (both cunieform and hieroglyfic). She translated a number of monographs on the theory and history of writing. Some of her translations have recently been republished.

Irina T. Kaneva (from 1960) is an expert on the Sumerian language and grammar. Her years of academic activity resulted in the monograph entitled The Sumerian Language, which represents the first comprehensive Sumerian Grammar published in Russia (issued twice – in 1996 and 2006).

Vladimir A. Jacobson (from 1961) studies the history of the State and Law, political history and history of Mesopotamian culture, and the general theory of history. He has published a range of papers on these subjects. In addition, he is the author of many translations from Akkadian.

Golda H. Kaplan (from 1964) is a linguist. She researches Akkadian, especially its system of verb tenses. Her principal ideas can be found in the monograph Use of aspect-tense verbal forms in Akkadian texts of the Hammurapi period (1792-1750 B.C.) published in English in 2002. She wrote also The Sketches On Akkadian Grammar, the most detailed study guide on Akkadian in Russia.

Nelli V. Kozyreva (1968-1998) studied the social and economic history of Ancient Mesopotamia of the Old Babylonian period. She scrutinised several thousand cuneiform documents from the 2nd millenium BC and reconstructed various aspects of economic life of the city of Larsa and its suburbs. Her ideas were reflected in the monograph Ancient Larsa.

Nadezhda O. Chekhovich (from 1978) is the youngest pupil of I.M. Diakonoff at the Department. Her work is focused on the economic life of Mesopotamian temples in the 1st millennium BC, the religion of Mesopotamia and its depiction in the royal inscriptions and other texts. She is now preparing the edition of the collection of cuneiform documents from the Neo-Babylonian and Late Babylonian periods kept at the State Hermitage.

Anait G. Perikhanian (1959—1991) was another member of the group led by I.M. Diakonoff. She explored texts from Armenia, Iran and Asia Minor, focusing on different problems of social and economic relationships, legal practice and history.

Magomed A. Dandamaev, the well-known expert on the history of Ancient Iran and Mesopotamia, the corresponding member of the Russian Academy of Sciences (from 1997), has worked at the Department since 1959. He has published 11 monographs that give a full picture of the economic life, social structure and institutes, politics and culture of Near Eastern countries during the 1st millennium BC. He explored a great number of sources in different languages, especially tens of thousands of cuneiform documents from many Babylonian archives. M.A. Dandamaev was awarded the State Prize of the USSR and a Prize from the French Academy of Belles Lettres. He is a member of a number of foreign academic societies. M.A. Dandamaev was the chairman of the Department of Ancient Eastern Studies from 1967 to 1998.

Along with M.A. Dandamaev, the Department has had a number of Iranists.

Joseph M. Oransky (1959—1977) developed a historical-comparative Grammar of Iranian languages, explored Indo-Aryan dialect and folklore of Parya in Central Asia and worked on Tajik dialects. His brilliant monograph The Introduction To Iranian Philology is still of great importance and was re-published several times.

Vladimir A. Livshits (1959—2007) studied first Grammar and history of the Afghan languages, history of Persian and Tajik, and historical-comparative grammar of Iranian languages. Then his academic interest shifted to the study of Parthian and epigraphs, the origin of ancient Turkic writing and the history of Sogdian, Khorezmian, Baktrian and relevant epigraphs. He published many epigraphic texts in a number of issues such as Corpus Inscriptionum Iranicarum.

V.A. Livshits was one of the teachers of Ivan M. Steblin-Kamensky (1971-1981), whose PhD thesis The Historical Phonetics of the Vakhan Language he supervised. Later, I.M. Steblin-Kamensky compiled a dictionary of Vakhan. By that time, he had completed his project Historical Lexicology of Pamir Languages: Names of Cultivated Plants. In cooperation with A.M.Grünberg, he prepared some other books such as The Vakhan Language, Tales And Legends Of Pamir, Tales And Legends of Sistan. In 1981, he left for Leningrad/Saint Petersburg State University, the Department of Asian and African Studies.

Another pupil of V.A. Livshits, Pavel B. Lurye, who studies the history of the Iranian languages with focus on Sogdian, started to work at the Department in 2003. At the moment, he is under academic training in Austria with the assumption that he will write a monograph on Sogdian anthroponimics.

Inna N. Medvedskaya (from 1972, head of the Department since 1999) wrote her PhD thesis on the history of Iranian tribes, which she defended in 1978 and then published in English in 1982 and in Persian in 2005. Later on, the scope of her studies grew wider and included chronology of certain Iranian archaeological sites from the 1st millennium BC, historical geography of Iran of the same period, chronology of the Scythian antiquities and finally the history of Median Kingdom.

Hebraic studies were carried out by Joseph D. Amusin (1960-1984), the great expert on manuscripts and documents found on the coast of the Dead Sea (Khirbet Qumran and Wadi Murabba’at). He is the author of significant monographs such as The Manuscripts of the Dead Sea and The Qumran Community and a number of papers on various aspects of the history and ideology of the Qumran community. His works helped to date the Qumran manuscripts and contributed much to our knowledge of the social structure and ideology of the Qumran community.

M.M. Elizarova (1965—1975), a pupil of J.D. Amusin, published the monograph The Egyptian Community of Therapeutics in which she treated the ideology of the community in connection with social, religious and philosophic trends of the Hellinistic and Roman periods, the forerunners of Christianity. Unfortunately, she died an early death.

In the mid-1990s, Igor R. Tantlevsky, who carried on Hebraic studies, worked at the Department for a few years (1990-1997). His general academic interest has been on the Hellenistic Near East, with a focus on research into the Qumran manuscripts and Biblical Apocrypha. The history of ancient Israel and Judea has also been his area of study.

Meir N. Zislin (1955—1984) was another expert on Biblical texts, his general discipline being Semitic philology. In 1984 he moved to Israel.

Marat M. Yunusov (from 2000) has similar academic interests. He studies the history and mythology of the cities of the Eastern Mediterranean.

Serguei R. Tokhtasyev (from 1985) is an Antiquity scholar by his educational background. He mastered a number of Ancient Eastern languages such as Persian, Aramaic, Hebrew, etc. Using them, he is able to study onomastics of Ancient Near East as well as the political history of Caucasus and the Black Sea Coast.

The other regions of Ancient Orient were explored by K.V. Vassiliev, M.V. Vorobiev and V.I. Kalyanov.

Kim V. Vassiliev (1960—1987) studied the history of Ancient China. Thus, he translated the Chinese text of Stratagems of the Warring States (Zhan guo tze) and examined it thoroughly, the monograph being published in 1968. In the 1980s, he served as the chairman of the Department for several years.

Mikhail V. Vorobiev (1965—1995) is a well-known expert on the ancient history of Japan, China and Korea, from archaeological matters to aspects of legal practice.

Vladimir I. Kalyanov (1968—1985) was an expert on literature in Sanskrit. Mahabharata, the great epic of India, was his principal object of study and he has translated a number of books of this huge epic poem.

Dr S.I. Marakhonova

(Translated by A.Zorin; proofread by J.Young)

Last Updated ( 22/02/2008 )

IOM's page contains
Publications489
Monographs238
Papers250
p_mo_vol3_no3_1997.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type

Главное меню
Новости
История
Структура
Personalia
Научная жизнь
Рукописи
Публикации
Лекторий
Периодика
Архивы
Экскурсии
Продажа книг
Спонсорам
Аспирантура
Библиотека
ИВР в СМИ
IOM (eng)
Структура ИВР РАН — Отдел Древнего Востока Версия для печати Отправить на E-mail
28.10.2005

— Отдел Древнего Востока —

ЛО ИВ АН СССР официально был создан в конце 1956 г., однако, Сектор Древнего Востока в его составе тогда сформирован еще не был. Под руководством И. М. Дьяконова работала группа ассириологии и смежных дисциплин — в её состав вошли И. М. Дунаевская, В. А. Лившиц, А. Г. Периханян, С. М. Бациева (позднее стала заниматься арабистикой).

В 1958 г. была создана новая секция — историческая — под руководством академика В. В. Струве.

В 1959 г. в ИВ АН СССР в Москве был образован Отдел Древнего Востока и немного позже, как его составная часть, в ЛО ИВ сформировался Кабинет Древнего Востока. Во главе Отдела стал академик В. В. Струве. Кроме ассириологической группы, в него влились и египтологи — И. Г. Лившиц, О. Д. Берлев, Ю. Я. Перепелкин, а также ассириолог и иранист М. А. Дандамаев, перешедшие в 1959 г. вместе с В. В. Струве из ИИ АН СССР. В начале 1960-х гг. в Кабинет пришли иранист И. М. Оранский, египтологи Х. А. Кинк, И. В. Виноградов, коптолог А. И. Еланская, папиролог И. Ф. Фихман, ассириологи В. А. Якобсон, И. Т. Канева, Г. Х. Каплан.

Со временем число сотрудников Кабинета увеличилось до 20 человек и включало историков, филологов, лингвистов, археологов. Основная особенность Кабинета Древнего Востока (с 1978 г. Сектор) всегда состояла в том, что исследования не только охватывали значительный временной промежуток — от глубокой древности до первых вв. н. э., но и заключались в широчайшие географические рамки — от Египта и Месопотамии до Японии, Китая, Кореи и Индии.

Структурно Кабинет Древнего Востока с самого начала подразделяли на Кабинет истории и филологическую группу, состоявшую по преимуществу из ассириологов. Историки Кабинета занимались вопросами политической, социально-экономической истории, истории религии, культуры, уделяя значительное внимание изучению предпосылок и условий возникновения государства, генезиса общины, храмовой собственности, земельных отношений. Филологи и лингвисты исследовали древневосточные языки и литературу, а также публиковали литературные памятники.

Работу Кабинета определяли исследования по «сквозным» темам, в которых участвовали специалисты по разным регионам. Над одной из таких тем-— «Старовавилонские города», — трудились И. М. Дьяконов (г. Ур), Н. В. Козырева (г. Ларса), В. А. Якобсон (теоретические и юридические проблемы города). Социально-экономические отношения были отражены в статьях ряда коллективных монографий (М. А. Дандамаев, О. Д. Берлев, М. В. Воробьев, К. В. Васильев, И. М. Дьяконов, В. А. Якобсон, И. Д. Амусин, И. Ф. Фихман).

У истоков создания исторического кабинета стоял академик Василий Васильевич Струве (1959—1965; В дальнейшем даты в скобках указывают на годы работы в Секторе), египтолог и ассириолог, один из крупнейших востоковедов ХХ в., патриарх науки о древнем Ближнем Востоке в нашей стране. Им опубликовано несколько сот работ по истории, языкам и социальным институтам Египта, Месопотамии и Ирана. Среди них публикация знаменитого московского математического папируса Нового Царства, хранящегося в ГМИИ им. Пушкина.

В. В. Струве длительное время был единственным шумерологом в нашем Институте и написал книгу «Государство Лагаш» и множество статей, посвященных истории и языку шумеров, а после его смерти вышла книга по шумерской ономастике, подготовленная его ученицей Г. Х. Каплан. Много времени и сил он уделял административной и преподавательской работе ЛГУ.

Египтология была широко представлена в Кабинете. Старейший египтолог Исаак Григорьевич Лившиц (в Кабинете с 1959 г. по 1966 г.) в течение длительного времени занимался изучением египетской религии как средства познания мышления египтян, а также — историей египетской письменности и её дешифровки. Он перевел все наиболее значительные тексты эпохи Среднего и Нового египетских царств, а в качестве издателя эпиграфических памятников более всего известен изданием надписей на старо- и среднеегипетских саркофагах из собрания В. С. Голенищева в ГМИИ им. Пушкина.

Выдающийся египтолог Юрий Яковлевич Перепелкин, работая в Кабинете (1959—1982), достиг вершин своей научной деятельности. Великолепный историк и знаток египетского языка, свой главный научный интерес он сконцентрировал на изучении эпохи Амарны (Новое царство). Его капитальная двухтомная монография «Переворот Аменхотпа IV», а позднее «Кэйе и Семнех-ка-рэ. К исходу солнцепоклоннического переворота» совершила переворот в египтологической науке. Его раздел в «Истории Древнего Востока» — это первый после Б. А. Тураева очерк истории Египта. Ряд его трудов был издан посмертно, в частности, благодаря самоотверженной работе Е. С. Богословского.

Хильда Августовна Кинк (1960—1976) уделяла значительное внимание исследованию производительных сил и производственных отношений в древнейшем Египте, развитие которых сделали возможным переход к классовому обществу и возникновению государства. В книге «Как строились египетские пирамиды» Х. А. Кинк исследует немалые технические возможности Египта.

Исследования Олега Дмитриевича Берлева (1959—2000) отражали разные стороны жизни древнеегипетского общества, истории и культуры Египта, прежде всего — эпохи Среднего царства. Основное внимание ученого было сосредоточено на изучении социально-экономических отношений и более всего — на трудовом населении Древнего Египта. О. Д. Берлев собрал и изучил огромное число разнообразных памятников, позволивших ему впервые в египтологической науке выявить основные категории производителей — слой njswt («рабов царя»). Этим вопросам посвящены его монографии «Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства» и «Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства». Большое научное значение имеют осуществленные им публикации всех хранящихся в ГМИИ эпиграфических памятников древнего Египта (совм. с С. И. Ходжаш).

Игорь Владимирович Виноградов (1959—1970) начинал в Кабинете свою научную деятельность до перехода на преподавательскую работу на Восточном факультете ЛГУ. Он исследовал земельные отношения Египта эпохи Нового царства на основе ряда источников, но, прежде всего, на материале папируса Вильбур.

Евгений Степанович Богословский (1968 —1990), чья жизнь закончилась трагически рано, успел сделать, тем не менее, очень много и на самом высоком научном уровне. Он занимался социально-экономической историей, источниковедением и палеографией древнего Египта, историей и культурой Нового царства. В монографиях «Слуги фараонов, богов и частных лиц», «Древнеегипетские мастера» он рассматривал узловые проблемы производственных отношений и рабочих ресурсов, установив новые, прежде не известные формы товарно-денежных отношений и отношений собственности и владения в древнем Египте. Он издал также ряд работ, посвященных отдельным памятникам египетской культуры, хранящимся в Эрмитаже и ГМИИ.

Александр Серафимович Четверухин (с 1971 г.) успешно работает в филологической области. Он занимается исследованием староегипетского языка: вопросами вокализации, строя египетского слова, интерпретацией типов предложений и т. п. Он разрабатывал египетскую грамматику на материале «Текстов пирамид». Под руководством И. М. Дьяконова участвовал в составлении «Сравнительно-исторического словаря афразийских языков». Подготовил к изданию труды отечественных и зарубежных исследователей: В. В. Струве, П. В. Ернштедта, В. Тилля и Х.-М. Шенке (с собственными комментариями и дополнениями).

В 2001 г. в Сектор поступил молодой египтолог Иван Валерьевич Богданов, специалист по Старому царству. После успешной защиты кандидатской диссертации он сосредоточил свое внимание на узловых вопросах административного устройства Древнего Египта.

Период греко-римского и византийского Египта представлен трудами папирологов и коптологов.

Работы папиролога Ицхока Фишелевича Фихмана (1960—1986) были сосредоточены на исследовании производственных отношений и ремесел в египетском городе конца античности и начала средневековья. На материале папирусов из Оксиринха И. Ф. Фихман изучал ремесленное производство, развитие форм зависимости, эволюцию социальных отношений. Он также опубликовал ряд работ обобщающего характера по римскому и византийскому Египту и по документальной папирологии. В 1986 г. И. Ф. Фихман эмигрировал в Израиль, где работает в настоящее время.

Коптолог с мировым именем Алла Ивановна Еланская (1960—2005) посвятила себя изучению коптского языка во всех его аспектах и коптской литературы. Венцом этой деятельности стала написанная ею незадолго до кончины «Грамматика коптского языка». А. И. Еланская много занималась изданием коптских литературных памятников — прежде всего, житийной литературы, — из собраний ГПБ им. Салтыкова-Щедрина и ГМИИ им. Пушкина, составила полный каталог коптских рукописей ГПБ.

В последние годы жизни А. И. Еланская активно и плодотворно занималась публикацией коптских раннехристианских текстов (Германский кодекс № 8502, Аскевианский кодекс), а также — рукописей из Наг Хаммади. В 1984 г. на III Международном съезде коптологов А. И. Еланская избрана почетным председателем Международной ассоциации коптологов.

Светлана Ивановна Марахонова (с 1983 г.) занимается исследованием собрания коптских рукописей из Наг Хаммади, подготовила к печати монографию, посвященную истории их находки и описанию документов. В последнее время изучает историю коптских христианских монастырей в Египте.

Второй важнейшей специализацией в Кабинете и Секторе была ассириология. Группой ассириологов руководил Игорь Михайлович Дьяконов (1953—1999) — универсальный ученый, занимавшийся и историей в различных ее аспектах (политической, экономической, культурной) и практически всеми языками Древней Передней Азии. Такая универсальность позволила ему создать во всех этих областях работы, которые до сих пор считаются образцовыми как по истории, так и по языкознанию. Кроме этого, он оставил художественные переводы аккадских литературных памятников, в частности. «Поэму о Гильгамеше». И. М. Дьяконов создал школу ассириологов, и практически все из ныне работающих специалистов — его ученики. Он был членом Британской и Американской Академий и ряда других международных научных обществ.

Ирина Михайловна Дунаевская (1957—1980) изучала языки древней Малой Азии: хеттский, стоящий пока особняком, и индоевропейские языки — лувийский, клинописный и хеттский иероглифический. Перевела ряд книг по теории и истории письма. В настоящее время эти переводы издаются повторно.

В сфере научных интересов Ирины Трофимовны Каневой (с 1960 г.) с самого начала лежало исследование шумерского языка, грамматики и публикации шумерских литературных текстов. Результатом многолетних исследований стала книга «Шумерский язык» — первая подробная научная грамматика шумерского языка на русском языке.

Владимир Аронович Якобсон (с 1961 г.) занимается историей государства и права, политической историей и историей культуры Месопотамии, а также теорией истории в целом. Он автор серии статей по этим вопросам. Другое направление его работы — переводы древних памятников с аккадского языка.

Голда Хаимовна Каплан (с 1964 г.) — филолог, изучает аккадский язык, прежде всего, видо-временную систему аккадского глагола. Основные выводы Г. Х. Каплан отражены в монографии «Употребление видо-временных форм презенса, претерита и перфекта в старовавилонских текстах времени Хаммурапи», изданной на английском языке. Она является также автором учебного пособия «Очерки грамматики аккадского языка» — самого подробного на русском языке.

Нелли Владимировна Козырева (1968 —1998) занималась социально-экономической историей древней Месопотамии старовавилонского периода. В монографии «Древняя Ларса» на основе анализа нескольких тысяч клинописных документов эпохи II тыс. до н. э. автору удалось воссоздать различные стороны хозяйственной жизни города и его округи, имущественного положения городского населения и т. д.

Историк по образованию Надежда Олеговна Чехович (с 1978 г.) — самая молодая среди учеников И. М. Дьяконова. В сфере ее интересов — исследование хозяйственной жизни месопотамского храма в первом тысячелетии до н. э., духовная жизнь Месопотамии того же времени и ее отражение в царских надписях и других памятниках. Она подготовила к изданию коллекцию клинописных документов ново- и поздневавилонского времени из собрания Гос. Эрмитажа.

В группу под руководством И. М. Дьяконова входила также Анаит Георгиевна Периханян (1959—1991), занимавшаяся изучением письменных памятников Армении, Ирана и Малой Азии с точки зрения социально-экономических отношений, судебной практики и истории.

С 1959 г. в Кабинете работает крупнейший специалист по истории древнего Ирана и Месопотамии, член-корр. АН РФ (с 1997 г.) Магомед Абдул Кадырович Дандамаев. Он автор 11 книг, содержащих всеохватывающую и целостную картину экономического уклада, общественного устройства, социальных институтов, политической истории и культуры стран Ближнего Востока I тыс. до н. э. Им исследовано множество разнообразных и разноязычных источников, среди которых особое место занимают десятки тысяч клинописных документов из вавилонских архивов. М. А. Дандамаев был удостоен государственной премии СССР и премии Французской Академии изящной словесности, он состоит членом ряда зарубежных научных обществ. Долгие годы М. А. Дандамаев работал заведующим Сектором Древнего Востока (1967—1998).

Помимо М. А. Дандамаева в Кабинете работала и продолжает работать целая группа иранистов.

Владимир Аронович Лившиц (с 1959 г.) начинал с исследования грамматики и истории афганского языка, истории персидского и таджикского языков, сравнительно-исторической грамматики иранских языков. Позднее его интересы сосредоточились на изучении парфянского языка и эпиграфики, происхождения древнетюркских письменностей, а также согдийского, хорезмийского и бактрийского языков, их истории и эпиграфики. Большое значение в его научной деятельности всегда имела публикация эпиграфических памятников, таких, как изданные в Corpus Inscriptionum Iranicarum и других изданиях.

Иосиф Михайлович Оранский (1959—1977) занимался исследованием сравнительно-исторической грамматики иранских языков, индо-арийским диалектом и фольклором парья в Средней Азии, таджикской диалектологией. До сих пор не потеряла актуальности его блестящая монография «Введение в иранскую филологию».

Одним из учителей Ивана Михайловича Стеблин Каменского (1971—1981) был В. А. Лившиц, под руководством которого была написана канд. дисс. «Историческая фонетика ваханского языка». Позднее им был составлен словарь ваханского языка. В эти годы была подготовлена докторская диссертация «Очерк по истории лексики памирских языков: названия культурных растений», защищенная им в 1982 г. Совместно с А. М. Грюнбергом подготовлены книги «Ваханский язык», «Сказки и легенды Памира», «Сказки и легенды Систана». В 1981 г. И. М. Стеблин-Каменский перешел на преподавательскую работу на Восточный факультет ЛГУ.

Немного пока проработал в Секторе другой ученик В. А. Лившица — Павел Борисович Лурье (с 2003 г.), специалист по истории персидского языка, согдолог. В настоящее время он находится в научной командировке в Австрии, где готовит монографию под условным названием «Согдийская антропонимия».

Инна Николаевна Медведская (с 1972 г., с 1999 г. — заведующая Сектором). Первоначально темой ее исследования была ранняя история иранских племен по археологическим материалам, защищенная в качестве канд. диссертации в 1978 г. и опубликованная в 1982 г. на английском языке. Затем круг исследовательских тем расширился: хронология ряда археологических памятников Ирана начала I тыс. до н. э., историческая география Ирана этого периода, проблема хронологии скифской архаики и наконец — история Мидии.

Гебраистику в Кабинете представлял Иосиф Давидович Амусин (1960 —1984), крупнейший специалист по изучению рукописей и документов побережья Мертвого моря (Хирбет-Кумран и Вади-Мурраббат). Он автор серьезных трудов («Рукописи Мертвого моря» и «Кумранская община») и серии статей по различным вопросам истории и идеологии Кумранской общины. Автору удалось значительно продвинуть решение проблемы датировки кумранских рукописей, выяснить социальный и идеологический характер этой общины.

Ученица Амусина, Маргарита Михайловна Елизарова (1965—1975) опубликовала монографию «Египетская община терапевтов», в которой идеология этой общины рассматривается в тесной связи с социальными, религиозными и философскими течениями эллинистическо-римского времени, подготовившими появление христианства. К сожалению, она рано ушла из жизни.

В середине 90-х гг. несколько лет в Секторе проработал Игорь Романович Тантлевский (1990—1997), продолживший это научное направление. Широко занимаясь эллинистическим Ближним Востоком, основной свой интерес он сосредоточил на изучении кумранских рукописей и апокрифических библейских сочинений. Другой важной областью его исследований была история древнего Израиля и Иудеи.

Библеистикой в Кабинете занимался также Меир Натанович Зислин (1955—1984), успешно работавший в области еврейско-арабской филологии (в 50-е гг. он был в составе Кабинета Ближнего Востока).

Близки к этой тематике и научные интересы Марата Мингалиевича Юнусова, работающего в Секторе с 2000 г. Он занимается историей и мифологией финикийских городов Восточного Средиземноморья.

С 1985 г. в Секторе работает Сергей Ремирович Тохтасьев, античник, успешно овладевший рядом древневосточных языков (персидским, арамейским, древнееврейским и др.), что позволяет ему продуктивно заниматься ономастикой Древней Передней Азии.

Другие регионы Древнего Востока представлены трудами К. В. Васильева, М. В. Воробьева и В. И. Кальянова.

Ким Васильевич Васильев (1960—1987) занимался историей древнего Китая. В монографии «Планы сражающихся царств» произведен скрупулезный анализ этого исторического источника и определено его значение для истории Китая. В 80-х гг. несколько лет исполнял обязанности заведующего Сектором (в то время как М. А. Дандамаев был секретарем парт. организации).

Михаил Васильевич Воробьев (1965—1995) известен как крупный специалист по древней истории Японии, Китая и Кореи, начиная с проблем археологии до вопросов юриспруденции.

Владимир Иванович Кальянов (1968—1985) индолог-санскритолог известен в науке прежде всего как переводчик и издатель нескольких томов «Махабхараты», долгое время проработавший в Секторе Южной и Юго-Восточной Азии.

Материалы подготовила С. И. Марахонова
Зав. Сектором Древнего Востока И. Н. Медведская

Последнее обновление ( 26.03.2014 )

На сайте СПб ИВР РАН
Всего публикаций6440
Монографий1252
Статей5122
b_struwe_1919.jpg


Programming© N.Shchupak; Design© M.Romanov

 Российская академия наук Yandex Money Counter
beacon typebeacon type