ПРОГРАММА кандидатского экзамена по специальности 07.00.09 «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» (Историография и источниковедение арабских стран в средние века) Содержание понятий «историография» и «источниковедение», их различие.
Исторический источник (содержание понятия). Типы исторических источников: I. Документы (публичные акты, сделки, административные и хозяйственные документы, частная и официальная переписка). Надписи и монеты как своеобразный тип документов; 2. Юридические источники; 3. Повествовательные источники (исторические хроники, мемуары, биографические словари, жития и пр.). Степень достоверности каждого из этих исторических источников. История изучения арабских источников. Основные историографические исследования и справочники. Документы. Старейшие арабские надписи (Немарская надпись, первые арабские эпитафии), их значение для истории арабской письменности и для критики повествовательных источников. Строительные надписи, эпитафии, надписи на бытовых предметах VIII—XV вв. Основные публикации надписей. Нумизматика и значение ее данных для истории. Монета как источник. Гири и клейма. Важнейшие нумизматические справочники. Коран как исторический документ. Споры о времени его создания и подлинности. Арабские папирусы и документы на бумаге. Их количество в разных странах. Важнейшие типы документов. Вопрос о подлинности посланий Мухаммада сасанидскому царю, негусу и другим. Проблема подлинности документов, приводимых в повествовательных исторических сочинениях. Значение арабских документов VII—XI вв. для изучения экономики и социальных отношений. Исследования Н. Аббут о начальном этапе арабской исторической литературы на основании египетских папирусов, документы XIII—ХV вв. Иноязычные документы из арабских стран (греческие, коптские, еврейские). Исследования О. Гойтейна, основанные на документах каирской генизы. Юридические источники. Юридическая литература VIII—IХ вв. Хадисы как источник мусульманского права, административных установлений и этики. Канонические сборники хадисов. Проблема подлинности хадисов. Административно-юридические сочинения: «Китаб ал-харадж» Абу Йусуфа Йа‘куба и Йахйи б. Адама. «Китаб ал-амвал» Абу ‘Убайда, сочинения аш-Шайбани. «Китаб ал-харадж» Кудамы б. Джа‘фара, «Аxкам ас-султанийа» ал-Маварди. Сборники фатв. Повествовательные источники. Объекты исторического интереса арабов на первом этапе развития арабской историографии (I в. х.): история Мухаммада, история завоеваний, доисламские племенные предания. Вопрос о способе передачи исторических сведений в этот период. Различие между «хадис» и «ахбар». «Ахбар ‘Абид» как старейший из дошедших до нас исторических источников; вопрос о его подлинности. Сложение жанров «сира», «магази» и «аййам». Деятельность Урвы б. аз-Зубайра, аш-Ша‘би и аз-Зухри. Южно арабская историческая традиция у Вахба б. Мунаббиха. Эпоха становления арабской исторической литературы (VIII—IХ вв.). Дальнейшая разработка и собирание религиозных преданий, слияние их с ахбар. «Сира» Мухаммада б. Исхака и ее дальнейшая судьба. Отличие её от биографий Мухаммада у Ибн Са‘да и ал-Балазури. Завершение сбора и систематизации сведений о походах Мухаммада в сочинениях ал-Вакиди. Поздние переделки сочинений ал-Вакиди о завоеваниях. Сочинения ал-Азди, Абу Михнафа, Сайфа б. ‘Умара, ал-Мада’ини и Ибн ‘Абд ал-Хакама. Апогей развития жанра «футух» в трудах ал-Балазури. «Китаб ал-футух» ал-Куфи как последний оригинальный образец этого жанра. Возникновение биографических справочников в связи с нуждами хадисоведения и превращение их в самостоятельный жанр. «Табакат» Ибн Са‘да и «Ансаб» ал-Балазури. Возникновение общих исторических трудов, первые попытки создания истории Халифата в сер. VIII в. «История» Ибн Хаййата как первая всеобщая история Халифата, дошедшая до нас, ее характерные особенности. Исторические сочинения, широко использовавшие неарабскую историческую традицию: «История» ал-Йа‘куби, «Китаб ахбар ат-тивал» ад-Динавари. Характерные черты арабо-мусульманской исторической литературы: система передачи материала, понятие авторства, оформление ссылок; возникновение в связи с этим проблемы критики текста и выявлений ранних исторических сочинений, не дошедших до нас в оригинале. Племенная и религиозная тенденциозность и влияние ее на содержание исторической информации. Классический период арабской исторической литературы. «История» ат-Табари как высшее достижение традиционалистической компилятивной истории. Ее структура, особенности отбора и использования материала, проблема источников. Перевод Бал‘ами, продолжатели «Истории» ат-Табари. «Мурудж аз-захаб» и «Ахбар аз-заман» ал-Мас‘уди. Появление новых жанров: локальные и династийные истории, официальные хроники, историко-биографические справочники, посвященные отдельным группам населения (вазирам и секретарям, судьям, врачам и т. д.). Династийные истории. Истории ‘Аббасидов: «Ахбар ад-даула ал-‘Аббасиййа»; «Китаб ал-аурак» ас-Сули. Распад Халифата и образование пяти больших локальных школ: месопотамской, сиро-палестинской, египетской, магрибинской, аравийской. Появление нового типа исторических сочинений, написанных придворными чиновниками и опирающихся на документы и личные впечатления. Династийные истории месопотамской школы: «Китаб ат-таджи» Ибрахима ас-Саби и «История» (Ибн) Мискавайха. Истории сельджуков ал-Исфахани и ал-Бундари, «История атабеков Мосула» Ибн ал-Асира. Египетская школа: «Китаб футух Миср» Ибн ‘Абд ал-Хакама как самое раннее историческое сочинение. «Сират Ахмад б. Тулун» ал-Балави, «История» ал-Мусаббихи, «Китаб ал-Мугриб» Ибн Са‘ида. Магрибинская школа. Зависимость от восточных школ. Связь с домусульманской традицией. «История» Ибн Хабиба как первый сохранившийся памятник андалусской историографии; «Та’рих ифтитах ал-Андалус» Ибн ал-Кутиййи. Переработка истории ат-Табари, сделанная Арибом. «Ал-Муктабис» Ибн Хаййана. Арабо-христианские историки: Евтихий, Йахйа Антиохийский, Север б. ал-Мукaффа, Илья Нисибинский, ал-Макин, Бар Гебрей. Взаимозависимость этих авторов, связь арабо-христианской и мусульманской историографии. Истории городов. Причины их появления, наиболее характерные черты. «История Мекки» ал-Азраки, «Китаб Багдад» Ибн Тайфура, «История Мосула» ал-Азди, «Зайл та’рих Димашк» Ибн ал-Каланиси, «Та’рих мадинат Сан‘а» ар-Рази. Развитие этого жанра в Магрибе. Истории городов Средней Азии и Ирана, написанные в X в. на арабском языке (Бухара, Нишапур, Исфахан, Кум), и их дальнейшая судьба. Истории городов как разновидность биографических словарей: «История ал-Васита» ар-Раззаза, «История Багдада» ал-Хатиба ал-Багдади, «История Дамаска» Ибн ‘Асакира, «Бугйат ат-Талаб» Ибн ал-‘Адима. Степень изученности этих сочинений. Истории городов как проявление городского патриотизма. Специализированные истории: наместников, вазиров. cудей и т. д. «Китаб вулат Миср» и «Китаб кудат Миср» ал-Кинди, «Китаб ал-вузара’» ал-Джахшийари, «Китаб ал-вузара’» ас-Саби, «Китаб ал-кудат» ал-Хушани. Возрождение жанра всеобщей истории в XIII—XIV вв. «ал-Мунтазам» ‘Абд ар-Рахмана б. ал-Джаузи; «ал-Камил фи-т-та’рих» Ибн ал-Асира, отношение Ибн ал-Асира к источникам, широта географического охвата материала, место этого сочинения в арабской историографии; «Мир’ат аз-заман» Сибта б. ал-Джаузи, «История» Байбарса ал-Мансури, «История ислама» аз-Захаби, «ал-Бидайа ва-н-нихайа» Ибн Касира, «ал-Мухтасар» Абу-л-Фиды. Угасание месопотамской школы после монгольского завоевания; последние значительные ее произведения: «Китаб ал-Фахри» Ибн ат-Тиктаки, «Джами‘» Ибн ас-Са‘си, «ал-Хавадис» Ибн ал-Фувати. Расцвет сирийской школы в XII—XIV вв. Ал-‘Азими, Имад ад-дин, Ибн Аби Тайй, ал-Хамави, Ибн Шаддад, аз-Захаби, Абу-л-Фида’, Ибн ‘Арабшах. Перемещение центра арабской исторической науки в Египет, роль уроженцев Сирии. Особенности египетской школы: систематическое использование административно-финансовой документации, значительный удельный вес энциклопедических сочинений и справочников. «Каванин» Ибн Маммати, «Минхадж» ал-Махзуми, списки налоговых округов у ан-Набулуси и Ибн Джи‘ана; «Нихайа» ан-Нувайри, «Масалик ал-абсар» ал-‘Умари, «Субх ал-а‘ша» ал-Калкашанди. Всеобщие истории, написанные в Египте: «Канз ад-дурар» ад-Давадари, «Зубдат ал-фикр» Байбарса ал-Мансури, «‘Икд ал-Джуман» ал-‘Айни, «Истории» Ибн ал-Фурата и Ибн Кади Шухбы. Полигисторы ал-Макризи и ас-Суйути как наиболее характерные представители египетской школы историков. Характеристика основных сочинений ал-Макризи («Хитат», «Итти‘аз», «Сулук»). «История завоевания» Ибн Зунбула как последнее крупное историческое сочинение средневекового Египта. Историческая литература в Йемене. Доисламская историческая традиция в ранней мусульманской историографии. «Иклил» ал-Хамдани. Значение его для истории и географии раннесредневекового Йемена. «История Йемена» Надам ад-дина ал-Хаками; Ибн Ваххас aл-Хазраджи, Ибн ад-Дайба и Йахйа б. ал-Хусайн ал-Йамани. Последние историки Андалусии: Лисан ад-дин б. ал-Хатиб и Ибн Изари. «Мукаддима» Ибн Халдуна как наивысшее достижение средневековой арабской исторической мысли; сущность взглядов Ибн Халдуна на законы исторического развития. Соотношение «Мукаддимы» и «Истории» того же автора. Ал-Маккари. Автобиографии и записки о путешествиях (Усама б. Мункиз, Ибн Джубайр, Ибн Батута). Биографические словари как характерный жанр арабской исторической литературы. Словари сподвижников Мухаммада (Ибн Са‘д, «Усд ал-габа» Ибн ал-Асира, «Исаба» ал-‘Аскалани). Словари мусульманских ученых, различные способы подборки биографий: по городам, по мазхабам («Та’рих Димашк» Ибн ‘Асакира, «Та’рих Багдад» ал-Хатиба ал-Багдади, «Табакат аш-шафи‘ийа» аc-Субки), общие сводки, напр. «Дурар» ал-‘Аскалани, биографии выдающихся людей («Вафайат» Ибн Халликана), словари врачей, литераторов и т. д. Наставления по хисбе как исторический источник. Две линии: восточная (ирано-среднеазиатская) и западная (сиро-египетская и магрибинская) (Шайзари, Ибн Бассам, Ибн Ухувва, ас-Сакати). Географическая литература и её значение для изучения истории средневековья. Классический период арабской географии: IX—X вв. «Нузхат ал-муштак». Географические словари ал-Бакри и Йакута, «География» Абу-л-Фиды. Значение сведений арабских географов для истории Восточной Европы IX—XI вв. Бартольд В. В. Сочинения. Т. I, с. 45—84; Т. VIII, с. 211—212, 413—429. Бациева С. М. Историко-социологический контракт Ибн Халдуна «Мукаддима». М., 1965. Бойко К. А. Арабская историческая литература в Испании (VIII—первая половина XI в.). М., 1977. Бойко К. А. Арабская историческая литература в Египте (VII—IX вв. М., 1983. Бойко К. А. Арабская историческая литература в Египте (IX—X вв.). М., 1991. Гибб Х. А. Р. Арабская литература. Классический период. М., 1960. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. IV. М.-Л., 1957. Медников Н. А, Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. — Палестинский сборник. Вып. 50 (1). СПб., 1908. Прозоров С. М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII—X. Шиитская историография. М., 1980. Халидов А. Б. Арабская рукописная традиция. М., 1985. Abbot N. Studies in Arabic literary papiry, I—II. Chicago, 1939, 1957. Grohmenn A Einfuhrung und Chrestomatic für arabische Papyruskunde. Praha, 1954. Noth A. The Early Arabic Historical Tradition. A Source-critical study. Translated from the German by M. Bonner. Princeton, N.J., 1994. Rosenthal F. A. History of Muslim Historiography. Leiden, 1952 (2-е изд. — 1968). Sezgin U. Abu Mihnaf. Ein Beitrag zur Historiographie der umaiyadschen Zeit. Leiden, 1971.
Составитель: д.и.н. О. Г. Большаков |